Вопрос 10. Правовое воспитание, его цель и формы осуществления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое воспитание – это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе (Мелехин А.В.).

Правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости юридических норм (Дмитриев Ю.А.).

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. (Семитко А.П., Русинов Р.К., Баранов В.М., Сальников В.П.).

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры (Малько А.В.).

Правовое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок (Цыганов В.И.). Необходимо различать “правовое воздействие” и “правовое воспитание”. Правовое воздействие включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений.

Правовое воспитание (в широком смысле) – это многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

1. Субъекты воспитания (органы государства, образовательные учреждения, общественные организации, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

2. Объекты воспитания (все общество, граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

3. Содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.);

4. Методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5. Формы воспитания;

К формам воспитания относятся:

· Правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

· Правовая пропаганда (заключается в распространении правовых знаний, идей, убеждений, требований среди населения с помощью телевидения, радио, иных СМИ, специальных государственных и общественных структур и т.д.);

· Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

· Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (например, в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников) и т.п.);

· Устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующих вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

· Наглядная правовая информация (стенгазеты);

· Воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов, повестей российских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Т. Драйзера и т.д.).

· Самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка.

 

Вопрос 11. Понятие и признаки нормы права.

Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов общественных отношений, установленных (санкционированных) и охраняемых гос-вом.

Признаки норм права: 1. Общие: - общий характер, т.е. рассчитана на упорядоченное поведение не одного, а многих, заранее не персонифицированных лиц. - типичность, т.е. она регулирует поведение, часто встречающееся, распространенное (например, применение труда, выплата заработной платы, заключение договора, неисполнение обязательств). - многократная повторяемость, т.е., урегулировав одну ситуацию, она начинает действовать вновь (например, оплата очередной раз проезда в транспорте, уплата налогов с вновь полученного дохода, несение ответственности за вновь совершенное правонарушение). 2) Специальные: - отражение наиболее важных общественных отношений, Малозначительные для общества в целом виды поведения ими не регулируются, (например, режим дня, межличностные отношения в семье, способы принятия на работу (учебу), использование заработной платы и т.д.). В этих и др. подобных ситуациях действуют нормы морали, традиции, обычаи и другие социальные нормы. - общеобязательность, т.е. распространяется на всех лиц и все обязаны следовать правовым предписаниям; - связь с государством: государство издает (санкционирует) и гарантирует исполнение норм права. В юридической литературе называют и иные признаки норм права: норма права имеет предоставительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой – обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц.

Формальная определенность норм права. Этот признак проявляется двояко: 1.В содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаний на последствия их нарушений; 2. В том, что любая норма права закреплена в статье, главе, разделе и т.д. официального документа – нормативно-правового акта.

Специализация норм права предполагает, что между нормами права есть разделение труда, они специализируются на выполнении какой-то одной «своей» юридической операции.

Юстициабельность норм права, т.е. возможность на их основе вынесения решения по конкретному делу. Кроме этих признаков, называют и такие нормы права, как системность, процедурность, объективность, справедливость и т.д.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 189.