Модели рынка и распределение ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.

2. Критерии выделения моделей рынка. Совершенная конкуренция.

3. Несовершенная конкуренция и характеристика ее рыночных структур.

4. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации.

 

Методические рекомендации

Одним из основных принципов в деятельности фирмы является максимизация прибыли, которая представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и суммарными издержками  производства. Издержки при заданной технологии зависят от объе­ма производства. Выручка определяется ценой товара и объемом его выпуска. Таким образом, задача оптимизации прибыли сводит­ся к поиску фирмой оптимальных значений объема производства и цены. При этом на поведение фирмы существенное влияние оказы­вают различные характеристики рынка, в частности:

- количество фирм в отрасли;

- свойства (тип) продукта: его дифференциация, наличие суб­ститутов;

- возможность входа в отрасль других фирм (степень мобиль­ности ресурсов).

Данные характеристики определяют способность отдельных фирм воздействовать на рынок товара и, прежде всего, контро­лировать цену последнего. Чем ниже этот контроль, тем выше конкурентоспособность рынка.

В экономической науке указанные характеристики являются основными критериями классификации типов рынков или ры­ночных структур. Выделяют несколько типов таких структур, основными среди которых являются:

- совершенная (чистая) конкуренция;

- чистая монополия;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия.

Важнейшими чертами рыночной системы, как уже отмечали, являются самостоятельность, независимость, экономическая сво­бода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой про­дукции. Но если каждый вправе производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование - конкуренция.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее вы­годные условия производства и реализации товаров в целях по­лучения максимальной прибыли. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого производить.

Конкуренция - это способ эффективного распределения ог­раниченных ресурсов общества. Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать своё производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства.

Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:

ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

Это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят законный характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя: он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам.

Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижения издержек ее производства, а с использованием таких методов, как:

— продажа по цене ниже себестоимости;

— установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;

— установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;

— ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

— нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

— промышленный шпионаж;

— переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.

Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами.

Таким образом, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным.

В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая характеризуется следующими чертами:

-   множество относительно мелких фирм, производящих стандартный продукт на конкретном рынке;

-   отсутствие контроля над ценами (объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в совокупном объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену, она приспосабливается к рыночной цене, является ценополучателем, т. е. соглашается с предложенной рынком ценой);

-   полная информация для всех участников рынка, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями (транспарентность рынка);

-   фирмы свободно входят на рынок и покидают его.

Кривая спроса (D) для отдельной фирмы имеет вид прямой, параллельной горизонтальной оси. Р - цена; Q - проданное количество благ.

P
Q
D

Рисунок 1 - Кривая спроса для отдельной фирмы

Для всего же рынка кривая спроса (D) имеет отрицательный наклон, а кривая предложения (S) - положительный.

P
Q
D              S

Рисунок 2 — рыночное равновесие

Пересечение кривой спроса и предложения дает точку рыночного равновесия, которой соответствует рыночная цена и равновесный объем продаж. При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.

Рынок с такими чертами называют "идеальным" или "свободным". В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены; между продавцами заключаются соглашения с целью давления на покупателей; наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т.п.

Рынок совершенной конкуренции имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

1.  свободный вход и выход фирм из отрасли (в отрасли остаются наиболее эффективные хозяйствующие субъекты);

2.  высокая эффективность распределения ресурсов (они безболезненно переходят от неэффективных субъектов рынка к эффективным);

Недостатки:

1. не предусматривает производство общественных благ (национальная безопасность, образование, оборона, так как фирмы слишком малы, и не в состоянии поставить данную продукцию на рынок в достаточном объеме)

2. нет концентрации ресурсов, что означает невозможность внедрения достижений НТП.

3. невозможно использовать возрастающую отдачу от масштаба.

4. производимая продукция стандартна, не учитывает вку­сов и предпочтений потребителей.

Несовершенная конкуренция. Под несовершенной конкурен­цией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

В экономической теории анализируются три основных типа таких структур: чистая монополия, олигополия, монополисти­ческая конкуренция. Их черты кратко можно охарактеризовать следующим образом.

Чистая монополия. Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она единственный поставщик одно­родного товара, так что границы фирмы расширяются до мас­штабов отрасли.

Монополии присущи следующие черты:

- продукт производится только одной фирмой;

- контроль над ценами;

- границы отрасли и границы фирмы совпадают;

- существенные барьеры для вступления в отрасль, обуслов­ленные наличием у доминирующего предприятия низких издер­жек производства, связанных с эффектом масштаба; при нали­чии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак; в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.

Чистая монополия в масштабах национального рынка явле­ние довольно редкое, но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно круп­ное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.

Цель монополии - получение сверх прибыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких и мо­нопольно низких цен) или объемом производства на монопо­лизированном рынке.

Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая продавцом с целью компенсации необоснованных затрат, выз­ванных неполным использованием производственных мощнос­тей, и/или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества продукции.

Монопольно низкая цена — цена, устанавливаемая покупате­лем в целях получения дополнительной прибыли и (или) компен­сации необоснованных затрат за счет продавца; цена товара, со­знательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом которой являет­ся или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фир­мам, предприятиям или их объединениям занимать на соот­ветствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная мо­нополия). В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, и произ­водство постепенно концентрируется на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между круп­ными предприятиями толкает их к объединениям, слияниям, заключениям соглашений, которые определяют объемы выпус­ка продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;

— В том случае, если одна фирма обеспечивает рынок с мень­шими издержками, чем это удалось бы 2, 3 и т.д. фирмам, от­расль является естественной монополией. Издержки минималь­ны, если продукцию выпускает одна фирма. Например: водо­снабжение населенного пункта. Чтобы обеспечить жителей во­дой, фирма должна построить водопроводную сеть, охватываю­щую все здания. Если бы предлагалась несколькими фирмами, то каждая из них понесла бы потери (постоянные издержки) на строительство водопровода. Средние совокупные издержки на во­доснабжение минимизируются, если рынок обслуживается од­ной единственной фирмой;

государственная (легальная) монополия - исключитель­ное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;

временная монополия, порождаемая НТП. Возникает на ос­нове монопольного обладания фирмой каким-либо научно-тех­ническим достижением. Такая фирма занимает монопольное по­ложение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Плановой экономике был характерен тотальный ведомствен­но-отраслевой монополизм. Государство стремилось ограничить число управляемых единиц, концентрируя производство на ми­нимальном числе предприятий. В производстве многих видов продукции господствовали 2-3 предприятия. В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию и та­кого качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у производителя - проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. У гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.

Монопсония - ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.

Ценовая дискриминация — практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей. Имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адво­катских услугах и т.п.

Двусторонняя монополия - рынок, на котором одному покупа­телю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-мо­нополист. Встречается на рынке труда, где сталкиваются две моно­польные силы -профсоюзы и предпринимательские организации.

Олигополия. Данная рыночная структура характеризуется сле­дующими особенностями:

- относительно небольшое количество крупных фирм, произ­водящих данный вид продукции;

- частичный контроль над ценами;

- производится однородная продукция (незначительная диф­ференциация продукции);

- значительные барьеры для входа на рынок.

Дуополия (частный случай олигополии) — производство дан­ного вида продукции сосредоточено на двух фирмах.

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько круп­ных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству по­купателей. Хотя четкого количественного определения олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти-пятнадцати фирм. Например, типично олигополистическими рын­ками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролирует­ся 4 фирмами), рынок жевательной резинки (95% продаж контро­лируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.

В зависимости от числа продавцов различают "жесткую" оли­гополию (3-4 фирмы на рынке) и "аморфную" олигополию: 5—15 продавцов, которые контролируют 80—90 % рынка.

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруд­нено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение па­тентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.д. Характерной особенностью олигополистического рынка явля­ется взаимозависимость фирм: любой из олигополистов находит­ся под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая вой­на - циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для оли­гополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конку­ренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции. Сговор - ситуация, когда фирмы действуют согласо­ванно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в кото­ром каждая фирма может продавать свою продукцию. Различа­ют открытый и тайный сговоры. Результатом сговора является образование картеля. Картель - объединение фирм, согласую­щих свои решения по поводу цены и объема производства так, как если бы они слились в чистую монополию.

Монополистическая конкуренция. Монополистическая конку­ренция - рыночная структура, когда множество фирм, выпускаю­щих дифференцированный продукт, конкурируют между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множе­ство продавцов противостоят множеству покупателей. Монополис­тическая конкуренция широко представлена на рынках продук­ции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле.

На рынке такого типа имеется множество продавцов, предлага­ющих однотипную, но дифференцированную продукцию (напри­мер, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Однако поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, поскольку контроль фирмы над ценами ограничен. Множественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Монополистическая конкуренция монополистична в том смысле, что каждый продавец обладает монополией над своим продуктом, и конкурентна, так как существуют многочисленные конкуренты, которые продают подобные товары.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Интересна проблема воздействия рекламы на конкурентоспособность рынка монополистической конкуренции. Такое воздействие неоднозначно. С одной стороны, реклама формирует лояльность к марке товара и делает потребителя менее чувствительным к цене, что позволяет фирме завышать цену. Значительные расходы на рекламу также не допускают в отрасль фирму-новичка. Все это снижает конкурентоспособность рынка. С другой стороны, реклама информирует потребителя о товарах и их ценах. Средняя цена, которую платит потребитель, снижается.

Рассмотренные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция - скорее научная абстракция, чем фактическое состояние современного рынка. В настоящее время с известной долей условности к совершенной конкуренции может быть отнесен, в частности, рынок зерна и рынок ценных бумаг.

Чистая монополия в рыночных экономиках также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что касается других форм рынков, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Но наиболее массовыми рыночными структурами являются монополисти­ческая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкурен­ции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкури­рующих производителей. Львиная доля промышленного произ­водства находится в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, та­бачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, инструментальное производство.

Экономические последствия монополизации рынка и антимо­нопольная деятельность государства. При оценке роли любой фор­мы монополии в экономике имеются аргументы за и против моно­полий. Первые связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупная фирма (объединение) с возможностями:

- применять новейшие технологии, использовать преимуще­ства массового производства и на этой основе производить про­дукцию с наименьшими издержками и снижать цену;

- финансировать исследования и разработки новой продук­ции и новой технологии, что способствует ускорению НТП;

- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в пери­оды кризисов они более устойчивы, менее подвержены риску ра­зорения, чем средние и мелкие фирмы.

Таким образом, существование монополий оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики. В то же время монопо­лии имеют возможность:

- увеличивать прибыль за счет повышения цен без снижения издержек производства;

- "эксплуатировать" потребителей, завышая цены по сравне­нию с их равновесным уровнем;

-   ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее
благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Защита конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство использует в борьбе с монополиями меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают:

-   поощрение создания товаров-заменителей;

-   поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (предоставление государственных заказов, налоговых льгот, субсидий, кредитов);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совмес­тных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефи­нитных товаров в целях устранения доминирующего положения от­дельных фирм;

- государственное финансирование НИОКР.

Административные меры, направленные на демонополиза­цию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеются законы, зап­рещающие тайный сговор, направленный на поддержание моно­польных цен; не разрешающие слияния, которые ведут к уста­новлению контроля над предложением; предусматривающие при­нудительную демонополизацию (дробление).


Дата: 2019-03-05, просмотров: 283.