КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД
Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей
Возникновение теории потребительского поведения связано с рассмотрением в экономической науке проблем ценности и цены. Экономистов всегда интересовал вопрос: что лежит в основе ценности и цены? Вариантами ответов были потребность, средства покупателя, затраты, производство, относительное количество труда и т.п. Тем не менее, удовлетворительной теории не было создано вплоть до конца 19 века.
А.Смит, рассматривая ту же проблему, сформулировал парадокс ценности - вода имеет большую ценность, чем алмаз, но цена ее меньше.
Решение этого парадокса Генрихом Госсеном (1854 г.) связано с введением в экономический анализ предельных величин, то есть величин, характеризующих прирост данной переменной при изменении объема потребления или производства.
Авторами количественной теории полезности, исходящей из гипотезы о возможности прямого измерения полезности различных благ, являются У.Джевонс, К.Менгери Л.Вальрас
Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах - ютилах (от английского слова utility -полезность)
Применительно к каждому виду блага ИНДИВИДУУМ различает общую и предельную полезность
Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров и услуг в данном объеме.Функция полезности:
TU=f(Qа,Qb,...,Qz), где Qa,Qb,Qz- объемы потребления благ A,B,...,Z.
Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.
MU=TU/Q1
Теория субъективной полезности опирается на законы, открытые Генрихом Госсеном.
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена):
1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
2) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Формулировка условия оптимума потребителя дается во втором законе Госсена. Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:
1) для всех реально покупаемых им товаров А,В,С... имеет место
Где , предельные полезности товаров А,В,С...', Х- коэффициент, который характеризует предельную полезность денег;
2) для всех непокупаемых им товаров Z,Y... имеет место:
Из второго закона Госсена видно, что увеличение цены какого-либо блага (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены. Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.
Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит деньги не могут служить мерой полезности.
Т.е. увеличение цены блага ведет к падению соотношения МU от его потребления и цены.
Снижение МU означает меньшую готовность индивида платить за данное кол-во, т.е. более низкий спрос. (-) кол-го подхода: не существует единиц для объектного измерения полезности различных товаров; МU денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит, деньги не могут служить мерой полезности.
РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Равновесие потребителя соответствует комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении (графически – т. касания бюджетной линии и кривой безразличия – точка Е на рис). Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность от расходования ограниченного (фиксированного) дохода. В точке оптимума: MRSxy=(-Px\Py)
ПОРЯДКОВЫЙ ПОДХОД
Предложенная Ф.Эджуортом, В.Парето и И.Фишером порядковая теория полезности позволила обойти стороной те трудности, с которыми столкнулась количественная теория.
В основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход.
Порядковый подход основан на менее жестких предпосылках, чем количественный (не требует измерения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег). В рамках порядкового подхода от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения. Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:
1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что А> В (набор А предпочтительнее набора В), либо В> А; либо А ~ В (набор А и набор В равноценны).
2. Транзитивности: если А> В > С ,или А ~ В > С, или А >В ~ С, то А > С.
3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В.
4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.
При порядковом подходе для исследования поведения потребителей пользуются понятиями кривой и карты безразличия.
Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать, Множество всех кривых безразличия на плоскости называется картой безразличия.
Свойства кривых безразличия
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров. 2. Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон. 3. Кривые безразличия не пересекаются. 4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Люди всегда идут на компромиссы, когда делают выбор между товарами.
Чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, используется мера, называемая предельной нормой замещения (MRSxy).
Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага Х на единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным (U - const):
MRSxy= - (Y/X) при U = const
Предельная норма замещения может принимать различные значения (0; const; или меняться при движении вдоль кривой безразличия). В случае выпуклости к началу координат MRS убывает по мере замещения одного блага другим.
Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивидуума, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть ограниченность ресурсов (а именно дохода). Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показывает, какое количество благ можно приобрести при данных ценах и доходе: I = Рx*X + Py*Y » где I - денежный доход потребителя; Рх и Ру- цены товаров Х и Y. Бюджетная линия - геометрическое место точек, каждая из которых определяет такую комбинацию двух товаров, расходы на которые равны между собой и ограничены доходом потребителя. Уравнение бюджетной линии: Y= (I/Py)-(Px/Py)*X , где (-Рх/Ру) - угловой коэффициент.
При Х=0, Y=I/Py - весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y=0 X=I/Px- весь доход потребителя расходуется на благо X. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен товаров. Изменения в доходе и ценах вызовут сдвиг бюджетной линии.
Рис.2.б. Бюджетная линия и изменение ее положения при изменении дохода (а) и цен товаров (б и в) Цель потребителя сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
Рис.2.7. Равновесие потребителя - точка касания бюджетной линии и кривой безразличия
Условие оптимума потребителя: MRS = - Рх / Ру.
Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении,
Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.