Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ в интересах каждого ее пользователя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различают системное и прикладное ПО.

Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное. Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д).

Базовое ПО включает в себя:

· операционные системы;

· оболочки;

· сетевые операционные системы.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

· диагностики;

· антивирусные;

· обслуживания носителей;

· архивирования;

· обслуживания сети.

Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области, непосредственно обеспечивающий выполнение необходимых пользователям работ: редактирование текстов, рисование картинок, обработка информационных массивов и т. д. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.

Прикладные программы называют приложениями. Они включает в себя:

· текстовые процессоры;

· табличные процессоры;

· базы данных;

· интегрированные пакеты;

· системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);

· экспертные системы;

· обучающие программы;

· программы математических расчетов, моделирования и анализа;

· игры;

· коммуникационные программы

Особую группу составляют системы программирования (инструментальные системы), которые являются частью системного ПО, но носят прикладной характер. Системы программирования – это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программирования обычно содержат:

· трансляторы;

· среду разработки программ;

· библиотеки справочных программ (функций, процедур);

· отладчики;

· редакторы связей и др.

Вопрос 21 Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка). Графический интерфейс. Основные возможности операционной системы Windows .


Операционная система (ОС)

- это набор программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющий доступ к его ресурсам

- это системное программное обеспечение, т.е. программы, управляющие ОП, процессором, внешними устройствами и файлами и прикладными программами, и ведущие диалог с пользователем

На IBM-совместимых ПК используются ОС корпорации Microsoft Windows, а также свободно распространяемая операционная система Linux. На ПК фирмы Apple - различные версии ОС Mac OS. На рабочих станциях и серверах - ОС Windows NT/2000/XP и UNIX. ОС разные, но их назначение и функции одинаковые. ОС является необходимой составляющей ПО ПК, без нее компьютер не может работать в принципе.

MS-DOS – неграфическая ОС, которая использует интерфейс командной строки. Все команды набираются по буквам в специальной строке. Оболочка – это программа, которая запускается под управлением ОС и помогает работать с ней (например, Norton Commander)

WINDOWS – ОС фирмы Microsoft, использует объектно-ориентированную оконную технологию. Подключение устройств происходит автоматически, т.е. ОС сама узнает, что установлено на ПК и настраивается на работу с новым оборудованием. Имеет удобный пользовательский интерфейс. Выполняет базовые функции:

1) управляет файловой системой (просмотр, удаление, копирование, перемещение, переименование);

2) запуск и завершение прикладных программ;

3) всевозможный сервиз (информация о параметрах, их настройка, оптимизация работы и тд)

Состав ОС:

Программный модуль, управляющий файловой системой - Процесс работы компьютера в сводится к обмену файлами между устройствами

Командный процессор – специальная программа, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их. Пользователь может дать команду запуска программы, выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), вывода документа на печать и так далее. Операционная система должна эту команду выполнить

Драйверы –программы, которые управляют работой устройств. Каждому устройству соответствует свой драйвер. Технология «Plug and Play»(подключи и играй) позволяет автоматизировать подключение новых устройств. В процессе установки Windows определяет тип и конкретную модель установленного устройства и подключает необходимый для его функционирова-ния драйвер. При включении компьютера произво-дится загрузка драйверов в оперативную память. Пользователь имеет возможность вручную установить или переустановить драйверы.

Программные модули графического интерфейса – программы, позволяющие пользователю вводить команды с помощью мыши

Утилиты - сервисные программы для обслуживания дисков (проверять, сжимать, дефрагментировать и тд), выполнения операций с файлами (архивировать, копировать и тд), и работы в компьютерных сетях

Справочная система – получение информации о функционировании ОС в целом и о работе её отдельных модулей

Файлы ОС хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Но программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы ОС необходимо загрузить в оперативную память.

Загрузка ОС:

- Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.

- После включения ПК производится загрузка ОС с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполняться в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

- В ПЗУ содержатся программы тестирования ПК и первого этапа загрузки ОС — это BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода/вывода).

- После включения питания процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST (Power-ON Self Test). Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера

После проведения самотестирования специальная программа в BIOS, начинает поиск загрузчика ОС. Происходит поочередное обращение к имеющимся дискам и поиск на определенном месте (в первом загрузочном секторе диска) наличия специальной программы Master Boot (программы-загрузчика ОС).

- Master Boot загружается в ОС и ей передается управление работой компьютера. Программа ищет файлы операционной системы на системном диске и загружает их в оперативную память в качестве программных модулей

Инсталляция программ - процедура установки большинства программных продуктов, при которой используется специальная дистрибутивная копия.

Копирование программного продукта на жесткий диск называется установкой. Файл с программой имеет расширение .EXE .COM .BAT Он работает автономно или в сопровождении служебных файлов. Запустить программу – значит начать её работу. Но данный программный продукт должен быть совместим с аппаратными средствами


Вопрос 22 Аппаратное обеспечение работы в компьютерной сети: основные устройства.

Аппаратное обеспечение сетей:

Аппаратное обеспечение – оборудование, составляющее сеть (компьютеры, мониторы, принтеры, соединительные устройства).

Рассмотри аппаратное обеспечение сетей для клиент-серверной архитектуры.

1. Клиентские машины – компьютеры, поддерживающие операционную систему, установленную для данного типа сети требованию. Клиентские машины по производительности и ресурсу не высокие.

2. Сетевые серверы. Сервер – необходимый компонент для сети, построенной по архитектуре клиент-сервера. Обычно для обслуживания сетей в качестве сервера используют достаточно мощный компьютер, который выполняет специальные сетевые программы и предоставляющий свои ресурсы для использования сети. В связи с этим сервер должен удовлетворять следующим признакам:

1. Расширяемость. В сервер должна быть заложена возможность увеличения производительности при расширении сети или увеличении потока и количества их информации.

2. Скорость. Производительность сервера при обработке клиентских запросов должна быть достаточно высокой. Она зависит от оперативной памяти, частоты центрального процессора и частоты системной машины.

3. Память. Серверы требуют большие объемы оперативной памяти. Обычно оперативную память можно добавлять, однако, для серверов принято устанавливать сразу же максимальный объем памяти.

4. Устройство хранения данных. Так как сервер предоставляет свои ресурсы для хранения общих данных и так же большого количества приложений, необходимо установить на сервер жесткие диски большой емкости, скорости к доступу данных и высокой надежности.

3. Сетевые принтеры. Сетевые принтеры используют очень часто. При большом объеме заданий на сетевой принтер выделяют специальный компьютер, на котором не работают клиенты, его задача состоит в том, чтобы обслуживать задание на печать, выставляя их в очередь на принтер.

4. Сетевые адаптеры или сетевые карты. Сетевые адаптеры или сетевые карты – это специальные устройства, которые должны быть в каждом компьютере, подключенному к сети. Бывают встроенные сетевые адаптеры, сетевые микросхемы, интегрированные в материнскую плату. Бывают так же сетевые карты, которые вставляют в специальный разъем на материальной плате и могут быть заменены или добавлены. Каждая сетевая карта имеет свои заводские индивидуальные номера. МАК АС – этот номер идентифицирует компьютер в сети и обязательно предается в сеть при подключении компьютера.

5. Устройство соединения сетевых линий. Для соединения компьютеров в сети с помощью линий связи можно использовать устройства:

1. Коммуникатор (свич). Коммуникатор внешне похож на хаб, однако отличается тем, что в коммуникаторах имеются устройства, считывающие из передаваемых пакетов информации, поэтому коммуникатор выставляет сигнал только на порт той машины, которой он предназначен. Коммуникатор предназначен для работы в сетях Интернет.

2. Маршрутизатор или роутер. Роутер – это оборудование, которое предназначено для соединения различных фрагментов большой сети и имеет возможность выбрать наиболее рациональный путь от потребителя к получателю, используя различные ветви сети. Оптимизация пути проводиться по двум параметрам: по расстоянию и количеству узлов, которые надо пройти, а так же по загруженности ветвей сети. Роутер позволяет передавать информацию сразу по нескольким линиям и одному и тому же получателю. Маршрутизатор постоянно проверяет сеть, определяет наиболее медленно работающие фрагменты, наиболее загруженные участки сети. И согласно этому переадресовывает информационные пакеты. При возникновении проблем на каком-либо участке, маршрутизатор может перенаправить информацию в обход. Часто маршрутизаторы используют как мосты, соединяющие сети различной конфигурации.

3. Шлюз. Шлюз-это устройство, которое применяют для соединения сетей различного типа, имеется ввиду различный тип программного обеспечения в этих сетях. В задачу шлюза входит преобразование сигналов полученных из одной сети в формат сигналов другой сети и наоборот. Шлюз – аппаратное программное обеспечение, соединяющее сети различного типа. В качестве шлюзов могут выступать как специальные устройства, так и выделенные для этой цели компьютеры соответствующие программному обеспечению.

6. Модем (модулятор, демодулятор) – это устройство, предназначенное для передачи информации и организации сети с помощью телефонных линий или телефонных связей.


Вопрос 23 Разновидности компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Виды компьютерных сетей

Компьютерные сети можно классифицировать по различным признакам.

I . По принципам управления :

1. Одноранговые - не имеющие выделенного сервера. В которой функции управления поочередно передаются от одной рабочей станции к другой;

2. Многоранговые - это сеть, в состав которой входят один или несколько выделенных серверов. Остальные компьютеры такой сети (рабочие станции) выступают в роли клиентов.

II . По способу соединения :

1. "Прямое соединение "- два персональных компьютера соединяются отрезком кабеля. Это позволяет одному компьютеров (ведущему) получить доступ к ресурсам другого (ведомого);

2. "Общая шина " - подключение компьютеров к одному кабелю;

3. "Звезда " - соединение через центральный узел;

4. "Кольцо " - последовательное соединение ПК по двум направлениям.

III . По охвату территории :

1. Локальная сеть (сеть, в которой компьютеры расположены на расстоянии до километра и обычно соединены при помощи скоростных линий связи.) - 0,1 - 1,0 км; Узлы ЛВС находятся в пределах одной комнаты, этажа, здания.

2. Корпоративная сеть (в пределах находятся в пределах одной организации, фирмы, завода). Количество узлов в КВС может достигать нескольких сотен. При этом в состав корпоративной сети обычно входят не только персональные компьютеры, но и мощные ЭВМ, а также различное технологическое оборудование (роботы, сборочные линии и т.п.).

Корпоративная сеть позволяет облегчить руководство предприятием и управление технологическим процессом, установить четкий контроль за информационными и производственными ресурсами.

3. Глобальная сеть (сеть, элементы которой удалены друг от друга на значительное расстояние) - до 1000 км.

В качестве линий связи в глобальных сетях используются как специально проложенные (например, трансатлантический оптоволоконный кабель), так и существующие линии связи (например, телефонные сети). Количество узлов в ГВС может достигать десятков миллионов. В состав глобальной сети входят отдельные локальные и корпоративные сети.

4. Всемирная сеть - объединение глобальных сетей (Internet).


Вопрос 24 Локальные вычислительные сети. Возможности, основные типы, топология ЛВС.

Локальная вычислительная сеть представляет собой систему распределенной обработки данных, охватывающую небольшую территорию (диаметром до 10 км) внутри учреждений, НИИ, вузов, банков, офисов и т.п., это система взаимосвязанных и распределенных на фиксированной территории средств передачи и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, информационных, программных. ЛВС можно рассматривать как коммуникационную систему, которая поддерживает в пределах одного здания или некоторой ограниченной территории один или несколько высокоскоростных каналов передачи информации, предоставляемых подключенным абонентским системам (АС) для кратковременного использования.

Информационные системы, построенные на базе локальных вычислительных сетей, обеспечивают решение следующих задач:

• хранение данных;

• обработка данных;

• организация доступа пользователей к данным;

передача данных и результатов их обработки пользователям.

Компьютерные сети реализуют распределенную обработку данных. Здесь обработка данных распределяется между двумя объектами: клиентом и сервером. В процессе обработки данных клиент формирует запрос к серверу на выполнение сложных процедур. Сервер выполняет запрос, и результаты выполнения передает клиенту. Сервер обеспечивает хранение данных общего пользования, организует доступ к этим данным и передает данные клиенту. Подобная модель вычислительной сети получила название архитектуры клиент - сервер.

По признаку распределения функций локальные компьютерные сети делятся на одноранговые и двухранговые (иерархические сети или сети с выделенным сервером).

В одноранговой сети компьютеры равноправны по отношению друг к другу. Каждый пользователь в сети решает сам, какие ресурсы своего компьютера он предоставит в общее пользование. Таким образом, компьютер выступает и в роли клиента, и в роли сервера. Одноранговое разделение ресурсов является вполне приемлемым для малых офисов с 5 - 10 пользователями, объединяя их в рабочую группу.

Двухранговая сеть организуется на основе сервера, на котором регистрируются пользователи сети.

Для современных компьютерных сетей типичной является смешанная сеть, объединяющая рабочие станции и серверы, причем часть рабочих станций образует одноранговые сети, а другая часть принадлежит двухранговым сетям.

Топология локальных компьютерных сетей – это месторасположение рабочих станций и узлов относительно друг друга и варианты их соединения. Фактически это архитектура ЛВС. Существует большое количество вариантов сетевых топологий, базовыми из которых являются шина, кольцо, звезда

О топологии «звезда»

Этот вид расположения рабочих станций имеет выделенный центр – сервер, к которому подсоединены все остальные компьютеры. Именно через сервер происходят процессы обмена данными. Поэтому оборудование его должно быть более сложным.

Топология «шина»: просто и дешево

В этом способе соединения все рабочие станции подключены к единственной линии – коаксиальному кабелю, а данные от одного абонента отсылаются остальным в режиме полудуплексного обмена. Топологии локальных сетей подобного вида предполагают наличие на каждом конце шины специального терминатора, без которого сигнал искажается.

Характеристики топологии «кольцо»

Такой вид связи предполагает соединение рабочего узла с двумя другими, от одного из них принимаются данные, а второму передаются. Главной же особенностью этой топологии является то, что каждый терминал выступает в роли ретранслятора, исключая возможность затухания сигнала в ЛВС.


Вопрос 25 Технология «клиент-сервер». Принципы работы с программным обеспечением.

Технология «Клиент – сервер» - это архитектура программного комплекса, в которой происходит распределение прикладной программы по двум логически различным компонентам (клиент и сервер), взаимодействующим по схеме «запрос-ответ» и решающим свои определенные задачи. Фактически клиент и сервер — это программное обеспечение.

Компьютер (или программа), управляющий и/или владеющий каким-либо ресурсом, называют сервером этого ресурса.

Компьютер (или программа), запрашивающий и пользующийся каким-либо ресурсом, называют клиентом этого ресурса.

Клиент и сервер могут находиться как на одном компьютере (ПК), так и на разных ПК в сети. Также может возникать такая ситуация, когда некоторый программный блок будет одновременно выполнять функции сервера по отношению к одному блоку и клиента по отношению к другому.





Преимущества

-Отсутствие дублирования кода программы-сервера программами-клиентами.

-Так как все вычисления выполняются на сервере, то требования к компьютерам, на которых установлен клиент, снижаются.

-Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще организовать контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.

Недостатки

-Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть. Неработоспособным сервером следует считать сервер, производительности которого не хватает на обслуживание всех клиентов, а также сервер, находящийся на ремонте, профилактике и т. п.

-Поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста — системного администратора.

-Высокая стоимость оборудования.

Основной принцип технологии "клиент-сервер" заключается в разделении функций приложения на три группы:

- модули интерфейса с пользователем (логика представления): ввод и отображение данных (взаимодействие с пользователем);

- модули хранения данных (бизнес-логика): прикладные функции, характерные для данной предметной области;

- модули обработки данных (логика доступа к данным или алгоритмы доступа к данным): функции управления ресурсами (файловой системой, базой даных и т.д.).

Поэтому, в любом приложении выделяются следующие компоненты:

-компонент представления данных

-прикладной компонент

-компонент управления ресурсом

Связь между компонентами осуществляется по определенным правилам, которые называют "протокол взаимодействия".

Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.