При разработке стратегии финансирования бизнес-проектов одной из ключевых проблем является выбор источников финансирования. Стоимость и структура заемных средств сильно влияет на стоимость бизнеса в целом.
Финансовый менеджмент предусматривает различные способы привлечения инвестиций и кредитов, и другие финансовые возможности для расширения деятельности предприятия.
Основные источники финансирования таковы: выпуск (эмиссия) ценных бумаг; банковские кредиты, займы у аффилированных лиц, а также финансовая аренда (лизинг).
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ
Чтобы оценить текущее положение дел компании выполняют анализ структуры финансирования, с целью разработки стратегии, выполняют следующие шаги:
Анализ эффекта финансового рычага;
Прогноз оптимальной структуры финансирования;
Расчет и анализ важнейших показателей финансового менеджмента: средневзвешенной стоимости капитала, базовой прибыли на одну акцию и др.;
Расчет и анализ абсолютных и относительных показателей балансовой и операционной финансовой устойчивости.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИИ
Основные факторы, которые принимаются во внимание при разработке стратегии финансирования:
1. Структура активов. Организации с тяжелой структурой активов и высоким уровнем операционного рычага обычно имеют более низкий кредитный рейтинги вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала, поскольку именно собственный капитал должен служить основным источником финансирования внеоборотных активов.
2. Продолжительность операционного цикла. Чем короче операционный цикл, тем в большей степени организация может использовать заемный капитал.
3. Вид активов. Если компания располагает материальными активами, характеризующимися высоким качеством и ликвидностью, то заемный капитал для нее доступнее, чем в том случае, когда значительную долю в ее активах занимают нематериальные активы, стоимость которых подвержена колебаниям, или же если материальные активы организации имеют невысокое качество.
4. Финансовая устойчивость. Чем более устойчиво положение организации на рынке сбыта и закупок, тем в большей степени она может использовать деньги своих контрагентов, как покупателей, так и поставщиков, и тем в меньшей степени нуждается в заемном капитале. С другой стороны, устойчивое рыночное положение организации повышает ее кредитоспособность и делает заемный капитал более доступным.
5. Стабильность денежного потока. Чем стабильнее денежный поток, тем больше заемного капитала может привлечь организация, поскольку устойчивый денежный поток обеспечивает своевременное обслуживание внешнего заемного капитала.
6. Рентабельность активов. Высокая рентабельность повышает кредитный рейтинг организации и она расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. С другой стороны, этот потенциал может остаться невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли.
7. Стоимость источников финансирования. Чем дороже источник, тем при прочих равных условиях он менее выгоден организации. Следует учитывать не только прямые затраты в виде процентных платежей или выплат дивидендов, но и косвенные расходы, например затраты на эмиссию, на дополнительные услуги лизингодателя при использовании лизинга.
8. Налоговая нагрузка. Поскольку процентные платежи по заемным источникам уменьшают налоговую нагрузку на организацию, при высокой налоговой нагрузке на прибыль организации выгодно активно привлекать заемные источники.
9. Стадия жизненного цикла. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях жизненного цикла, могут привлекать для своего развития значительную долю заемного капитала. Предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере используют собственный капитал, тем более что собственный капитал у них к этому времени уже значителен.
10. Размер компании. Чем крупнее компания, тем она кредитоспособнее, кроме этого, некоторые источники финансирования (например, эмиссия облигаций и публичное размещение акций) доступны только крупному бизнесу.
11. Рыночная конъюнктура. Существенное возрастание стоимости заемного капитала приводит отрицательным значениям дифференциала финансового рычага, что делает неэффективным и опасным использование заемного капитала.
12. Финансовые риски. Источники, привлечение которых приводит к необходимости постоянных выплат, увеличивают уровень риска организации.
13. Контроль собственников. Привлечение некоторых источников финансирования, например вкладов участников, меняет структуру контроля над бизнесом, что снижает привлекательность источника для собственников организации.
14. Имидж компании на рынке. При оценке кредитного рейтинга предприятия кредиторы руководствуется разными критериями, например качеством кредитной истории, надежностью руководителей и собственников организации, качеством управления. В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, у кредиторов может сформироваться его негативный имидж; такому предприятию будет присвоен низкий кредитный рейтинг, что уменьшит его возможности в привлечении внешнего капитала.
15. Финансовая грамотность собственников и руководителей. При консервативном подходе собственников и руководителей, а также неприятии риска и нежелании делить контрольный пакет с другими участниками, организация будет ориентирована на собственные источники развития — на нераспределенную прибыль. И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к структуре финансирования предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.
Разрабатывая стратегию финансирования компании, целесообразно сбалансированное использование как внешних, так и внутренних источников финансирования. Это обеспечивает высокую эффективность бизнеса и приемлемый уровень риска. Важно, чтобы у организации сохранялся резервный заемный капитал, т.е. сохранялась возможность дополнительного заимствования под рыночный процент.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 348.