1. Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.
2. Критерии выделения моделей рынка. Совершенная конкуренция.
3. Несовершенная конкуренция и характеристика ее рыночных структур.
4. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации.
Методические рекомендации
Одним из основных принципов в деятельности фирмы является максимизация прибыли, которая представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и суммарными издержками производства. Издержки при заданной технологии зависят от объема производства. Выручка определяется ценой товара и объемом его выпуска. Таким образом, задача оптимизации прибыли сводится к поиску фирмой оптимальных значений объема производства и цены. При этом на поведение фирмы существенное влияние оказывают различные характеристики рынка, в частности:
- количество фирм в отрасли;
- свойства (тип) продукта: его дифференциация, наличие субститутов;
- возможность входа в отрасль других фирм (степень мобильности ресурсов).
Данные характеристики определяют способность отдельных фирм воздействовать на рынок товара и, прежде всего, контролировать цену последнего. Чем ниже этот контроль, тем выше конкурентоспособность рынка.
В экономической науке указанные характеристики являются основными критериями классификации типов рынков или рыночных структур. Выделяют несколько типов таких структур, основными среди которых являются:
- совершенная (чистая) конкуренция;
- чистая монополия;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия.
Важнейшими чертами рыночной системы, как уже отмечали, являются самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции. Но если каждый вправе производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование - конкуренция.
Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров в целях получения максимальной прибыли. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого производить.
Конкуренция - это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать своё производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства.
Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:
— ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.
— неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.
Это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят законный характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя: он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам.
Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижения издержек ее производства, а с использованием таких методов, как:
— продажа по цене ниже себестоимости;
— установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;
— установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;
— ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
— нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
— промышленный шпионаж;
— переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.
Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами.
Таким образом, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным.
В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая характеризуется следующими чертами:
- множество относительно мелких фирм, производящих стандартный продукт на конкретном рынке;
- отсутствие контроля над ценами (объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в совокупном объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену, она приспосабливается к рыночной цене, является ценополучателем, т. е. соглашается с предложенной рынком ценой);
- полная информация для всех участников рынка, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями (транспарентность рынка);
- фирмы свободно входят на рынок и покидают его.
Кривая спроса (D) для отдельной фирмы имеет вид прямой, параллельной горизонтальной оси. Р - цена; Q - проданное количество благ.
P |
Q |
D |
Рисунок 1 - Кривая спроса для отдельной фирмы
Для всего же рынка кривая спроса (D) имеет отрицательный наклон, а кривая предложения (S) - положительный.
P |
Q |
D S |
Рисунок 2 — рыночное равновесие
Пересечение кривой спроса и предложения дает точку рыночного равновесия, которой соответствует рыночная цена и равновесный объем продаж. При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.
Рынок с такими чертами называют "идеальным" или "свободным". В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены; между продавцами заключаются соглашения с целью давления на покупателей; наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т.п.
Рынок совершенной конкуренции имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
1. свободный вход и выход фирм из отрасли (в отрасли остаются наиболее эффективные хозяйствующие субъекты);
2. высокая эффективность распределения ресурсов (они безболезненно переходят от неэффективных субъектов рынка к эффективным);
Недостатки:
1. не предусматривает производство общественных благ (национальная безопасность, образование, оборона, так как фирмы слишком малы, и не в состоянии поставить данную продукцию на рынок в достаточном объеме)
2. нет концентрации ресурсов, что означает невозможность внедрения достижений НТП.
3. невозможно использовать возрастающую отдачу от масштаба.
4. производимая продукция стандартна, не учитывает вкусов и предпочтений потребителей.
Несовершенная конкуренция. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
В экономической теории анализируются три основных типа таких структур: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Их черты кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Чистая монополия. Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она единственный поставщик однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли.
Монополии присущи следующие черты:
- продукт производится только одной фирмой;
- контроль над ценами;
- границы отрасли и границы фирмы совпадают;
- существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; при наличии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак; в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.
Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое, но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.
Цель монополии - получение сверх прибыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких и монопольно низких цен) или объемом производства на монополизированном рынке.
Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая продавцом с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных неполным использованием производственных мощностей, и/или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества продукции.
Монопольно низкая цена — цена, устанавливаемая покупателем в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца; цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:
— монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная монополия). В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, и производство постепенно концентрируется на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединениям, слияниям, заключениям соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;
— В том случае, если одна фирма обеспечивает рынок с меньшими издержками, чем это удалось бы 2, 3 и т.д. фирмам, отрасль является естественной монополией. Издержки минимальны, если продукцию выпускает одна фирма. Например: водоснабжение населенного пункта. Чтобы обеспечить жителей водой, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все здания. Если бы предлагалась несколькими фирмами, то каждая из них понесла бы потери (постоянные издержки) на строительство водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимизируются, если рынок обслуживается одной единственной фирмой;
— государственная (легальная) монополия - исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;
— временная монополия, порождаемая НТП. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.
Плановой экономике был характерен тотальный ведомственно-отраслевой монополизм. Государство стремилось ограничить число управляемых единиц, концентрируя производство на минимальном числе предприятий. В производстве многих видов продукции господствовали 2-3 предприятия. В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию и такого качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у производителя - проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. У гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.
Монопсония - ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.
Ценовая дискриминация — практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей. Имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатских услугах и т.п.
Двусторонняя монополия - рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист. Встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы -профсоюзы и предпринимательские организации.
Олигополия. Данная рыночная структура характеризуется следующими особенностями:
- относительно небольшое количество крупных фирм, производящих данный вид продукции;
- частичный контроль над ценами;
- производится однородная продукция (незначительная дифференциация продукции);
- значительные барьеры для входа на рынок.
Дуополия (частный случай олигополии) — производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах.
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного определения олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти-пятнадцати фирм. Например, типично олигополистическими рынками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролируется 4 фирмами), рынок жевательной резинки (95% продаж контролируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.
В зависимости от числа продавцов различают "жесткую" олигополию (3-4 фирмы на рынке) и "аморфную" олигополию: 5—15 продавцов, которые контролируют 80—90 % рынка.
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.д. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война - циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции. Сговор - ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию. Различают открытый и тайный сговоры. Результатом сговора является образование картеля. Картель - объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цены и объема производства так, как если бы они слились в чистую монополию.
Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция - рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурируют между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле.
На рынке такого типа имеется множество продавцов, предлагающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Однако поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, поскольку контроль фирмы над ценами ограничен. Множественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.
Монополистическая конкуренция монополистична в том смысле, что каждый продавец обладает монополией над своим продуктом, и конкурентна, так как существуют многочисленные конкуренты, которые продают подобные товары.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Интересна проблема воздействия рекламы на конкурентоспособность рынка монополистической конкуренции. Такое воздействие неоднозначно. С одной стороны, реклама формирует лояльность к марке товара и делает потребителя менее чувствительным к цене, что позволяет фирме завышать цену. Значительные расходы на рекламу также не допускают в отрасль фирму-новичка. Все это снижает конкурентоспособность рынка. С другой стороны, реклама информирует потребителя о товарах и их ценах. Средняя цена, которую платит потребитель, снижается.
Рассмотренные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция - скорее научная абстракция, чем фактическое состояние современного рынка. В настоящее время с известной долей условности к совершенной конкуренции может быть отнесен, в частности, рынок зерна и рынок ценных бумаг.
Чистая монополия в рыночных экономиках также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что касается других форм рынков, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Но наиболее массовыми рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Львиная доля промышленного производства находится в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, инструментальное производство.
Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства. При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы за и против монополий. Первые связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупная фирма (объединение) с возможностями:
- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с наименьшими издержками и снижать цену;
- финансировать исследования и разработки новой продукции и новой технологии, что способствует ускорению НТП;
- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов они более устойчивы, менее подвержены риску разорения, чем средние и мелкие фирмы.
Таким образом, существование монополий оказывает положительное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
- увеличивать прибыль за счет повышения цен без снижения издержек производства;
- "эксплуатировать" потребителей, завышая цены по сравнению с их равновесным уровнем;
- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее
благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Защита конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство использует в борьбе с монополиями меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают:
- поощрение создания товаров-заменителей;
- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (предоставление государственных заказов, налоговых льгот, субсидий, кредитов);
- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефинитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных фирм;
- государственное финансирование НИОКР.
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Во всех странах рыночной экономики имеются законы, запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен; не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 283.