Государственные доходы и расходы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сущность, предпосылки и стабилизационные меры макроэкономического равновесия.

2. Сбережения, инвестиции и инвестиционная политика в РФ.

3. Государственные доходы и расходы, их роль в рыночной экономике.

4. Налоги, их виды и принципы налогообложения.

 

Методические рекомендации

 

Совокупный спрос (AD) - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рис. 1).

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвигу.

На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

- эффект процентной ставки, смысл которой заключается в том, что при увеличении цены процентная ставка увеличивается, следовательно, величина инвестиций – уменьшается;

- эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков. При росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

- эффект импортных закупок. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров - с другой.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево:

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах (I) - когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

3) изменения в государственных расходах (G);

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта (Xn): национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Совокупное предложение - это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен. На уровень предложения влияют цены на продукцию и затраты на факторы производства.

На графике совокупное предложение имеет несколько необычный вид. Можно выделить три участка кривой.

 

Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок отражает совокупное предложение в краткосрочном периоде. Кейнс, именем, которого назван участок, дал следующее объяснение горизонтального характера этого участка. Он рассмотрел экономику в период спада, т. е. когда имеются в наличии зрительные запасы факторов производства, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального производства без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов производства.

Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде - классический участок - имеет вид вертикальной прямой. Представители классической школы считают, что в долгосрочном периоде в экономике всегда будет естественный уровень занятости и будут использоваться все имеющиеся ресурсы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью.

На графике имеется промежуточный участок, который говорит о том, что здесь уровень цен на продукцию и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем, что не все отрасли и предприятия достигают полной загрузки имеющихся ресурсов и не во всех отраслях.

На совокупное предложение могут оказывать воздействие и прочие факторы, не зависящие от изменения цен на продукцию. Эти прочие факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо или налево вверх.

- изменения цен на ресурсы: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности;

- изменения в производительности;

- изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии, государственное регулирование.

Равновесие в экономике означает, что внутренний рынок товаров и услуг находится в состоянии, когда объем национального производства при данном уровне цен равен совокупным расходам.

Кейнсианская теория оперирует такими показателями, как функция потребления, сбережения, инвестиций.

Под потреблением (С) в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление - это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

Совокупное потребление валовой продукции включает в себя:

- промежуточное потребление;

- амортизационные отчисления;

- конечное потребление товаров и услуг;

- сальдо экспорта и импорта.

Такая форма потребления, как промежуточное, объединяет промежуточное использование в сфере производства продукции (товаров) и в сфере услуг. Конечное потребление товаров и услуг подразделяется на личное, коллективное потребление, капитальные вложения и прирост запасов.

Экономисты определяют сбережения как "то, что не израсходовано", или как "ту часть дохода после уплаты налогов, которая не потребляется". Поэтому при исследовании факторов, определяющих потребление, одновременно изучаются факторы, определяющие сбережения.

Кроме дохода, на величину потребления и сбережений домашних хозяйств воздействуют следующие факторы:

1. Богатство.

2. Уровень цен.

3. Ожидания.

4. Потребительская задолженность.

5. Налогообложение.

Инвестиционные расходы - одна из составляющих частей совокупных расходов в экономике. Инвестиции - это форма вложений, которые возвращают в кругооборот потоков расходов и доходов вычтенные из него прежде сбережения. Инвестиции имеют следующие отличительные черты: они намного меньше потребительских расходов, более изменчивы, меньше зависят от доходов.

В инвестиционные расходы включаются: конечные покупки новой техники и технологий,    строительство зданий и сооружений, складов, транспортных линий, дорог и т.п.,   прирост оборотных средств и т.д.

Купля акций и облигаций исключается из экономического определения инвестиций. Это обусловлено, прежде всего, тем, что инвестиции, в соответствии с понятиями, закрепленными российским законодательством, - это собственность, вкладываемая в объекты предпринимательской и других видов деятельности.

Обращение ценных бумаг на вторичном рынке означает просто передачу правомочий, на уже существующие активы.

Главные факторы, определяющие размеры инвестиций: их предполагаемая прибыльность; ставка процента за кредит; налоги.

С ростом процентной ставки (r) и налогов объем инвестиций (J) сокращается, с ростом прибыльности - растет.

Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на объем национального производства. Инвестиции в масштабах национальной экономики определяют процесс расширенного воспроизводства. Создание новых рабочих мест зависит от процесса инвестирования.

Наращивание инвестиций ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости с учетом эффекта мультипликатора. Его суть заключается в том, что увеличение инвестиций (ΔJ) приводит к приросту национального дохода общества (ΔY), причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций (ΔJ). В общем виде модель мультипликатора выражается следующей формулой:

 

где К - числовой коэффициент, называемый мультипликатором.

Экономическая структура любого общества не может функцио­нировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государ­ством и различными слоями населения. Такие денежные потоки отражают про­цессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими лицами. Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами.

Следовательно, финансы — это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Государственный бюджет представляет собой роспись госу­дарственных доходов и расходов за определенный период, утвер­жденную в законодательном порядке. За период исчисления бюд­жета принимается финансовый год. В Российской Федерации фи­нансовый год совпадает с календарным годом, в некоторых стра­нах он отличается от последнего.

Бюджетная система — совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений и институтов. В Российс­кой Федерации достаточно сложная бюджетная система, вклю­чающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно, в целом же они составляют консолидированный бюджет страны.

Существует два принципа формирования государственного бюджета:

1. принцип демократического централизма (высокая степень Централизации денежных средств (70-80% национального до­хода перераспределяется через государственный бюджет).

2. принцип фискального федерализма (значительно меньшая доля централизации денежных средств (20-25% от наци­онального дохода).

Бюджет делится на две части: доходная и расходная. Доходы формируются за счет трех основных статей:

1) налоги;

2) государственный долг;

3) эмиссия денег.

Налог - это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств государством предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фис­кальную (от лат. фискалис — казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расхо­дов. Через налоги развитые государства мобилизуют от 27—29% ВНП (США, Япония) до 53% (Швеция).

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Нало­ги могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных по­шлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая систе­ма - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэко­номической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение дохо­дов и ресурсов общества.

В-четвертых, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной по­лучаемых доходов, необходимость декларирования доходов со­здают для государства возможность проверки законности, эф­фективности деятельности субъектов налогообложения.

Налоговая система — это совокупность налогов, устанавли­ваемых государством, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаи­моотношений плательщика налога и государства различают:

-   прямые налоги — взимаются непосредственно с доходов или
имущества хозяйственных субъектов и не могут быть переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на дру­гих субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к
цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактичес­ки с потребителя, хотя плательщиком налога государству выс­тупает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы - налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое возложена в соответствии с законом обязанность уплачивать налог.

Объект налога — это то, что подлежит налогообложению: те­кущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

- пропорциональное налогообложение, при котором исполь­зуется одна и та же ставка независимо от величины дохода, под­лежащего налогообложению;

- прогрессивное налогообложение - налогообложение, при ко­тором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода;

- регрессивное налогообложение — налогообложение, при ко­тором ставка налога уменьшается по мере роста дохода.

Зависимость между получаемыми государством налоговы­ми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера.

t 100%
       Q1             Q max         Q
t
t opt
Поступления в бюджет

Рисунок 3 - Кривая Лаффера

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптималь­ная) ставка соответствующего налога (topt). Превышение этого уровня (до t1) ведет к утрате стимулов к труду, инвестициям, тормозит НТП, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q1< Q max).

Переход к более низкой ставке, наоборот, обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате - увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщи­ками сроков внесения налоговых отчислений в государствен­ный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затягивания" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансо­вой системы могут возрасти.

Эмиссия денег. В случае монетизации дефицита нередко воз­никает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной мас­сы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Расходы государственного бюджета можно разделить на 4 группы:

1. военные и внешнеполитические расходы (расходы на обо­рону, займы иностранным государствам);

2. социально-экономические расходы (финансирование отрас­лей экономики - дотации, субсидии государственным предприя­тиям; сельскохозяйственным предприятиям; расходы на образо­вание, здравоохранение, социальные пособия);

3. расходы на государственное управление и охрану пра­вопорядка;

4. проценты по государственному долгу.

Бюджетный дефицит (D) - сумма превышения расходов го­сударства над его доходами в пределах финансового года.

D = G-T.

Бюджетный избыток - сумма превышения доходов государ­ства над его расходами в пределах финансового года. Если бюд­жетный дефицит по определению отрицательная величина, то бюджетный избыток - положительная.

Различают структурный и циклический дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. DCTP = G - Т * YF;

YF - национальный доход полной занятости.

Циклической дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом. Dцикл = Т х ( YF - Y).

(G - Т хY) - (G - Т х YF) = Т х ( YF - Y).

Бюджетный дефицит возникает вследствие множества при­чин объективного и субъективного характера: из-за невозмож­ности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности тру­да и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

В период спадов, по мнению многих экономистов, вполне до­пустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой бюд­жетный дефицит может существовать и длительное время. Бюджетный дефицит может финансироваться за счет:

- эмиссии денег;

- займов в центральном банке;

- займов в частном секторе.

Первые два способа финансирования бюджетного дефицита но­сят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ считается безынфляционным, но он порождает "эффект вытесне­ния": правительство, размещая займы на денежном рынке, вступа­ет в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Повышение спроса на денежные средства ведет к росту процентных ставок и последующему снижению инвестиций. Пра­вительственные расходы, как правило, носящие непроизводитель­ный характер, "вытесняют" частные инвестиции в производство.

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет зай­мов, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг - это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.

Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ). ГЦБ подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные - ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет).

Внешний долг возникает при мобилизации государством фи­нансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финан­совые организации (Международный банк развития и реконст­рукции, Международный валютный фонд и др.).



Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.