Регулирование экономики
1. Доходы населения и проблема их выравнивания.
2. Государственное регулирование экономики и противоречия рынка.
3. Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Методические рекомендации
Доходы населения — сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Процесс распределения доходов начинает осуществляться непосредственно в сфере производства. Здесь начисляется заработная плата, осуществляются отчисления косвенных налогов и взносов в фонд социального страхования - это первичное распределение.
При вторичном распределении происходит дальнейшее распределение этих доходов в разнообразных видах: прямые налоги, социальные выплаты, субсидии и т. д. Окончательным результатом становится располагаемый личный доход. Можно выделить:
1 функциональное распределение доходов - это деление денежного дохода общества в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Здесь совокупный доход распределяется на заработную плату, ренту, процент и прибыль;
2 личное распределение доходов - это деление денежного дохода между отдельными домохозяйствами.
Получение доходов населением сопровождается неравенством (дифференциацией).
Выделяют следующие причины дифференциация доходов:
- различия в способностях (физических и интеллектуальных);
- различия в образовании и квалификации;
- трудолюбие и мотивацию;
- профессиональную интуицию и склонность к риску;
- происхождение, размер и состав семьи;
- владение собственностью и положение на рынке;
- удача, везение и дискриминация;
- характер выполняемой работы;
- монопольная власть.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различны показатели.
Наиболее простым является расчет так называемого децильного коэффициента, характеризующего, во сколько раз доходы 10% наиболее богатых семей превосходят доходы 10% наиболее бедных семей.
Недостатком характеризуемого коэффициента является то, что он представляет самую общую картину неравенства, не учитывает распределения доходов среди «средних» групп населения. Эти недостатки в известной мере компенсируют методики, более полно исследующие распределение доходов в обществе — кривая Лоренца и индекс Джини.
Неравенство распределения совокупного дохода общества между различными группами населения в экономике чаще всего представляют в виде графика, по имени исследователя получившего название кривой Лоренца.
Рисунок 1 - Кривая Лоренца
Абсолютное равенство представлено биссектрисой ОЕ, а абсолютное неравенство - линией OFE. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов. Реально беднейшая часть населения получает обычно 5-6 %. А богатейшая 40-45 %. Чем неравномерное распределение доходов, тем большей вогнутостью характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она будет проходить к точке F. И наоборот, чем ниже уровень дифференциации, тем ближе кривая Лоренца будет к биссектрисе ОЕ.
Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры OABCDE к площади треугольника OE F. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, при небольшой степени дифференциации доходов в обществе этот коэффициент стремится к 0 (нулю).
Одной их важнейших характеристик неравенства в распределении доходов является бедность. Уровень бедности выступает информативным показателем социально-экономического положения страны.
Бедность как категория определяется:
- по затратам на питание (закон Энгеля): чем выше доля литания в потребительских расходах, тем беднее семья;
- как относительную бедность: считается бедным тот, кто живет хуже других (присуще рыночному хозяйству);
- как оценочное суждение, которое отражается в законодательстве о социальном обеспечении.
Методы регулирования доходов:
- законодательный метод включает разработку и принятие законодательных и нормативных актов, таких как конституция, гражданский кодекс, и т. д.;
- экономический метод включает регулирование минимальной заработной платы, налоговую политику, политику регулирования цен, оплату труда работников бюджетной сферы;
- административный метод основан на использовании потенциала властных структур, действующих через запреты, разрешения, и принуждение;
- контролирующий метод включает меры контроля деятельности монополий и монопольных рынков контроля потребительских качеств продукции и товаров, норм прибыли и контроля цен.
Социальная политика государства заключается в поддержании-отношении между социальными группами, слоями общества, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Способом ее реализации является система ее защиты.
Реализация социальной политики государства может иметь различные подходы: социальный и рыночный.
При социальном подходе общество гарантирует каждому члену доходы, не позволяющие ему опускаться ниже черты бедности.
Рыночный переход означает, что общество берет на себя обязательство только лишь создания условий каждому члену общества для проявления экономической активности и получения дохода.
В социальной политике государства выделяют несколько направлений регулирования:
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
2. Политика в сфере общественного благосостояния.
3. Политика в сфере труда и занятости.
4. Политика по поддержке социально незащищенных групп населения.
5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.