Функции предложения конкурентной фирмы в коротком и длительном периодах. Кривая предложения фирмы. Эластичность предложения по цене
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенная конкуренция - большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Фирма не может влиять на рыночную цену блага. Линия спроса D на продукцию – абсолютно эластична (при снижении Р покупатели увеличивают объем спроса на неограниченную величину, при повышении Р – полностью отказываются от товара). Фирма может продавать дополнительную единицу продукции без снижения цены (MR=Р) => условие максимизации прибыли: МС=MR=Р; где MR – предельная выручка от реализации еще одной единицы продукции, МС – предельные затраты (прирост общих затрат) на выпуск ед. Крив предложения в коротком периоде является кривой предельных издержек, идущей вверх от значения Р = минимум сред-х переменных затрат (рис. 1). Положительная прибыль, получаемая предприятиями в коротком периоде, привлечет фирмы из других отраслей. Кривая предложения сместится (S увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальный объем пр-ва фирмы сократится.

В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, т.е. их выручка R будет равна альтернативным затратам (бухгалтерские затраты (стоимость ресурсов) + неявные затраты (стоимость ресурсов, принадлежащих собственнику + нормальная прибыль за предпринимательский талант)). Равновесие фирмы в длительном периоде: Р = LAC = LMС = SМС = SАТС (краткосрочных средних затрат). Кривая предложения в длительном периоде соответствует возрастающему участку LMС, лежащему выше минимума LAC. Однако кривая предложения отрасли в длительном периоде не может быть получена горизонтом суммируемых кривых предложения предприятий отрасли, т.к. кол-во этих предприятий в длительном периоде изменяется.

          

В связи с тем, что в коротком периоде фирма может выпускать продукцию, не покрывая постоянных затрат, для оценки экономического результата ее деятельности наряду с прибылью используют понятие излишки производителя. Он равен разности между общей выручкой фирмы и общими переменными затратами. Излишки производителя превышают прибыль на величину постоянных затрат. Соотношение между этими двумя понятиями показано на рис. 2.28;

Рис. 2.28. Прибыль и излишек производителя

Прибыль равна площади прямоугольника Pcda, а излишки производители - площади abed. Последние можно рассматривать, как максимальную сумму денег, которую фирма согласна заплатить за возможность производить продукцию в коротком периоде.

Из отмеченного выше отношения между суммами предельных и переменных затрат следует, что излишки производителя можно представить как разность между выручкой и суммой предельных затрат, которая соответствует на рис. 2.29 заштрихованной площади.

Рис. 2.29. Излишек производителя

 Такой способ графического представления излишков производителя удобен тем, что показывает их связь с кривой предложения

Эластичность предложения

Важной экономической характеристикой функции предложения является ее эластичность. Коэффициент эластичности предложения по цене, или коэффициент прямой эластичности предложения (eS) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага, если его цена изменится на 1%

Предложение называют эластичным, если eS > 1, а неэластичным, если eS < 1.

Значение коэффициента прямой эластичности предложения можно определить по графику функции предложения. Если линия предложения является прямой, как в случаях, представленных на рис. 2.30, a и б, то коэффициент эластичности предложения равен отношению длины отрезка AQA к длине отрезка АВ. Это следует из того, что

.

Когда прямая предложения исходит из начала координат, то, каков бы ни был ее наклон, eS = 1.

Рис. 2.30. Графическое определение эластичности предложения

Чтобы определить эластичность предложения в любой точке криволинейного графика предложения S (рис. 2.30, в), нужно к этой точке провести касательную. Если последняя пересекает ось ординат, то eS > 1, а если - ось абсцисс, то eS < 1; когда касательная проходит через начало координат, тогда eS = 1.

Отраслевое предложение

Суммарное предложение всех фирм, производящих одинаковый вид продукции, называют рыночным (отраслевым) предложением. Чтобы получить рыночную функцию предложения нужно сложить функции предложения всех фирм при положительных значениях выпуска.

Рис. 2.31. Индивидуальные и рыночные предложения

Допустим, в отрасли функционируют лишь три фирмы, имеющие следующие функции предложения:

 

Пока цена не превысит 6 ден. ед., продукцию будут предлагать только фирмы 1 и 3 их суммарное предложение .Все три фирмы будут принимать участие в рыночных сделках только при P > 6. Поэтому рыночная функция предложения имеет следующий вид:

. График рыночного предложения представляет собой горизонтальную сумму кривых предложения всех фирм отрасли.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.