Юридические факты и их виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Роль юридических фактов в праве не ограничивается толь­ко тем, что они служат основанием, изменением или прекраще­нием правоотношений. Рождение человека, достижение совер­шеннолетия, смерть - это тоже юридические факты, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособ­ности и дееспособности.

Классифицируют юридические факты по следующим основаниям:

I. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразуюшие, правоизменяюшие и правопрекрашаюшие.

1.. Правообразующие факты вызывают возникновение прав и обязанностей (поступление в Вуз, призыв на военную службу и т.д.).

2.Правоизменяющие факты влекут изменение прав и обязанностей (перевод с очной на заочную форму обучения, повышение в воинском звании, должности и т.п.).

3.Правопрекращающие факты прекращают права и обязанности (исключение из Вуза, увольнение с военной службы и т.д.).

II. По связи с волей участников правоотношений – на события, действия и юридически значимые состояния.

1. События- это обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, но порождающие определенные правовые последствия. К их числу относятся стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение сроков давности и т.п.

Среди юридических событий выделяют абсолютные и относительные события,

Абсолютные события — это такие обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависимости от нее (наводнение, землетрясение). Абсолютные события порождают только один ряд юридических последствий.

Относительные события — обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин (пожар всей фермы по причине поджога одного коровника). Относительные события могут порождать два ряда последствий. В последнем случае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породившей, в частности с правонарушениями.

Иногда правовые последствия одного ряда влияют на последствия ряда другого. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызванных неправомерным действием), исключается из числа наследников (второй ряд последствий, вызванных событием).

2. Юридически значимые состояния- это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими процессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются беременность, болезнь, нетрудоспособность, состояние в браке, наличие образования и т.д.

3. Действия- это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания участников правоотношений и с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

Действия в свою очередь делятся на правомерные, противоправные (правонарушения) и общественно опасные деяния.

Противоправные действия (правонарушения) - это такие юридические факты, которые не соответствуют (противоречат) предписаниям норм права. К противоправным действиям относятся преступления (уголовные правонарушения) и проступ-ки(административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения).

Общественно опасные деяния - это действия, которые причиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невменяемых лиц и малолетних.

Правомерные действия- это такие юридические факты, которые влекут возникновение улиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права (например, сделки). Правомерные действия делятся на юридические поступки, юридические акты.

Юридические поступки- это действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку веши, создание произведения.

Юридические акты- это такие правомерные действия, которые специально совершаются субъектами с целью вступления их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т.д. В первом случае возникают имущественные правоотношения, во втором - уголовно-правовые, в третьем - пенсионные.

Юридические акты, в свою очередь, подразделяются на ад-министративные акты и сделки.

Административные акты - это действия государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, участниками которых являются определенные лица. Административными актами являются и документы, в которых закрепляются решения судебных, административных и других юрисдикционных органов. Например, выдача (акт-действие) ордера (документ) на арест.

Сделки – это правомерные действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей, Сделки бывают односторонние (влекут за собой правовые последствия независимо от воли других лиц) и двусторонние (требуют соглашение между двумя лицами).

III. По характеру воздействия различают позитивные и негативные юридические факты.

1. Позитивные факты- это обстоятельства, которые способствуют возникновению правоотношений. Так, для вступления в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность.

2. Негативные факты- это обстоятельства, которые препятствуют возникновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке.

В ряде случаев для возникновения правоотношений, их изменения или прекращения имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом. Правильное установление фактического состава имеет важное практическое значение.

Фактический состав может быть определен законом конкретно, с указанием всех его элементов. Так, для получения пенсии по старости фактический состав образуют три юридических факта: наступление пенсионного возраста, наличие определенного трудового стажа и решение о назначении пенсии. Все эти условия конкретно определены законом. Если одного из этих фактов нет, то гражданин не может получить пенсию по старости в полном размере.

Правоотношения не возникают сами по себе. Для их появления еще недостаточно наличие правовой нормы, поскольку сама по себе норма права «мертва» и в этом смысле представляет собой лишь текст, изложенный на бумаге.

Для того, чтобы норма начала работать необходим «возбудитель». Таковым является юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

По волевому признаку юридические факты делятся на:

- события – обстоятельства, природные явления, возникновения которых не зависит от воли человека (смерть, стихийные явления);

- действия – обстоятельства, которые стали результатом воли человека. Под действиями в юридической науке понимаются не только активные, положительные действия, но и бездействия людей в тех случаях, когда норма права обязывает их к активным действиям.

В свою очередь действия подразделяются на:

- правомерные действия – совершаются в соответствии с требованиями юридических норм;

- неправомерные действия – нарушают требования правовых норм, приносят вред обществу и государству.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на:

- юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия – сделки, судебные решения;

- юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям, независимо от намерений лица, их совершающего – создание художественного произведения.

При рассмотрении отдельных видов юридических фактов выделяется и более мягкая классификация.

События классифицируются:

2. По происхождению:

- природные (стихийные) – абсолютные;

- зависящие в своем происхождении от человека (поджог, пожар, страховые отношения) – относительные.

3. По длительности:

- моментальные (происшествия);

- длящиеся (процессы).

4. По повторяемости:

- уникальные;

- периодические.

5. По характеру последствий:

- обратимые;

- необратимые.

Правомерные действия:

2. По субъекту:

- действия государственных органов;

- граждан;

- организаций.

3. По способу фиксации:

- документированные;

- недокументированные.

4. По отраслевой принадлежности:

- материально – правовые;

- процессуально – правовые.

Неправомерные действия:

2. По степени общественной опасности:

- преступления;

- правонарушения;

- проступки.

3. По отраслям права:

- уголовные;

- административные;

- гражданско-правовые.

4. По мотиву:

- корыстные;

- хулиганские.

5. По форме вины:

- умышленные;

- неосторожные.

6. По субъекту:

- индивидуальные;

- групповые;

- совершенные организационной группой или преступным сообществом.

7. По возрастному критерию:

- преступления, совершенные несовершеннолетними;

- совершенные лицами, достигшими 18 летнего возраста.

По дополнительным основаниям все юридические факты могут быть:

- право образующие (поступление в вуз);

- право изменяющие (перевод с очной формы на заочную);

- право прекращающие (окончание вуза).

 

Применение норм права.

Норма права–общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя-занностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Применение норм права - это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения - это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства. Применение норм права имеет место и тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства, приказ руководителя предприятия о приеме на работу гражданина, приказ ректора о зачислении абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами

государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и т. д.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Применение норм права - это властная специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами по реализации предписаний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке к конкретным правоотношениям индивидуального характера.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми.

Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:

1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные

объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел.

2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер.

4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением.

Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.

Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность на субъектов правоприменительной деятельности заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, то есть носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др.

В-четвертых, вся правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим субъектам. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Во многих случаях правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством. Например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Органы государственной власти и должностные лица, рассматривающие административные правонарушения, руководствуются нормами административно-процессуального законодательства. Правоприменительные органы (должностные лица) должны последовательно обеспечивать законность при рассмотрении конкретного юридического дела.

 

Толкование правовых норм

Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.

Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности — уяснение — характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.

Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые она рассчитана.

Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организации, предприятия, учреждения, физические лица.

Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.

В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.

В зависимости от юридических последствий различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц.

В зависимости от органов толкования выделяют акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.

В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования, выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование - это разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.

Основная цель официального толкования заключается в обеспечении единообразного понимания норм права и достижения их одинакового применения.

Официальное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентическое толкование — это разъяснение правовой нормы, исходящее от издавшего ее органа. Такое толкование может давать любой правотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.

Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу представленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.

Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов в связи с обобщением судебной практики.

В зависимости от того, распространяется ли толкование на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование - это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.

Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая норма. В этом смысле оно не имеет самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Подобно норме права, оно имеет общий характер и является обязательным.

Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преимущественно судами) для правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъяснения вышестоящих судов. Подобного рода разъяснения касаются только этой ситуации и формально обязательны лишь при ее рассмотрении.

Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотрении конкретных дел.

Вместе с тем, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе, правотворческий процесс, развитие юридической науки.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.