Ответ на вопрос 4. Краткая характеристика существующих систем права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функции и принципы права.

Общие принципы права:

- демократизм;

- равноправие;

- преемственность;

- справедливость.

Эти принципы характерны для всего права в целом, для всей системы права. Из них вытекают определенные требования.

Принцип демократизма означает:

- право формируется волей народа;

- в основе содержания права такие ценности, как свобода, равенство;

- закрепление и предоставление гражданам прав и свобод в экономической, социальных сферах, личные права.

Равноправие:

- применение ко всем субъектам права равного масштаба, соразмерность прав и обязанностей;

- равенство граждан по реализации права при однотипных условиях.

Преемственность:

- заимствование правом положений прошлых или современных правовых систем;

- исключение старого отжившего, не отвечающего современным условиям;

- сохранение положительного, ценного, необходимого для прогресса.

Справедливость (justitia – правда, справедливость):

- соответствие социального положения лица его вкладу в общественное развитие;

- соразмерность между деянием и санкцией;

- достижение компромисса между субъектами.

Межотраслевые принципы относятся к нескольким отраслям права (гласность судопроизводства, неотвратимость ответственности и др.).

Отраслевые принципы характерны для отдельных отраслей права (состязательность и равенство сторон в имущественных отношениях – для гражданского права; индивидуализация наказания – для уголовного; принцип свободы труда – для трудового права и т. д.).

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т. к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, т. е. могут выступать средством устранения пробелов в праве.

От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество правотворческой и правоприменительной деятельности.

Активная роль права в обществе выражается в его функциях. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, деятельность организаций и учреждений.

Функции права характеризуют собой направления воздействия права в целом, а не какой-либо его отрасли.

Можно выделить две группы функций права:

- общесоциальные;

- специально-юридические.

Общесоциальные функции права – направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права в основном совпадают с функциями государства.

Особо можно выделить такие социальные функции права, как познавательную, информационную и воспитательную.

Познавательная функция права заключается в свойстве права отражать объективную реальность, существующие общественные отношения, политические и иные институты посредством их закрепления в правовых нормах, в нормативно-правовых актах.

Информационная функция проявляется в способности права аккумулировать знания о различных сторонах социальной действительности, фиксировать общие принципы общественного и государственного строя, его политическую структуру, характер экономических отношений, формы собственности.

Воспитательная функция права проявляется в формировании высокой правовой культуры.

Специально-юридическиефункции права – направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое значение.

К ним относятся:

- регулятивная функция права; выражается в упорядочении общественных отношений в связи с положительными, нормальными явлениями общественной жизни;

- охранительная функция права; направлена на охрану общественных отношений, восстановление нарушенного порядка в связи с отрицательными явлениями в жизни общества.

Отдельные авторы выделяют категорию «ценность права», под которой понимают способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Содержание понятия «ценность права» в какой-то мере перекликается с понятием «функции права». Однако это содержание совпадает не полностью. Оно имеет свои особенности.

Принципы права в зависимости от сферы действия подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

 

Правовые нормы

Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
2. Политические нормы

Политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них.
3. Нормы морали

Это такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения.
4. Нормы традиций и обычаев

Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей.
5. Религиозные нормы

К ним относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью).

 

Ответ на вопрос 7. Соотношение права и морали
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Ответ на вопрос 8. Понятие и структура правосознания
Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям.
Структура правосознания:

1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);

2. правовая психология - это эмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;

3. правовое поведение, которое определяют:

- информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;

- оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);

- волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).

Ответ на вопрос 9. Понятие, структура и формы правовой культуры
Правовая культура
- это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.
Структурными элементами правовой культуры являются
1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм.

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология).

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

правовая активность граждан;

5. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 2.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

Разновидности правовой культуры находят отражение в ее видах и формах, необходимо рассмотреть их подробнее:

1.Правовая культура личности заключается в качественном правовом состоянии личности, которое включает знание и понимание индивидом права, уважительное отношение к нему, действия в соответствии с ним. Она характеризуется уровнем правовой социализации отдельной личности общества, степенью усвоения и использования личностью правовых норм, подразумеваются также правовые суждения.

2. Социально-активное правомерное поведение характеризует осознанная и целенаправленная деятельность личности ради достижения полезного результата с социальной точки зрения, т.е. конкретные позитивные результаты. Социально-правовую активность определяет высокий уровень правосознания, глубокая правовая убежденность, сформированная самостоятельность, сознательно принятая на себя готовность использовать правые возможности.

3.Правовая культура профессиональной группы характерна для лиц, которые непосредственно занимаются юридической практикой. Профессиональную правовую культуру характеризует более высокая степень наличия знаний и понимания правовых явлений в областях профессиональной деятельности (судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, юрисконсульты, адвокаты и пр.).

4.Правовая культура общества включает профессиональную культуру юриста, т.е. при возрастании первого возрастает вторая. В свою очередь, от профессиональной компетенции юристов находится в зависимости общее состояние правовой культуры.

5.Правовая культура общества представлена системой общечеловеческих и национальных ценностей, которые достигнуты обществом в правовой сфере и характеризуют уровень его правового прогресса. То есть это система ценностей, которые достигнуты человечеством в области права и относятся к правовой реальности конкретного общества. Сюда можно отнести уровень правосознания, режим законности и правопорядка, состояние законодательства, состояние юридической практики и пр. Высокий показатель правовой культуры показывает правовой прогресс.

 











Связь права с государством

Отношения государства и права определяют через различные понятия: соотношение связь, взаимодействие, органическая связь, причинно-следственная связь, функциональная зависимость, взаимодействие и другие. Все они означают различные степени и качества взаимосвязей.

Государство – это суверенная организация политическая власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.

Право – общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.

Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.

Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели: 1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права.

2. Либеральная модель. Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.

Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.

Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.

Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.

Единство государства и права в следующем. 1. В основе их возникновения одни и те еже причины. 2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество. 3. Общая цель – упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение социальной стабильности. 4. Являются средствами социального управления и инструментами социальной власти.

 

Классификация норм права.

По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на:

Регулятивные - это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Регулятивные нормы являются основой правового регулирования, все иные нормы права необходимы, чтобы в той или иной мере обеспечивать или обслуживать действие регулятивных норм.

Охранительные - это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно - санкций). Они фиксируют меры государственного принуждения, а также, по мнению некоторых авторов, определяют условия и порядок освобождения от наказания.

Нормы специального действия (или специализированные) - это              предписания, имеющие дополнительный характер. Они самостоятельно, сами по себе не регулируют общественные отношения, не предоставляют прав и не налагают обязанностей. Т.е. на их основе напрямую не возникают правоотношения. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним.

По методу правового регулирования нормы права делятся на:

Императивные - это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений о предписанного. Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний.

Диапозитивные - это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил.

Рекомендательные - это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения.

К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным - управомочивающие и часть обязывающих.

По сфере действия нормы права делятся на:

• нормы общего действия (конституция, кодексы),

• нормы ограниченного действия (Закон о прокуратуре, законы о льготах для лиц, пострадавших от аварии на чернобыльской АЭС, о районах крайнего Севера и

ДР-).

• нормы локального действия - действуют в рамках одного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

 

Источники (формы) права

Источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Если исходить из общепринятого значения слова источник как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то под источником права можно понимать:

1) источник в материальном смысле, материальные условия жизни общества формы собственности, интересы и потребности социальных групп и т.п.;

2) источник в идеологическом смысле, (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле, т.е. форма права.

Форма права – это способ выражения вовне государственной воли юиридческих правил поведения.

Выделяют следующие основные виды форм (источников) права:

1) правовые обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

2) юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общего права: Англии, США, Канаде и др);

3) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.);

4) нормативный акт – юридический акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.).

Субъект правоотношений.

Субъекты правоотношений - это их участники, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. Именно на реализацию законных прав и интересов субъектов направлено правоотношение.

Круг субъектов весьма разнообразен. Можно выделить коллективные субъекты права: государство и его органы, административно-территориальные единицы государства; юридические лица, социальные общности и индивидуальные - физические липа.

Государство (и его органы) является субъектом международных отношений, взаимодействуя с другими странами, и участником наиболее значимых экономических, политических, социальных, культурных отношений внутри страны. Способность выступать субъектом глобальных, региональных и локальных правоотношений вытекает из функций государства: определять свою внешнюю и внутреннюю политику, преодолевать различного рода противоречия, управлять основным экономическим потенциалом, обеспечивать достойное существование человека и гражданина.

Административно-территориальные единицы - республики, города, округа, воеводства, уезды, области и т.п. являются субъектами правоотношений в рамках отведенных им конституцией полномочий.

Юридические лица - организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающие и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права, несущие обязанности, являющиеся истцом или ответчиком в суде, имеющие самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица вступают в правоотношения, необходимые для реализации стоящих перед ними уставных задач. Например, коллегии адвокатов оказывают гражданам и организациям правовую помощь. С этой целью между клиентами и адвокатами заключаются соглашения.

Специфический субъект правоотношений - это социальные общности: нации, народности, этносы, роль которых заметно возросла в последнее время.

Физические лица - конкретные люди (граждане, иностранцы, лица без гражданства), стремящиеся к удовлетворению своих потребностей, исполняющие возложенные на них обязанности.

Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности является деликтоспособность.

Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления — с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций.

Объект правоотношений.

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений; то, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

1. согласно первому из них, объектом могут выступать только действия субъектов, поступки людей, повеление участников правоотношений, так как именно на него направлено регулирующее воздействие юридической нормы;

2. согласно второму (поддерживаемому большинством ученых), объектом правоотношения является не само поведение, а те явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом. Таковыми могут быть:

§ материальные блага (веши, предметы, ценности) — они характерны для гражданских правоотношений;

§ нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека) — типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;

§ поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т. п.) — характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и др.;

§ продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т. д.). Следует отметить особенно широкое распространение такого объекта, как интеллектуальная собственность, под которой понимают материально выраженные продукты умственной деятельности человека, востребованность которых признана государством в нормативной форме. К сожалению, данный объект еще не получил надлежащей защиты в российской правовой системе, о чем свидетельствует широко распространенное интеллектуальное «пиратство»;

§ ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т. п.) — характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

 

Применение норм права.

Норма права–общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя-занностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Применение норм права - это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения - это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства. Применение норм права имеет место и тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства, приказ руководителя предприятия о приеме на работу гражданина, приказ ректора о зачислении абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами

государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и т. д.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Применение норм права - это властная специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами по реализации предписаний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке к конкретным правоотношениям индивидуального характера.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми.

Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:

1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные

объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел.

2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер.

4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением.

Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.

Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность на субъектов правоприменительной деятельности заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, то есть носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др.

В-четвертых, вся правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим субъектам. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Во многих случаях правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством. Например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Органы государственной власти и должностные лица, рассматривающие административные правонарушения, руководствуются нормами административно-процессуального законодательства. Правоприменительные органы (должностные лица) должны последовательно обеспечивать законность при рассмотрении конкретного юридического дела.

 

Толкование правовых норм

Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.

Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности — уяснение — характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.

Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые она рассчитана.

Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организации, предприятия, учреждения, физические лица.

Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.

В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.

В зависимости от юридических последствий различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц.

В зависимости от органов толкования выделяют акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти.

В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования, выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование - это разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.

Основная цель официального толкования заключается в обеспечении единообразного понимания норм права и достижения их одинакового применения.

Официальное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентическое толкование — это разъяснение правовой нормы, исходящее от издавшего ее органа. Такое толкование может давать любой правотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.

Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу представленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.

Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов в связи с обобщением судебной практики.

В зависимости от того, распространяется ли толкование на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование - это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.

Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая норма. В этом смысле оно не имеет самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Подобно норме права, оно имеет общий характер и является обязательным.

Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преимущественно судами) для правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъяснения вышестоящих судов. Подобного рода разъяснения касаются только этой ситуации и формально обязательны лишь при ее рассмотрении.

Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотрении конкретных дел.

Вместе с тем, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе, правотворческий процесс, развитие юридической науки.

 

Виды правонарушений

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения о

Дисциплинарным проступкомназывается нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Кодексом законов о труде предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение.

Гражданские правонарушения(деликты) – причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. В качестве санкций выступают возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права и др.

Процессуальные правонарушенияобусловлены нарушением установленной законом правил гражданского, уголовного, арбитражного, конституционного судопроизводства. К таковым относятся: неявка в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, несоблюдение правил подачи иска в суд и т.д.

 

 

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Разделение властей

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.

Система разделения властей включает:

· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

· коллегиальность деятельности;

· отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

· организационный характер;

· ориентация на практическую реализацию законодательства;

· непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.

Судебная власть.

Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности. В России к статусу судей применяется ещё один принцип - принцип несменяемости судей. Данный принцип в последнее время вызывает много критики, т.к. фактически получается, что судья никому не подотчетен, и отстранить его от должности может только квалификационная коллегия Верховного Суда, чем юридически закреплен принцип круговой поруки в судейском сообществе.

Результатом такого положения как раз и стало появление имени нарицательного "Бассманный суд". Надо отметить, что во всех развитых государствах судьи являются выборными. В России также согласно ФЗ "О мировых судьях" мировые судьи также являются выборными.

Правосудие осуществляется в особой правовой форме с документальной фиксацией судебных решений, формализованными, строго установленными процедурами. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат безусловному исполнению всеми участниками общественных отношений.

 

Институт гражданства.

Гражданство РФ– это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство необходимо рассматривать как социально-политическое явление потому, что оно является одним из факторов, обусловливающих образование и существование современной государственности.

Гражданство, являясь результатом естественно - исторического процесса развития общества, выступает социальной базой государства. По существу, гражданство является политико - правовым выражением собственного населения государства. Это не означает, что государство порождает население и оно является его "собственностью".

Выход из гражданства РФ– свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если: 1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность); 2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; 3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

 

 

Понятие собственности

Собственность – это совокупность материальных и нематериальных благ (объектов), судьбу которых имеет право определять только их собственник (субъект). Право определять судьбу означает, что собственник может свободно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами, находящимися в его собственности. Собственность – категория гражданских правоотношений, которые строятся главным образом на основе Конституции Страны и Гражданского кодекса. На их основе принимаются законы, декреты, указы и распоряжения Президента, постановления и другие акты правительства, министерств, республиканских и местных органов управления и самоуправления, Национального банка.

 

Сущность трудовых отношений

Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений по поводу осуществления процессов, обусловленных трудовой деятельностью и направленных на повышение качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения как система включают в себя следующие элементы: субъекты, уровни, предметы, типы и факторы развития социально-трудовых отношений.

 

Трудовой договор

 Т рудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Работодателем может быть юридическое лицо или физическое лицо (как правило - индивидуальный предприниматель). Работником может быть гражданин не моложе 16 лет (допускается приём на работу для выполнения лёгкого труда в свободное от учёбы время по достижении 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей, попечителя).

 

Принципы уголовного права.

Принципы уголовного права – это основополагающие начала как уголовного права в целом, так и отдельных его институтов, которые закреплены в уголовном законодательстве.

Характерные признаки принципов уголовного права состоят в том, что они:

а) выявляют внутренние объективные закономерности уголовного закона и направляют его тем самым на решение указанных выше задач;

б) пронизывают все законодательство, включая Общую и Особенные части, а также проявляются в уголовно—правовых институтах;

в) данные признаки имеют практическое значение.

Принципы уголовного права:

1. Принцип законности. Законность – это точное и неуклонное соблюдение действующих в государстве законов гражданами, должностными лицами, органами государства.

Основными чертами данного принципа являются: единство законности; обязанность выполнения законов всеми без исключения и контроль за этим; пресечение попыток нарушить или обойти закон; связь законности и целесообразности, справедливости, дисциплины, культурности.

В указанном принципе лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности и таким образом наказано, если оно не совершило деяния. Также к лицу, которое виновно в совершении преступления, могут быть применены только указанные в законе меры государственного принуждения.

2. Принцип равенства граждан перед законом.

Также равенство всех граждан провозглашено и в Конституции РФ (ч. 1 ст. 19). Перед законом нет ни у кого привилегий, а в случае, если есть факт преступления, то уголовная ответственность наступит независимо от занимаемой должности, национальности и т. п. Расплата за содеянное рано или поздно все равно наступает.

3. Принцип вины. По данному принципу лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно опасные действия (бездействие) и за наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина и лицо должно быть наказано за совершение преступления только тогда, когда оно действовало с умыслом или по неосторожности.

4. Принцип справедливости. Справедливостью называется определенное соответствие различных общественных отношений, а также поощрение добра добром и т. п.

5. Принцип гуманизма. Проявление гуманизма выражается в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно—правовой охраны личности и специфическое проявление гуманизма по отношению к преступнику. Также гуманизм наказания определяется отсутствием у закона цели причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства и проявляется в дифференцировании ответственности, возможности освобождения от нее или применения менее строгих ее мер.

 

 

Функции и принципы права.

Общие принципы права:

- демократизм;

- равноправие;

- преемственность;

- справедливость.

Эти принципы характерны для всего права в целом, для всей системы права. Из них вытекают определенные требования.

Принцип демократизма означает:

- право формируется волей народа;

- в основе содержания права такие ценности, как свобода, равенство;

- закрепление и предоставление гражданам прав и свобод в экономической, социальных сферах, личные права.

Равноправие:

- применение ко всем субъектам права равного масштаба, соразмерность прав и обязанностей;

- равенство граждан по реализации права при однотипных условиях.

Преемственность:

- заимствование правом положений прошлых или современных правовых систем;

- исключение старого отжившего, не отвечающего современным условиям;

- сохранение положительного, ценного, необходимого для прогресса.

Справедливость (justitia – правда, справедливость):

- соответствие социального положения лица его вкладу в общественное развитие;

- соразмерность между деянием и санкцией;

- достижение компромисса между субъектами.

Межотраслевые принципы относятся к нескольким отраслям права (гласность судопроизводства, неотвратимость ответственности и др.).

Отраслевые принципы характерны для отдельных отраслей права (состязательность и равенство сторон в имущественных отношениях – для гражданского права; индивидуализация наказания – для уголовного; принцип свободы труда – для трудового права и т. д.).

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т. к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, т. е. могут выступать средством устранения пробелов в праве.

От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество правотворческой и правоприменительной деятельности.

Активная роль права в обществе выражается в его функциях. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, деятельность организаций и учреждений.

Функции права характеризуют собой направления воздействия права в целом, а не какой-либо его отрасли.

Можно выделить две группы функций права:

- общесоциальные;

- специально-юридические.

Общесоциальные функции права – направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права в основном совпадают с функциями государства.

Особо можно выделить такие социальные функции права, как познавательную, информационную и воспитательную.

Познавательная функция права заключается в свойстве права отражать объективную реальность, существующие общественные отношения, политические и иные институты посредством их закрепления в правовых нормах, в нормативно-правовых актах.

Информационная функция проявляется в способности права аккумулировать знания о различных сторонах социальной действительности, фиксировать общие принципы общественного и государственного строя, его политическую структуру, характер экономических отношений, формы собственности.

Воспитательная функция права проявляется в формировании высокой правовой культуры.

Специально-юридическиефункции права – направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое значение.

К ним относятся:

- регулятивная функция права; выражается в упорядочении общественных отношений в связи с положительными, нормальными явлениями общественной жизни;

- охранительная функция права; направлена на охрану общественных отношений, восстановление нарушенного порядка в связи с отрицательными явлениями в жизни общества.

Отдельные авторы выделяют категорию «ценность права», под которой понимают способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Содержание понятия «ценность права» в какой-то мере перекликается с понятием «функции права». Однако это содержание совпадает не полностью. Оно имеет свои особенности.

Принципы права в зависимости от сферы действия подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

 

Ответ на вопрос 4. Краткая характеристика существующих систем права

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам
Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.
Основные структурные элементы системы права:
а) нормы права;
б) институты права,
в) отрасли права.
Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права
Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права) .
Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения) .


Ответ на вопрос 5. Понятие система нормативного регулирования общественных отношений.

Система нормативного регулирования — это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно- ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.












Дата: 2019-03-05, просмотров: 169.