Конкуренция, рынок совершенной конкуренции, несовершенная конкуренция, чистая монополия, естественная монополия, монопсония, двусторонняя монополия, ценовая дискриминация, монополистическая конкуренция; олигополия, ценовая война, сговор, картель, антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Рефераты
1. Социально-экономические последствия чистой монополии.
2. Развитие конкурентных отношений при переходе к рынку.
Домашнее задание
1. Из приведенного перечня выделите признаки, характеризующие соответственно конкуренцию: совершенную, монополистическую, в олигополии и в монополии:
а) наличие многочисленных производителей товаров;
б) фирма, являющаяся производителем именно данного вида товара;
в) доминирование нескольких фирм на рынке;
г) свободная игра цен на рынке;
д) вход на рынок новой фирмы затруднен, как и ее выход;
е) разнообразие предлагаемых на рынке товаров;
ж) небольшие объемы производства значительного числа предприятий;
з) фирмы, производящие основную массу продукции данного вида;
и) равный доступ к информации;
к) взаимосвязь и взаимореакция соревнующихся фирм;
л) фирма, получающая сверхприбыль за счет высокой цены.
2. Конкуренция в экономике приводит к дифференциации товаропроизводителей. В чем суть этого понятия? Назовите его позитивные и негативные социально-экономические последствия.
3. Двойственная природа монополий проявляется в конкретных противоречиях. Перечислите их, обратив внимание на возможность сглаживания противоречий со стороны государства и участников рыночных отношений.
Вопросы для самоконтроля
1. Как эволюционировало традиционное хозяйство в современное рыночное?
2. Приведите классификацию рыночных структур.
3. Перечислите основные свойства совершенной и несовершенной конкуренции и укажите их отличия. Почему существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции?
4. Может ли фирма иметь власть на рынке, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти?
5. В силу, каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке иметь место конкуренция?
6. Какие государственные институты и как обеспечивают регулирование монополистических структур в РФ?
Тестовые задания:
1. В какой из перечисленных структур наиболее высокие барьеры для входа в отрасль?
a) совершенная конкуренция
b) монополистическая конкуренция
c) олигополия
d) чистая монополия
2. Что из перечисленного относится к несовершенной конкуренции?
a) олигополия
b) монополия
c) монополистическая конкуренция
d) все перечисленное
3. Как называется выручка от реализации единицы продукции фирмы? a) валовой доход фирмы
b) средний доход
c) предельный доход
d) чистый доход фирмы
4. Кем является фирма в условиях монополистической конкуренции?
a) абсолютным монополистом
b) совершенным конкурентом
c) одновременно и монополистом, и конкурентом
d) одним из немногих производителей
5. Дифференциация продукта — это
a) легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм
b) ситуация несовершенной конкуренции, когда одинаковые товары продаются разным покупателям по разной цене
c) действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм
d) изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара
6. Как называется ситуация господства на рынке одного покупателя?
a) монопсония
b) чистая монополия
c) дуополия
d) квазимонополия
7. Неценовая конкуренция ведется
a) на базе качественных характеристик товара
b) с помощью замаскированных скидок с официальной цены
c) внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т. п.)
d) с помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов
8. Что из перечисленного не относится к признакам олигополии?
a) небольшое число крупных фирм в отрасли
b) производство однородного или дифференциального продукта
c) отсутствие барьеров для входа в отрасль
d) эффект слияния
9. Какой из перечисленных критериев размера предприятия является наилучшим показателем рыночной власти?
a) доля объема продаж предприятия в общем объеме производства в отрасли
b) величина финансовых активов предприятия
c) получаемый чистый доход
d) численность работающих
10. В условиях олигополии производители не прибегают к снижению цен, поскольку
a) они и так продают товары по самым низким из возможных ценам
b) методом снижения цен они не могут привлечь новых покупателей
c) они стремятся установить самую высокую цену, по которой их товары можно продать
d) другие производители в отрасли могут последовать их примеру
Тема 6
Предпринимательство и предприятие (фирма): сущность, цели, эффективность. Издержки и прибыль
1. Предпринимательство, его принципы и формы. Теория фирмы.
2. Организационно-правовые формы предприятий в России.
3. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4. Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
5. Цена и ценовая политика предприятия.
Методические рекомендации
При микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Предприятие - это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самодостаточностью, зарегистрированное как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно закрепленные атрибуты. Фирма - это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность. Фирма является первичным звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются товары и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные признаки:
- это всегда организация людей (коллектив) связанный разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами
- деятельность на фирме осуществляется путем использования комплекса машин, по определенной технологии
- фирму отличает экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность
Основной стратегической целью фирмы является получение максимальной прибыли. В отдельные периоды времени у неё могут быть кратковременные цели хозяйствования, например техническое перевооружение, эти краткосрочные, локальные, цели подчинены главной стратегической цели. К основным функциям фирмы можно отнести производство благ удовлетворяющих потребности общества и максимализация прибыли.
Различают следующие организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.
Единоличное предприятие - такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
Партнерство - это форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения. По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.
Корпорация:
- Малое предприятие.
- Акционерное общество (закрытое и открытое).
- Совместное предприятие.
Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. В силу этого обстоятельства любое решение о производстве чего- либо вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких- то иных вещей
Издержки- это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что- бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.
Таким образом все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Эти издержки можно классифицировать множеством способов:
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Существуют также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме).
Наибольшее практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные.
Постоянные издержки (fixed costs) FC — это такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации. К постоянным издержкам, как правило, относятся: оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы.
Переменные издержки (variable costs) VC—это те издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции — например, затраты на заработную плату, сырье, топливо, энергию, транспортные услуги.
Под валовыми издержками предприятия (total costs) — ТС — понимается сумма его постоянных и переменных издержек:
ТС = FC + VC,
Валовые издержки с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек.
1. Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведенной продукции (Q). То есть
AFC = TFC/Q
Поскольку сумма постоянных издержек, по определению, независима от объема производства, AFC будут падать по мере увеличения количества производимой продукции.
2. Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество произведенной продукции (Q):
AVC=TVC/Q
3. Средние общие издержке (АТС) можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции (Q) или же, проще, путем сложения AFC и AVC для каждого из 10 возможных объемов производства. То есть
ATC=TC/Q=AFC+AVC
Предельными издержками (МС) называются дополнительные, или добавочные, издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.
MC=(изменение TC)/(изменение Q)
Итогом хозяйственной деятельности фирмы является доход. Доход - это определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства товаров и услуг, за определенный период времени. Различают общий (TR), средний (AR) и предельный доход (MR).
От величины дохода в значительной степени зависит прибыль предприятия.
Прибыль - это превышение доходов, полученных от реализации товаров и услуг над затратами на их производство и продажу. В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost):
TR — ТС = Pr,
Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Различие в ней можно представить графически:
Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы.
Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы.
Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.
Выделяют пять основных функций цены:
1.Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги.
2.Cтимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг.
3.Распределительная функция. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения.
4.Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением.
5.Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую.
Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия.
В процессе установления цены на свою продукцию фирма принимает решение о целях, которых они хотят добиться, используя данный товар. Чем яснее у фирмы представление о целях, тем легче ей устанавливать цены на свою продукцию. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся целей ценообразования, которые являются одновременно выразителями общих целей фирмы:
1. Обеспечение выживаемости фирмы - данная цель становится ведущей в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняется политика конкурентов. Кроме этого, фирма может столкнуться с проблемой затоваривания складов, причины которой могут лежать как в сфере производства, так и в сфере сбыта.
2. Максимизация текущей прибыли - фирма, преследующая эту цель, производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен, и выбирают такую цену, которая обеспечит максимум поступлений текущей прибыли и наличности, а также максимум возмещения затрат.
3. Завоевание лидерства по показателю «доля рынка» - фирма придерживается мнения, что если ей принадлежат самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателю «доля рынка», она будет стремиться к максимальному снижению цен.
4. Завоевание лидерства по показателю «качество продукции» - фирма устанавливает максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качество продукции. У фирмы, преследующей эту цель должны быть достаточно высокие затраты на НИОКР.
5. Политика «снятия сливок» или «сбора урожая» - фирма устанавливает максимально возможную цену на товар, используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальный валюты, кризис экономики, резкий скачек инфляции, дефицитность данного продукта на рынке.
6. Краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции - используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, фирма устанавливает очень низкую цену на свою продукцию, стремясь реализовать как можно больший объем продукции.
Разработка ценовой политики фирмы может сопровождаться рассмотрением вопроса о возможности применения ценовых тактик, которые представляют собой еще более ограниченные во временном масштабе, текущие цели фирмы и способы их достижения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.