Типы урока (по Г.А. Игнатьевой)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МБОУ СОШ №38 с УИОП

Им. Е.А. Болховитинова

УРОК

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

Авторы-составители: Н.Ф. Бодрова, В.Н. Зубрева, Т.Л. Сунцова

 

Воронеж 2014

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С 2011 года начался переход на новое поколение государственных образовательных стандартов. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В связи с этим предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Главным становятся результаты, которых должны достичь школьники.

Таким образом, урок, остающийся основной формой организации учебной деятельности школьников в условиях классно-урочной системы обучения, должен претерпеть изменения.

Поскольку деятельность участников образовательного процесса направлена на достижение результатов, то учителем формулируются целевые установки урока (планируемые достижения учащихся), которые включают предметные, метапредметные и личностные результаты, определяемые стандартом.

Следует понимать, что обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, поэтому мотивация как самостоятельный этап – обязательна для каждого урока, обеспечивающего реализацию ФГОС. Этот этап состоит обычно из следующих учебных действий:

· создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;

· формулирование основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;

· рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Это позволит подвести школьников к самостоятельному формулированию темы и цели урока.

Далее учащиеся познают и осваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Большую помощь в этом может оказать моделирование, которое должно выступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые должны быть выполнены и освоены учащимися для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.

Для урока, обеспечивающего реализацию ФГОС, обязательным этапом урока является рефлексивно-оценочный, который направлен на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. В связи с этим рефлексию, которая проводится на уроке, можно классифицировать следующим образом:

1) эмоциональная рефлексия,

2) рефлексия деятельностная,

3) рефлексия содержания учебного материала.

В целях обеспечения эмоциональной рефлексии используются смайлики, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, настроения. Деятельностная рефлексия дает возможность осмысления учащимися способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных из них, оценки активности школьников на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс, поскольку ученики с её помощью анализируют свою работу, пути достижения результата, а значит, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня усвоения содержания пройденного. С целью ее проведения применяют методику незаконченного предложения, прием подбора афоризма, синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового и др..

Таким образом, расстановка новых акцентов на каждом из этапов урока, позволяющего обеспечивать требования ФГОС, приводит к необходимости некоторой корректировки названий этих этапов. Например, для комбинированного урока могут быть предложены такие этапы:

· мотивация;

· актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности;

· целеполагание;

· освоение нового содержания и способов действий;

· закрепление и включение в систему знаний;

· рефлексия;

· домашнее задание.

Это же касается и схемы структуры урока, один из возможных вариантов которой можно представить следующим образом:

Тема урока: _______________________________________________

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: _______________________________

Метапредметные результаты: __________________________

Личностные результаты: _______________________________

Средства обучения: ________________________________________

Ход урока

Название и начало этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
       
       
       

 

Таким образом, на уроке, обеспечивающем реализацию ФГОС, ученик должен стать субъектом учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин он получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, которые предусматриваются данным стандартом.

 

Таблица 1

Урок современного типа

Решаемые задачи Пути их решения Формируемые универсальные учебные действия
Определение темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Целеполагание Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование учебной деятельности Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель консультирует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Групповая и индивидуальная работа обучаемых по намеченному плану (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Самоконтроль и взаимоконтроль обучаемых (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание деятельности учащихся Самооценка и взаимооценка обучаемых по результатам деятельности (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Рефлексия Проводится рефлексия эмоциональная, деятельности, содержания (учитель организует) Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

 

Таблица 2

Основные этапы урока (НООС)

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Приемы обучения и учения
Организационный момент Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
Постановка цели урока в начале или в процессе урока Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей) Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.
Динамическая пауза Основные приемы динамической паузы
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Рефлексия деятельности Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – современ­ная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Она является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования, средством представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

В технологической карте должна быть отражена не только детальная операционально-деятельностная структуризация урока, но и четкая фиксация субъект-субъектных форм взаимодействия его участников, что позволит в целом обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

В ходе введения ФГОС каждому учите­лю необходимо осознать важность и необходимость достижения обучающи­мися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных в виде формируемых способов деятельности. В связи с этим стано­вится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необхо­димость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды формируемых универсальных учебных действий.

Технологическая карта позволяет учителю не только определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, и спланировать механизм их формирования, а также осуществлять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Форма технологической карты

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _______________________ (включать и заполнять для семинара и сборника с технологическими картами)

Учебный предмет: _________________ Класс: ___________________

Автор(ы) УМК: ___________(включать и заполнять для семинара и сборника с технологическими картами)

Тема урока: __________________________________

Тип урока: ____________________________

Технология(и) обучения: ________________________ (включать и заполнять в случае применения конкретных технологий на данном уроке)

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: _______________________________

Метапредметные результаты: __________________________

Личностные результаты: _______________________________

Основные понятия: ________________________________________

Образовательные ресурсы: _________________________________

 

Деятельность учителя Деятельность обучаемых Формируемые УУД

Название этапа

Название этапа

Название этапа

 

Этапы урока

Оценка

1.Этап актуализации · обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока (ЗУНы по данному предмету, знания и умения из других предметных областей, обобщенные способы деятельности, личный жизненный опыт); · оригинальность используемых педагогом приемов актуализации; · активность ученической позиции (связана с формой организации деятельности: фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.).   10бал. 2.Этап  проблематизации · наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока); · четкость обозначения обучающимися границы своего «знания» - «незнания»; · активность ученической позиции.   10бал. 3.Этап целеполагания и планирования · инициативность обучающихся в формулировании цели предстоящей деятельности (постановка учебной задачи); · четкость построения ориентировочной основы деятельности участников учебно-воспитательного процесса (план урока); · наличие прогностической модели ожидаемого результата урока · партнерство как ведущий способ взаимодействия участников УВП.     10бал. 4.Этап концептуализации · наличие анализа реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире · организация коллективно-распределительной деятельности в малых группах · способность вести дискуссию на разных уровнях · умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание     10 бал.    5.Этап моделирования · обоснованность выбора модели для фиксации найденных существенных характеристик объекта урока; · понимание учащимися смысла созданной модели как ООД решения определенного класса учебных задач; · полнота преобразования модели и четкость формулирования объективных закономерностей, характеризующих способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, связанных с объектом урока.   10бал.   6.Этап конструирования · полнота охвата построенной системы конкретно-практических задач границ применимости сформулированной объективной закономерности; · «интересность» заданий, наличие «ловушек» и приемов «провокаций» для объективации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме; · многоуровневость взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»   10бал.   7.Этап рефлексии · целесообразность выбранного способа контроля; · уровень самостоятельности обучающихся в контроле хода решения учебной задачи урока; · понимание обучающимисякритериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока; · наличие потребности у учащихся в оценке своих действий; · наличие самооценки, степень самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы; · учет позиций обучающихся и понимание субкультуры класса; · системность и цикличность организации действия оценки; · вариативность средств и форм оценивания   10 бал.  

 

· 35- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и метапредметные результаты появляются случайным образом.

· 46-60 баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС.

· 61- 70 баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС, и учитель использует интересные методические приемы формирования УУД.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель посещения:  

Дата:

Класс, учитель:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рефлексия и ее приемы

 

Словарь иностранных слов определяет рефлексию (от позднелат. reflexio — обращение назад) как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В толковом словаре русского языка она трактуется как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Для урока, обеспечивающего реализацию ФГОС, обязательным этапом урока является рефлексивно-оценочный, который направлен на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. В связи с этим рефлексию, которая проводится на уроке, можно классифицировать следующим образом:

4) рефлексия настроения и эмоционального состояния,

5) рефлексия деятельности,

6) рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно как в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). 

 С целью определения настроения по цвету рекомендуется применить характеристику цветов М. Люшера:

· красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

· красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

· синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

· зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

· жёлтый – приятное, спокойное настроение;

· фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

· серый – замкнутость, огорчение;

· чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

· коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Приемы проведения рефлексии настроения:

· «Букет настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». Можно предложить учащимся более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.

· «Светофор»: школьники прикрепляют полученные от учителя квадратики (все одинакового цвета, например, синего) в кругам светофора: красному, желтому или зеленому.

· «Яблоко и стрелы»: учащиеся прикрепляют полученные от учителя стрелы (тоже все одинакового цвета, например, серебристого) к яблоку либо красного, либо зеленого цвета. 

· «Дерево чувств»: учащиеся прикрепляют к дереву изображения яблок, имеющих цвета, соответствующие их настроению.

· «Мистер Настроение»: учащиеся рисуют лицо человечка или смайлик, передавая свои эмоции.

· «Комплимент»: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

· «Продолжи фразу»: «Я могу себя похвалить…», «Я хочу сказать спасибо…», Мне было интересно…», «Мне было трудно…»

· Ответ на вопросы: «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» Чтобы помочь высказаться, можно использовать перечень эмоций: восхищение, страх, веселье, уныние, грусть, счастье, печаль, удивление и др.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления учащимися способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных из них, оценки активности школьников на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс, поскольку ученики с её помощью анализируют свою работу, пути достижения результата, а значит, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, при защите проектных работ. Применение данного вида рефлексии в конце урока позволяет оценить активность каждого на разных этапах урока.

Прием «Лестница успеха». На доске изображена лестница. Обучающиеся оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице. По желанию они могут прокомментировать свою позицию.

Вариант приема «Лестница успеха». Выберите положение, которое выражает ваше мнение об уроке:

· Понятно и интересно.

· Мне всё понятно, но материал не всегда интересе.

· Я не всё понял, но мне было интересно.

· Я ничего не понял и на уроке скучал.

Графическая самооценка. С помощью геометрических фигур разного цвета:

§ зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно;

§ желтый – выполнил правильно, но медленно;

§ синий – выполнил правильно, но с помощью других;

§ красный – выполнил неправильно.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня усвоения содержания пройденного. С целью ее проведения применяют методику незаконченного предложения, прием подбора афоризма или пословицы, синквейна, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…» - «Теперь я знаю…»).

В качестве вариантов фраз при использовании методики незаконченного предложения можно предложить:

· «Сегодня я узнал…»

· «Я понял, что…»

· «Теперь я могу…»

· «Я приобрел…»

· «Я научился…»

 

Прием «Синквейн» широко применяется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, но его можно применять и как прием самостоятельный. Он помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового и др.

Алгоритм написания синквейна:

ü Первая строка: название темы (одно существительное);

ü Вторая строка: описание темы в двух словах, два прилагательных;

ü Третья строка: описание действия в рамках этой темы тремя словами;

ü Четвёртая строка: фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение, которое может состоять и из большего количества слов, но не должно быть слишком длинным);

ü Пятая строка, последняя: синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Прием «Шпаргалка». Обучающиеся составляют памятку, схему, текст для справочника и др. с целью представления усвоенной на уроке информации в свернутом (сжатом) виде.

В конце урока возможно проведение анкетирования, позволяющего осуществить самоанализ. Один из вариантов представлен ниже:

 

1 На уроке я работал активно/пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3 Урок для меня показался коротким/длинным
4 За урок я не устал/устал
5 Мое настроение стало лучше/стало хуже
6 Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен
7 Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/неинтересным

 

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

Литература

 

1. Запрудский, Н.И. Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся / Н.И. Запрудский. Минск: Сэр – Вит, 2012. 160с.

2. Игнатьева Г.А. Методические рекомендации разработке инновационных форм учебных занятий режим доступа / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, М.В. Медвидь, А.С. Мольков –. Нижний Новгород, 2011. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-410637.html

3. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2014. – 144 с.

5. ОС «Школа 2100» Схема анализа (самоанализа) урока по результатам ФГОС. – Режим доступа: http://ms.znate.ru/docs/1873/index-50365.html

6. Поплавская Е.Г. Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos.

7. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9 классы.: М. «Просвещение» - 2011.

8. Старостенко Е.Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС - http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.

10. Фундаментальное ядро ФГОС.: М. «Просвещение» - 2011.

11. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

 

МБОУ СОШ №38 с УИОП

Им. Е.А. Болховитинова

УРОК

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

Авторы-составители: Н.Ф. Бодрова, В.Н. Зубрева, Т.Л. Сунцова

 

Воронеж 2014

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С 2011 года начался переход на новое поколение государственных образовательных стандартов. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В связи с этим предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Главным становятся результаты, которых должны достичь школьники.

Таким образом, урок, остающийся основной формой организации учебной деятельности школьников в условиях классно-урочной системы обучения, должен претерпеть изменения.

Поскольку деятельность участников образовательного процесса направлена на достижение результатов, то учителем формулируются целевые установки урока (планируемые достижения учащихся), которые включают предметные, метапредметные и личностные результаты, определяемые стандартом.

Следует понимать, что обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, поэтому мотивация как самостоятельный этап – обязательна для каждого урока, обеспечивающего реализацию ФГОС. Этот этап состоит обычно из следующих учебных действий:

· создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;

· формулирование основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;

· рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Это позволит подвести школьников к самостоятельному формулированию темы и цели урока.

Далее учащиеся познают и осваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Большую помощь в этом может оказать моделирование, которое должно выступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые должны быть выполнены и освоены учащимися для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.

Для урока, обеспечивающего реализацию ФГОС, обязательным этапом урока является рефлексивно-оценочный, который направлен на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. В связи с этим рефлексию, которая проводится на уроке, можно классифицировать следующим образом:

1) эмоциональная рефлексия,

2) рефлексия деятельностная,

3) рефлексия содержания учебного материала.

В целях обеспечения эмоциональной рефлексии используются смайлики, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, настроения. Деятельностная рефлексия дает возможность осмысления учащимися способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных из них, оценки активности школьников на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс, поскольку ученики с её помощью анализируют свою работу, пути достижения результата, а значит, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня усвоения содержания пройденного. С целью ее проведения применяют методику незаконченного предложения, прием подбора афоризма, синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового и др..

Таким образом, расстановка новых акцентов на каждом из этапов урока, позволяющего обеспечивать требования ФГОС, приводит к необходимости некоторой корректировки названий этих этапов. Например, для комбинированного урока могут быть предложены такие этапы:

· мотивация;

· актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности;

· целеполагание;

· освоение нового содержания и способов действий;

· закрепление и включение в систему знаний;

· рефлексия;

· домашнее задание.

Это же касается и схемы структуры урока, один из возможных вариантов которой можно представить следующим образом:

Тема урока: _______________________________________________

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: _______________________________

Метапредметные результаты: __________________________

Личностные результаты: _______________________________

Средства обучения: ________________________________________

Ход урока

Название и начало этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
       
       
       

 

Таким образом, на уроке, обеспечивающем реализацию ФГОС, ученик должен стать субъектом учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин он получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, которые предусматриваются данным стандартом.

 

Таблица 1

Урок современного типа

Решаемые задачи Пути их решения Формируемые универсальные учебные действия
Определение темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Целеполагание Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование учебной деятельности Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель консультирует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Групповая и индивидуальная работа обучаемых по намеченному плану (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Самоконтроль и взаимоконтроль обучаемых (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание деятельности учащихся Самооценка и взаимооценка обучаемых по результатам деятельности (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Рефлексия Проводится рефлексия эмоциональная, деятельности, содержания (учитель организует) Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

 

Таблица 2

Типы урока (по Г.А. Игнатьевой)

Тип урока Целевое назначение Результативность обучения
Урок первичного предъявления новых знаний Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
Урок применения предметных ЗУНов Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач) Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
Урок повторения предметных ЗУНов Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Контрольный урок Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, Результаты контрольной или самостоятельной работы
Коррекционный урок Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат
Учебная экскурсия Непосредственное изучение явлений окружающего мира Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов
Урок решения практических, проектных задач Практическая направленность изучения теоретических положений Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

 

Основные этапы урока (НООС)

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Приемы обучения и учения
Организационный момент Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
Постановка цели урока в начале или в процессе урока Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей) Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.
Динамическая пауза Основные приемы динамической паузы
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Рефлексия деятельности Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – современ­ная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Она является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования, средством представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

В технологической карте должна быть отражена не только детальная операционально-деятельностная структуризация урока, но и четкая фиксация субъект-субъектных форм взаимодействия его участников, что позволит в целом обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

В ходе введения ФГОС каждому учите­лю необходимо осознать важность и необходимость достижения обучающи­мися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных в виде формируемых способов деятельности. В связи с этим стано­вится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необхо­димость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды формируемых универсальных учебных действий.

Технологическая карта позволяет учителю не только определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, и спланировать механизм их формирования, а также осуществлять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Форма технологической карты

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _______________________ (включать и заполнять для семинара и сборника с технологическими картами)

Учебный предмет: _________________ Класс: ___________________

Автор(ы) УМК: ___________(включать и заполнять для семинара и сборника с технологическими картами)

Тема урока: __________________________________

Тип урока: ____________________________

Технология(и) обучения: ________________________ (включать и заполнять в случае применения конкретных технологий на данном уроке)

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: _______________________________

Метапредметные результаты: __________________________

Личностные результаты: _______________________________

Основные понятия: ________________________________________

Образовательные ресурсы: _________________________________

 

Деятельность учителя Деятельность обучаемых Формируемые УУД

Название этапа

Название этапа

Название этапа

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.