Целью анализа внутренней структуры фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исследования внутренней структуры фирмы, предназначенный для выявления ее стратегических преимуществ и недостатков в бизнесе.
Внутренняя структура предприятия как объекта стратегического планирования была подробно рассмотрена нами ранее. С целью упрощения обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы.
Рассмотрим эти области.
1. Маркетинг. Данный анализ охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализации продукции и включает следующее:
• стратегию продукта;
• стратегию ценообразования;
• стратегию продвижения продукта на рынке;
• выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.
При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:
• доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;
• разнообразие ассортимента и качество продукции.
При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:
• доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;
• разнообразие ассортимента и качество продукции;
• рыночная демографическая статистика (выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры на изменение потребностей);
• послепродажное и предпродажное обслуживание населения;
• эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;
• прибыль от различных товаров и услуг;
• концентрация продаж на нескольких продуктах или нескольких покупателях;
• эффективность каналов сбора информации о рынке;
• жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж;
• каналы распределения: количество, охват, контроль;
• имидж и репутация товаров;
• ценовая политика, гибкость в установлении цен;
• можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты;
• подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса и в какой мере.
2. Производство. Важным элементом анализа достоинств и недостатков фирмы является производство. Сюда входят: изготовление продукции; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; исследования и разработки. В западной литературе данный анализ получил название "анализ управления операциями". В ходе такого анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:
• Может ли фирма производить товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты?
• Какой доступ имеет фирма к новым материалам, зависит ли она от единственного или ограниченного количества поставщиков?
• Является ли производственный аппарат фирмы современным, хорошо ли он обслуживается?
• Направлена ли политика закупок на снижение величины материальных запасов и времени изготовления заказа (длительности производственного цикла);
• Обладает ли фирма эффективной системой контроля качества?
С этой целью анализируются все стадии производственного процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, выявляются неиспользованные возможности и резервы снижения издержек производства. Особое внимание при этом уделяется: затратам на приобретение сырья; эффективности использования производственных мощностей; степени вертикальной и горизонтальной интеграции производства; эффективности цикла "научные разработки - проектирование - производство"; рациональности использования патентов, торговых марок; защите коммерческой тайны.
3. Финансы. Анализ финансового состояния является важнейшим этапом стратегического планирования. Постоянный финансовый контроль имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют его место в стратегическом планировании.
К преимуществам финансового анализа можно отнести следующее:
• анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники (симптомы) проблем;
• многие тенденции в финансовой деятельности носят устойчивый характер, что легко отразить в стратегическом планировании;
• финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить проблемы не только на качественном, но и количественном уровне;
• состояние финансов является как бы зеркалом, в котором в концентрированном виде отражаются положительные и отрицательные стороны хозяйствования.
Финансовый контроль имеет следующие недостатки:
• на результаты финансового анализа может оказывать влияние субъективный фактор;
• быстрые изменения в технологии, рынках и экономике часто делают финансовый анализ бесполезным;
• разрыв между временем проведения финансового анализа и временем возникновения финансовой ситуации бывает достаточно большим, что не позволяет в ряде случаев принять своевременные меры по оздоровлению финансов;
• причины, порождающие финансовые проблемы, часто оказывают опосредованное влияние, что затрудняет процесс анализа и поиска мер улучшения финансового состояния в стратегическом плане.
В процессе финансового анализа кроме выявления резервов изучается следующее:
• возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов;
• возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
• величина капитала фирмы, его структура в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;
• структура и величина налогов;
• работа с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;
• эффективность контроля за издержками;
• эффективность эккаунтинга.
При проведении финансового анализа могут применяться как универсальные, так и специальные методики.
4. Персонал. Кадровый анализ предусматривает выявление резервов в использовании кадрового потенциала фирмы. Изучение опыта работы как процветающих фирм, так и фирм-банкротов показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях.
Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования.
Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:
• Какова подготовка и компетентность руководства фирмы?
• Насколько эффективна и конкурентоспособна система стимулирования труда в фирме?
• Как обеспечивается преемственность руководящих кадров?
• Насколько эффективна система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров?
• Есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?
• Какова эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров?
• Можно ли улучшить работу фирмы путем участия работников предприятия в управлении?
• Насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники?
5. Культура и имидж фирмы. Сюда входят слабоформализуемые факторы, которые создают образ фирмы. Климат в фирме называется культурой фирмы, которая отражает преобладающие обычаи, нравы и верования. Высшее руководство должно использовать эту культуру в стратегическом планировании, чтобы привлечь в фирму работников определенного профиля, стимулировать определенный тип поведения, стимулировать клиентов к покупке товаров и т.п.
Культура и имидж подкрепляются или ослабляются репутацией фирмы.
Насколько удачными являются культура и образ фирмы, можно судить по ответам на следующие вопросы:
• Была ли фирма последовательна в реализации стратегии деятельности?
• Каково лицо фирмы среди других фирм в данной отрасли?
• Привлекает ли фирма известных специалистов?
• Насколько соответствуют товары и услуги фирмы ее рекламе?
После получения ответов на эти вопросы выявляются сильные и слабые стороны в работе с кадрами, определяются проблемы, требующие немедленного внимания со стороны высшего руководства в стратегическом планировании.
Методика анализа среды
Как показал анализ факторов, воздействующих на предприятие, среду обитания предприятия условно можно разделить на две части:
внешнюю и внутреннюю. Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы поддерживать баланс между этими частями. Средством обеспечения такого баланса является обмен продуктами (услугами), созданными посредством использования потенциала внутренней среды, на необходимые для жизнедеятельности предприятия ресурсы, создаваемые во внешней среде.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть этих процессов открывает новые возможности для предприятия, создает для него благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, фирма должна уметь прогнозировать трудности и новые возможности. Поэтому при стратегическом планировании, изучая внешнюю среду, необходимо выяснить, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только знать их. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их реализации и, следовательно, не суметь их использовать. Этот потенциал характеризует сильные и слабые стороны фирмы, возможность ее успешного существования. Поэтому при анализе внутренней среды необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные структурные подразделения фирмы и фирма в целом.
Таким образом, проводимый в стратегическом планировании анализ направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к фирме, сильных и слабых сторон, которыми обладает фирма. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом планировании.
Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура от первых букв английских слов: Strength (сила), Weak (слабость), Opportunity (возможности), Threat (угрозы)) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Метод SWOT дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями. Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения стратегии фирмы.
Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик.
/. Сильные стороны:
• компетентность;
• наличие финансовых ресурсов;
• хорошая репутация у покупателей;
• лидер на рынке;
• изобретательность при стратегическом планировании деятельности организации в функциональных сферах;
• низкие издержки;
• защищенность от сильного конкурентного давления;
• современная технология;
• преимущества в конкурентной борьбе;
• склонность к инновациям;
• эффективный менеджмент;
• современный производственный аппарат;
• возможность расширения производственной специализации;
• эффективность сбытовой сети;
• оказание дополнительных сервисных услуг;
• удобное географическое положение;
• высокое качество продукции;
• мощная исследовательская, конструкторская, технологическая, экспериментальная и испытательная база.
2. Слабые стороны:
• отсутствие стратегических направлений деятельности;
• ухудшающаяся конкурентная позиция;
• устаревшее оборудование;
• низкая рентабельность продукции;
• недостаточный управленческий опыт;
• отсутствие квалифицированных специалистов;
• плохой контроль за выполнением стратегии;
• наличие сложноразрешимых производственных проблем;
• неспособность противостоять конкурентному давлению;
• отставание в области исследований и разработок;
• узкая производственная специализация;
• недостаточное знание рынка;
• конкурентные недостатки;
• небольшие маркетинговые способности;
• неспособность финансировать стратегические изменения;
• низкое качество выпускаемой продукции;
• недостаточная мотивация труда работников;
• высокая себестоимость продукции;
• неудовлетворительный сбыт продукции;
• кредиторская задолженность;
• недостаточная гибкость производства;
• устаревшая технология изготовления продукции;
• сильная зависимость от поставщиков;
• плохая реклама;
• высокая текучесть кадров;
• невысокая популярность фирмы.
3. Возможности:
• возможность выхода на новые рынки;
• увеличение разнообразия в производстве взаимосвязанных продуктов;
• налаживание производства сопутствующих продуктов;
• вертикальная интеграция производства;
• возможность перехода к более эффективным стратегиям;
• ускорение роста рынка;
• привлечение иностранного инвестора;
• получение госзаказа;
• расширение старых рынков;
• уход конкурентов с рынка;
• слабая насыщенность рынка;
• отсутствие конкурентов;
• льготное налогообложение;
• снижение процентных ставок по банковским кредитам;
• появление новых технологий и оборудования;
• снижение цен на сырье;
• государственная поддержка;
• снижение экспортных тарифов;
• постоянные поставщики и возможность приобретения сырья со скидкой;
• монополия на рынке.
4. Угрозы:
• возможность появления новых конкурентов;
• рост продаж замещающего продукта;
• замедление темпов роста рынка;
• неблагоприятная политика правительства;
• возрастающее конкурентное давление;
• затухание делового цикла;
• возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
• изменение потребностей и вкуса покупателей; •
• неблагоприятные демографические изменения.
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для этого составляется матрица SWOT, показанная на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Матрица " SWOT "
В левой части матрицы выделяют два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые вписываются все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вписываются все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуются четыре поля:
• поле "СИВ" (сила и возможности);
• поле "СИУ" (сила и угрозы);
• поле "СЛВ" (слабость и возможности);
• поле "СЛУ" (слабость и угрозы).
На каждом из данных полей исследователь должен найти парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
На основе анализа находящихся в поле "СИВ" следует разрабатывать стратегию использования сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле "СЛВ", стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле "СИУ", то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Наконец, для пар, находящихся на поле "СЛУ", организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей избавиться от слабых сторон и попытаться предотвратить возникшую угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Для успешного применения методологии SWOT анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис 5.3). Данная матрица строится следующим образом: сверху отражается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние), сбоку указывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Рис. 5.3. Матрица влияния возможностей
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации.
Возможности, попадающие на поля "ВС", "ВУ" и "СС", имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать.
Возможности же, попадающие на поля "СМ", "НУ" и "НМ", практически не заслуживают внимания организации.
В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 5.4). Сверху отражаются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, "легкие ушибы"). Сбоку указывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Те угрозы, которые попадают на поля "ВР", "ВК" и "СР", представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения.
Угрозы, попавшие на поля "ВТ", "СК" и "HP", также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первую очередь.
Рис. 5.4. Матрица угроз
К угрозам, находящимся на полях "НК", "СТ" и "ВЛ", требуется внимательный подход.
Задачи, попавшие на оставшиеся поля угрозы, также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Оно должно постоянно следить за их развитием.
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, сильных и слабых сторон организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Его целесообразно применять для определения профиля макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью этого метода удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Таблица 5.1.
Профиль среды
Факторы среды | Важность для отрасли А | Влияние на организацию В | Направленность влияния | Степень важности D=A*B*C |
Метод определения профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (табл. 5.1) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:
1) оценка его важности для отрасли по шкале (3 - сильное значение, 2 - умеренное значение, 1 - слабое значение);
2) оценка его влияния на организацию по шкале (3 - сильное влияние, 2 - умеренное влияние, 1 - слабое влияние, 0 — отсутствие влияния);
3) оценка направленности влияния по шкале (+1 - позитивная направленность, -1 - негативная направленность).
Три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют более важное значение для фирмы при составлении стратегического плана.
Тема 6
ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
План
Дата: 2019-03-05, просмотров: 350.