Анализ индивидуальных рынков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Спрос: содержание, факторы. Закон спроса.

2. Сущность и основные детерминанты предложения. Закон предложения.

3. Рыночное равновесие и рыночная цена.

4. Эластичность: виды и оценка.

 

Методические рекомендации

В зависимости от уровня экономики, на котором производится анализ, выделяют следующие виды спроса:

Индивидуальный спрос - это потребность отдельного покупа­теля в том или ином товаре, выраженная в деньгах.

Рыночный спрос — это суммарный спрос индивидуальных покупа­телей. Он обозначается буквой D (от анг. demand - спрос).

Совокупный, или агрегированный спрос — формируется на на­циональном уровне и представляет собой реальный объем товаров и услуг, который готовы купить при определенном уровне цен все экономические субъекты (государство, предприятия и население).

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса на­зывается законом спроса. В общем виде:

QD = f(Р),

где QD - величина спроса; Р - цена.

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

P
Q
D

Рисунок 1 - Кривая спроса

Обратная зависимость между изменением цены товара и спро­сом на него объясняется тремя причинами:

- эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо
различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый
в денежной форме; и реальный доход - то количество товаров и
услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Оче­видно, что реальный доход находится в прямой зависимости от
номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен.
Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И
наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

- эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на дан­ный товар упадет. Примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количе­ство определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

- действием закона убывающей предельной полезности. По­скольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

На спрос влияет не только цена, но и иные факторы (нецено­вые факторы): 1) увеличение (или сокращение) доходов потреби­теля, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефи­цитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) измене­ние цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f(P, I, Z,W,P sub, P com , N, B),

где QD - спрос; P - цена; I - доход; Z - вкусы; W - ожидания; P sub  - Цена на товары-субституты; P com — цена на комплементар­ные товары; N - количество покупателей; В - прочие факторы.

Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется "эффект присоединения к большинству". Наряду с этим эффектом может проявиться и "эффект сноба", когда потребитель не хочет быть похожим на всех и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные товары") и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории (товары Гиффена) падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин, падает.

Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые - это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на проигрыватели приведет к снижению спроса на диски.

Количество покупателей на рынке. Очевидно, чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос.

Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов - к смещению (сдвигу) кривой спроса. Каждое изменение, которое увеличивает объем спроса при любой возможной цене, сдвигает кривую спроса вправо. Аналогично, любое изменение, которое уменьшает объем спроса при каждой возможной цене, приводит к смещению кривой спроса влево.

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью.

Эластичность впервые ввел в экономическую науку А. Маршалл: это выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Эластичность помогает понять процесс адаптации рынка к изменениям его условий.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

где Q/Q - относительное изменение спроса (в %); Р/Р - относительное изменение цены (в %).

В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной. В таблице представлены виды ценовой эластичности спроса.

 

Таблица 1

Вид эластичности Значение коэффициента Соотношение изменения спроса и цены
Абсолютно неэластичный спрос Ed=0 Цена растет (падает), спрос: постоянен
Неэластичный спрос Ed<l Цена растет (падает) в больших масштабах, чем спрос
Эластичный спрос Ed>l Цена растет (падает) в меньших масштабах, чем спрос
Единичная эластичность Ed=l Цена и спрос: изменяются в равной степени
Абсолютно эластичный спрос Ed=∞ Спрос растет (падает), цена постоянна

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить спрос на:

-   инсулин — абсолютно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

-   предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

-   предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

-   транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

-   если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

-   количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

-   удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

- значимости товара — является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

- фактор времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Между ценой товара и количество предлагаемого товара существует прямая зависимость: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

P
Q
S

Рисунок 2 - Кривая предложения

Qs - объем товаров и услуг, S - предложение (supply);

Р - цена товара.

Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы (неценовые): цены факторов производства (ресурсов), технология, ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, размер налогов и субсидий, количество продавцов и др.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Q=f (Р, Рг, К, Т, N, В),

где Рr - цены ресурсов; К - характер применяемой технологии; Т -налоги и субсидии; N - количество продавцов; В - прочие факторы.

Изменение любого, за исключением цены товара, фактора, определяющего предложение, приводит к сдвигу кривой предложения. Любое изменение, которое ведет к увеличению объема предложения при каждой возможной цене, сдвигает кривую вправо; любое изменение, которое уменьшает объем предложения при каждой возможной цене, приводит к смещению кривой предложения влево.

Для определения реакции продавцов на изменение цен используется показатель эластичности предложения. Эластичность предложения - это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения количества к процентному изменению цены. Методика расчета коэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:

где ΔQ/Q — относительное изменение предложения (в %);

ΔР/Р - относительное изменение цены (в %).

Эластичность предложения зависит главным образом от возможности расширения производства товаров, времени. Последний фактор играет решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения. Чем длиннее период, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными целями их использования.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Es = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

 

P
Q
S
P
Q
S
        

Рисунок 3 - Эластичность предложения а) абсолютная эластичность б) абсолютная неэластичность

Рисунок 4 - Рыночное равновесие

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода предложение почти абсолютно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

В точке пересечения кривой спроса D и кривой предложения S устанавливается рыночное равновесие, которое обозначено буквой е (от лат. equilibrium — равновесие). В этой точке объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают.







Дата: 2019-03-05, просмотров: 373.