Равновесие на рынке совершенной конкуренции по Вальрасу и Маршаллу. Устойчивость и неустойчивость рыночного равновесия. Излишек потребителей. Паутинообразная модель: понятие, сущность, виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Рис. 4.7. Восстановление равновесия

 

 

Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис. 4.7, устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. 4.7 представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают. Четыре варианта таких состояний показаны на рис. 4.8. . Диагноз равновесия по Вальрасу и по Маршалу

 

                  

 

 

В варианте, представленном на рис. 4.8, б, равновесие в точке P*,Q* по Вальрасу тоже не устойчиво, а по Маршаллу устойчиво по тем же причинам, которые были приведены для рис. 4.8, а.

Когда кривые спроса и предложения расположены так, как показано на рис. 4.8, в, по логике Вальраса равновесие в точке P*,Q* устойчиво, поскольку при P1 > Р* возникает избыток, а при P0 < Р* - дефицит. По логике Маршалла варианты отражают неустойчивое равновесие. Так как при Q < Q* цена предложения оказывается выше цены спроса, предложение будет уменьшаться, а в случае Q > Q* - наоборот.

Расхождения взглядов Л. Вальраса и А. Маршалла при описании механизма функционирования рынка вызваны тем, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго, цены недостаточно гибки и при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на них, чем цены. Интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - несовершенной конкуренции в коротком периоде.

На рынке совершенной конкуренции цена устанавливается в ходе приравнивания друг к другу объемов спроса и предложения. Точка пересечения кривых отраслевого спроса и предложения указывает на равновесный объем и равновесную цену. Но какова величина этой цены?

Для ответа на этот вопрос вспомним, что кривая отраслевого предложения образуется в результате горизонтального сложения кривых предложения фирм, функционирующих в отрасли. В свою очередь кривая предложения конкурентной фирмы есть отрезок кривой предельных затрат (см. рис. 2.24). Какой же величине затрат соответствует точка отраслевого равновесия?

Если в отрасли работают фирмы с различными функциями затрат, то после установления краткосрочного отраслевого равновесия все они окажутся разделенными на три группы в зависимости от того, как их семейство кривых затрат соотносится с ценой равновесия (рис. 4.13)Краткосрочное равновесие отрасли и различных групп фирм на рынке совершенной конкуренции

Цена равновесия, определенная точкой Е (рис. 4.13, а), воспринимается всеми фирмами как экзогенный, устанавливаемый рынком параметр.

Отдельная фирма своими действиями не может повлиять на цену. Поэтому для каждой фирмы линия спроса на ее продукцию есть прямая, параллельная оси абсцисс, несмотря на то, что линия отраслевого спроса имеет отрицательный наклон.

Фирмы первой группы, у которых минимальные средние затраты ниже цены (рис. 4.13, б), будут выпускать по q1 единиц продукции и получат прибыль. Фирмы второй группы, с минимальными средними затратами, равными цене (рис. 4.13, в), произведут по q2 единиц и при этом не будут иметь прибыли. И наконец, фирмы, у которых
min AVC P < min AC (рис. 4.13, г), при оптимальном для них выпуске q3 единиц не возместят в полном объеме постоянные затраты.

Соотношение между отраслевым выпуском и выпусками отдельных фирм описывается равенством Q* = n1q1 + n2q2 + n3q3,

где n1, n2, n3 - число фирм в каждой группе.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ

Сущность рыночного равновесия заключается в сбалансированности рынка: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить (в т. равновесия их интересы совпадают): QS= QD= QE, РЕ – равновесная цена. Равновесие достигается только на короткое время (изменение факторов, влияющих на цену: технологии, вкусы, мода, доходов). Стабильность равновесия – способность рынка возвращаться к равновесию под влиянием своих, внутренних сил. В связи с тем, что равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка необязательно, рынок поддерживает собственную сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойствами стабильности, то регулирование рынка – необходимо.

Анализ устойчивости рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели» - модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса QD определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения QS - на основе цены предыдущего периода (t - 1) (рис: а).

А) устойчивое равновесие на рынке; б) отсутствие устойчивого равновесия; в) регулярные колебания цен вокруг рыночного равновесия;  г) – необходимо вмешательство государства

Паутинообразная модель используется для описания колебаний цен на рынках с/х продукции, где большой временной интервал (между севом и сбором урожая) обуславливает запоздание реакции предложения на изменение цены. Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к др.


Рис.2.5. Паутинообразная модель; а) устойчивое равновесие на рынке; б) отсутствие устойчивого равновесия; в) регулярные колебания цен вокруг рыночного равновесия.

 

 

19)  Равновесие предприятия в коротком и длительном периодах на рынке совершенной конкуренции. Регулирование рынка совершенной конкуренции: последствия введения акцизов, дотаций и установления директивных цен.

В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ

В случае с совершенной конкуренцией речь идет о большом числе продавцов и покупателей одного и того же товара на рынке. Рынок открыт для каждого. Фирма - совершенный конкурент не может повлиять на рыночную цену блага и воспринимает ее как заданную. Линия спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластична.

На рынке существует единая цена блага. Фирма может продавать дополнительную единицу продукции без снижения цены (MR = Р), следовательно, условие максимизации прибыли для фирмы - совершенного конкурента:

MC = MR = P

Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде представлена кривой предельных издержек, идущей вверх от значения цены, равного минимуму средних переменных затрат.

Рис.2.25. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком

периоде

В коротком периоде все фирмы окажутся разделенными на три группы: получающие положительную экономическую прибыль, получающие нулевую экономическую прибыль, несущие убытки

Рис.2.26. Конкурентная фирма в коротком периоде:

а) получающая положительную экономическую прибыль;

б) получающая нулевую экономическую прибыль;

в) несущая убытки

Когда фирма несет убытки в коротком периоде, у нее есть альтернатива: выпускать продукцию на уровне Р= МС или прекратить производство. Если рыночная цена снизится до уровня минимума средних общих затрат (АС), предприятие не будет получать прибыль, но и не будет нести убытки. Экономическая прибыль равна нулю ( точка безубыточности -точка А на рис.2.25).

Если рыночная цена опустится ниже минимума средних переменных затрат (AVC), фирма будет вынуждена прекратить производство, поскольку цена не покрывает переменных затрат (точка закрытия -точка В на рис.2.25).

Положительная прибыль, получаемая предприятиями в коротком периоде, привлечет фирмы из других отраслей. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальный объем производства отдельной фирмы сократится.

В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, то есть их выручка будет равна ^альтернативным затратам.

Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде:

Р = LAC = LMC = SMC =SATC.

Кривая предложения предприятия в длительном периоде соответствует возрастающему участку LMC, лежащему выше минимума LAC. Однако кривая предложения отрасли в длительном периоде не может быть получена горизонтальным ; суммированием кривых предложения предприятий отрасли, поскольку количество этих предприятий в длительном периоде изменяется.

В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

На рынке совершен. конкуренции цена устанавливаетсяся в ходе приравнивания друг к другу объемов спроса и предложения. Точка пересечения кривых отраслевого спроса и предложения указывает на равновесный объем и равновесную цену. Но какова величина этой цены? Для ответа на этот вопрос вспомним, что кривая отраслевого предложения образуется в результате горизонтального сложения кривых предложения фирм, функционирующих в отрасли. В свою очередь кривая предложения конкурентной фирмы есть отрезок кривой предельных затрат. Какой же величине затрат соответствует точка отраслевого равновесия?

 Если в отрасли работают фирмы с различными функциями затрат, то после установления краткосрочного отраслевого равновесия все они окажутся разделенными на три группы в зависимости от того, как их семейство кривых затрат соотносится с ценой равновесия.

Цена равновесия, воспринимается всеми фирмами как экзогенный, устанавливаемый рынком параметр. Отдельная фирма своими действиями не может повлиять на цену. Поэтому для каждой фирмы линия спроса на ее продукцию есть прямая, параллельная оси абсцисс, несмотря на то, что линия отраслевого спроса имеет отрицательный наклон.

Фирмы первой группы, у которых минимальные средние затраты ниже цены, будут выпускать по q1 единиц продукции и получат прибыль. Фирмы второй группы, с минимальными средними затратами, равными цене, произведут по q2 единиц и при этом не будут иметь прибыли. И наконец, фирмы, у которых min AVC P < min AC, при оптимальном для них выпуске q3 единиц не возместят в полном объеме постоянные затраты.

Соотношение между отраслевым выпуском и выпусками отдельных фирм описывается равенством

Q* = n1q1 + n2q2 + n3q3,

где n1, n2, n3 - число фирм в каждой группе.

Однако эта ситуация неустойчива.

В длинном периоде картина изменится в результате следующих событий. Фирмы третьей группы, не возмещающие всех затрат, покинут отрасль. Их уход уменьшит отраслевое предложение. В то же время фирмы первой группы будут увеличивать масштабы производства. Это следует из того, что при выпуске q1* единиц продукции средние затраты превышают минимально возможные. Чтобы с минимальными средними затратами производить q1*, нужно повысить капиталовооруженность труда. В результате вовлечения в производство дополнительного капитала средние затраты при малых объемах выпуска возрастут, а при больших объемах снизятся.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.

Самым мягким и «цивилизованным» средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого. продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами Рис.2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога

Введение акцизного налога, уплаченного продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплаченных покупателями, и снижению цен, фактически полученных продавцами. Обедняют покупателя. (рис.1 – сдвиг предложения вверх). Треугольник АЕ2Р+ излишки покупателя, треугольник РСВ1 излишки продавца, Е2 Е1С чистые потери общества, АЕ1В1 общественные излишки. В бюджет налог = Р+Е2СР

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения (эластичности). Эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую - потребители. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. Подобное явление /легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться направить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Если предложение эластично - большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - на производителей. Объясняется это следующим. Эластичность предложение означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара, в случае неэластичного предложения переключение ресурсов происходит медленнее.

В случае введения дотации равновесный объем рынка расширяется, цена, фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается.

При введении дотации равновесный объем рынка расширяется, цена, фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается (рис.2 сдвиг вниз). РS ВЕ0Р0 потери продавца, Р0Е0Е1Р1потери покупателя. Е0ВЕ1 чистые потери общества. Дотация из бюджета = РSВЕ1Р1

Воздействие государства на рыночное равновесие посредством введения фиксированных цен может привести к возникновению дефицита (ниже равновесной цены QS >QD) или избыточного предложения (выше равновесной цены QD >QS) (рис.3). Если ниже равновесной цены, появляются кривые предложения (выше) и спроса (ниже) «черного рынка».

Воздействие государства на рыночное равновесие посредством введения, фиксированных цен может привести к возникновению дефицита или избыточного предложения (рис.4).

Рис.4. Воздействие на рыночное равновесие фиксированных цен, установленных государством выше или ниже равновесной цен

Степ воздействия акцизов на объем продаж зависит от наклонов линий D и S - эластичности (Δ QD/ΔР х Р/ QD; Δ QS /ΔР х Р/ QS), которая позволяет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую – потребители. Если спрос D на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель (т.к. потребители при Р на товар больше стремятся направить свой спрос на товары-субституты); если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. Если предложение эластично - большая часть налогов падает на потребителей (производители станут производить другие товары), а если неэластично – на производителей (переключение ресурсов на другое производство - медленнее).

 

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 382.