Доходы населения и государственное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регулирование экономики

1. Доходы населения и проблема их выравнивания.

2. Государственное регулирование экономики и противоречия рынка.

3. Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики.

 

Методические рекомендации

Доходы населения — сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Процесс распределения доходов начинает осуществляться непосредственно в сфере производства. Здесь начисляется заработная плата, осуществляются отчисления косвенных налогов и взносов в фонд социального страхования - это первичное распределение.

При вторичном распределении происходит дальнейшее распределение этих доходов в разнообразных видах: прямые налоги, социальные выплаты, субсидии и т. д. Окончательным результатом становится располагаемый личный доход. Можно выделить:

1   функциональное распределение доходов - это деление денежного дохода общества в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Здесь совокупный доход распределяется на заработную плату, ренту, процент и прибыль;

2   личное распределение доходов - это деление денежного дохода между отдельными домохозяйствами.

Получение доходов населением сопровождается неравенством (дифференциацией).

Выделяют следующие причины дифференциация доходов:

-   различия в способностях (физических и интеллектуальных);

-   различия в образовании и квалификации;

-   трудолюбие и мотивацию;

-   профессиональную интуицию и склонность к риску;

-   происхождение, размер и состав семьи;

-   владение собственностью и положение на рынке;

-   удача, везение и дискриминация;

-   характер выполняемой работы;

-   монопольная власть.

Для количественной оценки дифференциации доходов приме­няют различны показатели.

Наиболее простым является расчет так называемого децильного коэффи­циента, характеризующего, во сколько раз доходы 10% наибо­лее богатых семей превосходят доходы 10% наиболее бедных семей.

Недостатком характеризуемого коэффициента является то, что он представляет самую общую картину неравенства, не учи­тывает распределения доходов среди «средних» групп населения. Эти недостатки в известной мере компенсируют методи­ки, более полно исследующие распределение доходов в обще­стве — кривая Лоренца и индекс Джини.

Неравенство распределения совокупного до­хода общества между различными группами населения в экономике чаще всего представляют в виде графика, по имени исследователя получившего назва­ние кривой Лоренца.


Рисунок 1 - Кривая Лоренца

 

 Абсолютное равенство представлено биссектрисой ОЕ, а абсо­лютное неравенство - линией OFE. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов. Реально беднейшая часть населения получает обычно 5-6 %. А богатейшая 40-45 %. Чем неравномерное распределение доходов, тем большей вогнутостью характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она будет прохо­дить к точке F. И наоборот, чем ниже уровень дифференциации, тем ближе кривая Лоренца будет к биссектрисе ОЕ.

Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры OABCDE к площади треугольника OE F. Чем больше этот коэффи­циент, тем сильнее неравенство, при небольшой степени дифферен­циации доходов в обществе этот коэффициент стремится к 0 (нулю).

Одной их важнейших характеристик неравенства в распределении доходов является бедность. Уровень бедности выступает информатив­ным показателем социально-экономического положения страны.

Бедность как категория определяется:

- по затратам на питание (закон Энгеля): чем выше доля ли­тания в потребительских расходах, тем беднее семья;

- как относительную бедность: считается бедным тот, кто жи­вет хуже других (присуще рыночному хозяйству);

- как оценочное суждение, которое отражается в законода­тельстве о социальном обеспечении.

Методы регулирования доходов:

- законодательный метод включает разработку и принятие законодательных и нормативных актов, таких как конституция, гражданский кодекс, и т. д.;

- экономический метод включает регулирование минималь­ной заработной платы, налоговую политику, политику регули­рования цен, оплату труда работников бюджетной сферы;

- административный метод основан на использовании потен­циала властных структур, действующих через запреты, разре­шения, и принуждение;

- контролирующий метод включает меры контроля деятельно­сти монополий и монопольных рынков контроля потребительс­ких качеств продукции и товаров, норм прибыли и контроля цен.

Социальная политика государства заключается в поддержании-отношении между социальными группами, слоями общества, обес­печении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производ­стве. Способом ее реализации является система ее защиты.

Реализация социальной политики государства может иметь различные подходы: социальный и рыночный.

При социальном подходе общество гарантирует каждому члену доходы, не позволяющие ему опускаться ниже черты бедности.

Рыночный переход означает, что общество берет на себя обяза­тельство только лишь создания условий каждому члену общества для проявления экономической активности и получения дохода.

В социальной политике государства выделяют несколько на­правлений регулирования:

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2. Политика в сфере общественного благосостояния.

3. Политика в сфере труда и занятости.

4. Политика по поддержке социально незащищенных групп населения.

5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.