Организационные формы обучения (по Г.А. Игнатьевой)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Формы обучения Приемы обучения Содержание наблюдения, самонаблюдения
Фронтальная форма обучения Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
Индивидуальная форма обучения Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации
Коллективная форма организации обучения Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

Приложение 3

Рефлексия и ее приемы

 

Словарь иностранных слов определяет рефлексию (от позднелат. reflexio — обращение назад) как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В толковом словаре русского языка она трактуется как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Для урока, обеспечивающего реализацию ФГОС, обязательным этапом урока является рефлексивно-оценочный, который направлен на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. В связи с этим рефлексию, которая проводится на уроке, можно классифицировать следующим образом:

4) рефлексия настроения и эмоционального состояния,

5) рефлексия деятельности,

6) рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно как в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). 

 С целью определения настроения по цвету рекомендуется применить характеристику цветов М. Люшера:

· красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

· красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

· синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

· зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

· жёлтый – приятное, спокойное настроение;

· фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

· серый – замкнутость, огорчение;

· чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

· коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Приемы проведения рефлексии настроения:

· «Букет настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». Можно предложить учащимся более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.

· «Светофор»: школьники прикрепляют полученные от учителя квадратики (все одинакового цвета, например, синего) в кругам светофора: красному, желтому или зеленому.

· «Яблоко и стрелы»: учащиеся прикрепляют полученные от учителя стрелы (тоже все одинакового цвета, например, серебристого) к яблоку либо красного, либо зеленого цвета. 

· «Дерево чувств»: учащиеся прикрепляют к дереву изображения яблок, имеющих цвета, соответствующие их настроению.

· «Мистер Настроение»: учащиеся рисуют лицо человечка или смайлик, передавая свои эмоции.

· «Комплимент»: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

· «Продолжи фразу»: «Я могу себя похвалить…», «Я хочу сказать спасибо…», Мне было интересно…», «Мне было трудно…»

· Ответ на вопросы: «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» Чтобы помочь высказаться, можно использовать перечень эмоций: восхищение, страх, веселье, уныние, грусть, счастье, печаль, удивление и др.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления учащимися способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных из них, оценки активности школьников на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс, поскольку ученики с её помощью анализируют свою работу, пути достижения результата, а значит, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, при защите проектных работ. Применение данного вида рефлексии в конце урока позволяет оценить активность каждого на разных этапах урока.

Прием «Лестница успеха». На доске изображена лестница. Обучающиеся оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице. По желанию они могут прокомментировать свою позицию.

Вариант приема «Лестница успеха». Выберите положение, которое выражает ваше мнение об уроке:

· Понятно и интересно.

· Мне всё понятно, но материал не всегда интересе.

· Я не всё понял, но мне было интересно.

· Я ничего не понял и на уроке скучал.

Графическая самооценка. С помощью геометрических фигур разного цвета:

§ зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно;

§ желтый – выполнил правильно, но медленно;

§ синий – выполнил правильно, но с помощью других;

§ красный – выполнил неправильно.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня усвоения содержания пройденного. С целью ее проведения применяют методику незаконченного предложения, прием подбора афоризма или пословицы, синквейна, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…» - «Теперь я знаю…»).

В качестве вариантов фраз при использовании методики незаконченного предложения можно предложить:

· «Сегодня я узнал…»

· «Я понял, что…»

· «Теперь я могу…»

· «Я приобрел…»

· «Я научился…»

 

Прием «Синквейн» широко применяется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, но его можно применять и как прием самостоятельный. Он помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового и др.

Алгоритм написания синквейна:

ü Первая строка: название темы (одно существительное);

ü Вторая строка: описание темы в двух словах, два прилагательных;

ü Третья строка: описание действия в рамках этой темы тремя словами;

ü Четвёртая строка: фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение, которое может состоять и из большего количества слов, но не должно быть слишком длинным);

ü Пятая строка, последняя: синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Прием «Шпаргалка». Обучающиеся составляют памятку, схему, текст для справочника и др. с целью представления усвоенной на уроке информации в свернутом (сжатом) виде.

В конце урока возможно проведение анкетирования, позволяющего осуществить самоанализ. Один из вариантов представлен ниже:

 

1 На уроке я работал активно/пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3 Урок для меня показался коротким/длинным
4 За урок я не устал/устал
5 Мое настроение стало лучше/стало хуже
6 Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен
7 Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/неинтересным

 

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

Литература

 

1. Запрудский, Н.И. Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся / Н.И. Запрудский. Минск: Сэр – Вит, 2012. 160с.

2. Игнатьева Г.А. Методические рекомендации разработке инновационных форм учебных занятий режим доступа / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, М.В. Медвидь, А.С. Мольков –. Нижний Новгород, 2011. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-410637.html

3. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2014. – 144 с.

5. ОС «Школа 2100» Схема анализа (самоанализа) урока по результатам ФГОС. – Режим доступа: http://ms.znate.ru/docs/1873/index-50365.html

6. Поплавская Е.Г. Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos.

7. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9 классы.: М. «Просвещение» - 2011.

8. Старостенко Е.Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС - http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.

10. Фундаментальное ядро ФГОС.: М. «Просвещение» - 2011.

11. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.