Вопрос 7. Роль информации в проектировании и управлении строительством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 7. Роль информации в проектировании и управлении строительством.

Информация может трактоваться как мера упорядоченности, как характеристика материи на разных стадиях её организации. Нет единого мнения относительно сущности информации. Она выступает скорее как совокупное определение многочисленных значений. А. Д. Урсул подчёркивает, что информации присущи как объективные, так и субъективные свойства. То есть информация присуща как материальным объектам, так и процессам в сознании человека. Следовательно, и в архитектуре можно выявить несколько ипостасей информации.

Во-первых, существует множество попыток психологов и методологов изучить механизмы восприятия архитектурного пространства и процессы, связанные с деятельностью архитектора. Практическая необходимость таких исследований возникла в связи с усложнением проектных задач, внедрением новых методов проектирования, автоматизацией проектного процесса и необходимостью помощи преподаванию в области

архитектуры. Вне зависимости от того, на сколько стадий делят проектный процесс, его можно рассматривать как поэтапное движение по увеличению упорядоченности проектного результата.

На подготовительных первых стадиях проектного процесса исходная информация находится в избыточном количестве и хаотичном состоянии. На стадиях творческого поиска информация постепенно приобретает порядок и структуру.

Первые попытки эмпирических исследований проектирования осуществили в 1970-х годах Краус и Майер, Фримен и Невилм, Дж. Джонс, основываясь на теории переработки информации. Человек в них выступает системой переработки информации, которая во время анализа проблемы занимается поиском данных в различных источниках: устных, визуальных, с запросом в собственную память. При этом количество поступающих сведений на входе в систему ограничено пропускной способностью восприятия человека.

Во-вторых, так как информация находится в непосредственной связи с материей, все объекты городской среды: пространство, здания, геометрические элементы заключают в себе информацию. А. П. Мардер в своей работе «Эстетика архитектуры» предоставляет схему перемещения информации от архитектора к зрителю через архитектурный образ, при этом любые элементы предметно-пространственной среды участвуют в коммуникации за счёт закодированной в их форму данных.

 



Классификация информационных систем

Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации.

Классификация по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

· одиночные;

· групповые;

· корпоративные.

Классификация по сфере применения

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:

· системы обработки транзакций;

· системы принятия решений;

· информационно-справочные системы;

· офисные информационные системы.

Классификация по способу организации

По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:

· системы на основе архитектуры файл-сервер;

· системы на основе архитектуры клиент-сервер;

· системы на основе многоуровневой архитектуры;

· системы на основе Интернет/ интеранет-технологий.



Вопрос 13


Вопрос 14 Типовые технологии сбора, передачи, обработки хранения информации.

 

Сбор предполагает получение максимально выверенной исходной информации и является одним из самых ответственных этапов в работе с информацией, поскольку от цели сбора и методов последующей обработки полностью зависит конечный результат работы всей информационной системы.

Технология сбора подразумевает использование определенных методов сбора информации и технических средств, выбираемых в зависимости от вида информации и применяемых методов ее сбора. На заключительном этапе сбора, когда информация преобразуется в данные, т. е. в информацию, представленную в формализованном виде, пригодном для компьютерной обработки, осуществляется ее ввод в систему.

Когда сбор информации завершен, собранные данные сводятся в систему для создания, хранения и поддержания в актуальном состоянии информационного фонда, необходимого для выполнения различных задач в деятельности объекта управления. Сбор данных должен обеспечивать необходимую полноту и минимальную избыточность хранимой информации, что может быть достигнуто за счет выбора данных, оценки их необходимости, а также анализа существующих данных и разделения их на входные, промежуточные и выходные.

Для сбора данных необходимо сначала определить технические средства, позволяющие осуществлять сбор быстро и высококачественно и поддерживающие операции ввода информации и представления данных в электронной форме. В качестве средств сбора в информационных системах обычно выступают агрегаты, представляющие собой совокупность устройств и программного обеспечения к ним, которые служат для преобразования информации, представленной в неэлектронной форме, в электронную для ее последующего использования в системе.

Так, для различных этапов сбора текстовой и графической информации, а также для выбора из предлагаемых системой вариантов обычно применяются такие средства, как клавиатура, различные манипуляторы («мышь», шаровой джойстик, световое перо и т. д.), сканер, планшет, сенсорный экран, монитор.

Для сбора звуковой информации чаще всего используются диктофон и микрофон, в некоторых случаях применяются звуковые датчики и аппаратура распознавания речи, а также средства записи эфира радиостанций.

Сбор видеоинформации осуществляется с помощью видеокамер и фотоаппаратов; кроме того, существуют средства, позволяющие записывать сигналы телевизионного вещания.

В промышленных системах в зависимости от сферы применения часто используются также технические средства для сканирования штрих-кода, захвата изображений, автоматические датчики объема, давления, температуры, влажности, системы распознавания сигналов и кодов и т. д

Собранная информация, переведенная в электронную форму, подлежит правильному хранению и требует обеспечения к ней доступа.

Процедура хранения информации заключается в формировании и поддержке структуры хранения данных в памяти ЭВМ.

Универсальной методики построения системы хранения данных на сегодняшний день не существует. Можно сформулировать только основные требования, предъявляемые к структурам хранения:

• независимость от программ, использующих хранимые данные;

• обеспечение полноты и минимальной избыточности данных;

• возможность актуализации данных (т. е. пополнения или изменения значений данных, записанных в базе);

• возможность извлечения данных, а также сортировки и поиска по заданным критериям.

Наиболее часто в роли структур хранения данных выступают базы или банки данных [19, 23, 24].

База данных (БД) — специально организованная совокупность взаимосвязанных данных, отражающих состояние выделенной предметной области в реальной действительности и предназначенной для совместного использования при решении задач многими пользователями.


Вопрос 15 Технические и программные средства реализации информационных процессов

Информационные процессы- это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т.е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления.

Сбор информации— это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Он может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем — аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, — в частности, задачи обмена информацией (передачи).

Обмен информацией — это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель — принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный «информационный баланс», при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник. Обмен производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства. Если объектом-источником является человек, то вырабатываемые им сигналы могут не только непосредственно отражать его свойства, но и соответствовать тем знакам, которые человек вырабатывает с целью обмена информацией. Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.). Процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации называется накоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию. Часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем.

Хранение информации— это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки.

Обработка информации— это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи.


Вопрос 16 История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения эвм, их отличительные особенности.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Основными этапами развития вычислительной техники являются:

I. Ручной — с 50-го тысячелетия до н. э.;

II. Механический — с середины XVII века;

III. Электромеханический — с девяностых годов XIX века;

IV. Электронный — с сороковых годов XX века.

I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке — наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты.

В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

II. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты:

· 1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций

· 1642 г. — Б.Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины.

· из 50 таких машин

· 1673 г. — немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.

· 1881 г. — организация серийного производства арифмометров.

Английский математик Чарльз Бэббидж создал калькулятор, способный производить вычисления и печатать цифровые таблицы. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма, но проект не был реализован.

Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс

, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.

III. Электромеханический этап развития ВТ

1887 г. — создание Г.Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса

Одно из наиболее известных его применений — обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM.

Начало — 30-е годы XX века — разработка счетноаналитических комплексов. На базе таких

комплексов создаются вычислительные центры.

1930 г. — В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях.

1937 г. — Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC.

1944 г. — Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.

1957 г. — последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.

IV. Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC.

V. ЭВМ пятого поколения должны удовлетворять следующим качественно новым функциональным требованиям:

1. обеспечивать простоту применения ЭВМ ; диалоговой обработки информации с использованием естественных языков, возможности обучаемости. (интеллектуализация ЭВМ);

2. усовершенствовать инструментальные средства разработчиков;

3. улучшить основные характеристики и эксплуатационные качества ЭВМ, обеспечить их разнообразие и высокую адаптируемость к приложениям.

I 1946-1958 Электронная лампа
II 1958-1964 Транзистор
III 1964-1972 Интегральная схема
IV 1972 - настоящее время Большая интегральная схема



ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ.


Вопрос 17 Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.

Компьютер состоит из следующих основных устройств: процессор, память (внутренняя и внешняя) и устройства ввода и вывода информации. Назначение каждого из них:

Процессор является главным устройством компьютера, в котором собственно и происходит обработка всех видов информации. Другой важной функцией процессора является обеспечение согласованного действия всех узлов, входящих в состав компьютера

Место для хранения программы в компьютере служит устройство – память. Начиная с самых первых ЭВМ, память сразу стали делить на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней памятью современного компьютера принято понимать быстродействующую электронную память, расположенную на его системной плате. Наиболее существенная часть внутренней памяти называется ОЗУ - оперативное запоминающее устройство. Его главное назначение состоит в том, чтобы хранить данные и программы для решаемых в текущий момент задач. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), в котором в частности хранится информация, необходимая для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. Как очевидно из названия, информация в ПЗУ не зависит от состояния компьютера. Внешняя память реализуется в виде довольно разнообразных устройств хранения информации и обычно конструктивно оформляется в виде самостоятельных блоков. Сюда, прежде всего, следует отнести накопители на гибких и жестких магнитных дисках (винчестерами), а также оптические дисководы (устройства для работы с CD ROM), флеш-накопители.

Для получения информации о результатах, необходимо дополнить компьютер устройствами вывода, которые позволяют представить их в доступной человеческому восприятию форме. Наиболее распространенным устройством вывода является монитор, способный быстро и оперативно отображать на своем экране как текстовую, так и графическую информацию.

Для того чтобы получить копию результатов на бумаге, используют печатающее устройство, или принтер-устройство для вывода информации на бумагу. Принтеры бывают матричные (красящая лента), струйные (картридж с чернилами), лазерные (картридж с порошком тонером).

Сканер- устройство для ввода информации в компьютер с бумажного носителя. Сканеры бывают планшетные, настольные и ручные.

Поскольку пользователю часто требуется вводить в компьютерную систему новую информацию, необходимы еще и устройства ввода. Простейшим устройством ввода является клавиатура.

Широкое распространение программ с графическим интерфейсом способствовало популярности другого устройства ввода – манипулятора мышь - устройство ввода информации. Преобразует механические движения по столу в электрический сигнал, передаваемый в компьютер.

Для связи основных устройств компьютера между собой используется специальная информационная магистраль, обычно называемая инженерами шиной.

Модем-устройство для соединения компьютеров между собой на больших расстояниях по каналам связи (телефонной линии, волоконной оптической линии связи, сотовой, спутниковой связи). С помощью модема можно подключиться к интернету.


Вопрос 18  Виды и назначение периферийных устройств персонального компьютера.

Периферийные устройства – это любые дополнительные и вспомогательные устройства, которые подключаются к ПК для расширения его функциональных возможностей.

1. Устройства ввода информации (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик, сканер, микрофон и т.д.)

Трекбол (шаровой манипулятор) - это шар, расположенный вместе с кнопками на поверхности клавиатуры (перевёрнутая мышь). Перемещение указателя по экрану обеспечивается вращением шара.

Сенсорный манипулятор. Представляет собой коврик без мыши. В данном случае управление курсором производится простым движением пальца по коврику.

Дигитайзер (графический планшет) Позволяет создавать или копировать рисунки. Рисунок выполняется на поверхности дигитайзера специальным пером или пальцем. Результаты работы производятся на экране монитора.

Сканер- устройство для ввода информации в компьютер с бумажного носителя. Сканеры бывают планшетные, настольные и ручные.

Мышь - устройство ввода информации. Преобразует механические движения по столу в электрический сигнал, передаваемый в компьютер.

Световое перо- с помощью него можно рисовать картинки и писать рукописные тексты, которые сразу попадают на экран.

 

2. Устройства вывода информации (монитор, принтер, плоттер, колонки и т. д.)

Монитор - основное периферийное устройство отображения видимой компьютером информации.

Модем-устройство для соединения компьютеров между собой на больших расстояниях каналам связи (телефонной линии, волоконной оптической линии связи, сотовой, спутниковой связи). С помощью модема можно подключиться к интернету.

Принтер-устройство для вывода информации на бумагу. Принтеры бывают матричные (красящая лента), струйные (картридж с чернилами), лазерные (картридж с порошком тонером).

Микрофон-устройство ввода звуковой информации: голоса или музыки.

Плоттер, или графопостроитель,- это чертежная машина, позволяющая с высокой точностью и скоростью вычерчивать сложные графические изображения большого размера: чертежи, схемы, карты, графики и т.д.


Вопрос 19 Память компьютера – виды, назначение. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики (информационная емкость, быстродействие и т.д.)

Память – среда или функциональная часть ЭВМ, предназначенная для приема, хранения и избирательной выдачи данных. Различают оперативную, регистровую, кэш- и внешнюю память.

Функции и основные характеристики внутренней памяти ПК

Внутренняя память — это память, к которой процессор может обратиться непосредственно в процессе работы и немедленно использовать ее.

К внутренней памяти относятся:

1. Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory — память с произвольным доступом) — это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Оперативная память используется только для временного хранения данных и программ, так как, когда машина выключается, все, что находилось в ОЗУ, пропадает. Доступ к элементам оперативной памяти прямой — это означает, что каждый байт памяти имеет свой индивидуальный адрес.

2. Кэш (англ. cache) или сверхоперативная память — очень быстрое ЗУ небольшого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью.

Кэш-памятью управляет специальное устройство — контроллер, который, анализируя выполняемую программу, пытается предвидеть, какие данные и команды вероятнее всего понадобятся в ближайшее время процессору, и подкачивает их в кэш-память. При этом возможны как попадания, так и промахи. В случае попадания, то есть, если в кэш подкачаны нужные данные, извлечение их из памяти происходит без задержки. Если же требуемая информация в кэше отсутствует, то процессор считывает её непосредственно из оперативной памяти. Соотношение числа попаданий и промахов определяет эффективность кэширования.

3. Постоянная память (ПЗУ, англ. ROM, Read Only Memory — память только для чтения) — энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом зашивается в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из ПЗУ можно только читать.

Виды внешней памяти ПК, их особенности и основные характеристики.

Внешняя память (ВЗУ) предназначена для длительного хранения программ и данных, и целостность её содержимого не зависит от того, включен или выключен компьютер. Этот вид памяти обладает большим объемом и маленьким быстродействием. В отличие от оперативной памяти, внешняя память не имеет прямой связи с процессором.

Внешняя память – предназначена для размещения больших объемов информации и обмена ею с оперативной памятью. Для внешней памяти используют энергонезависимые носители. Емкость внешней памяти практически не имеет ограничений, а для обращения к ней требуется больше времени, чем к внутренней.

Основной характеристикой модулей оперативной (внутренней) памяти является малое время доступа к информации (считывания/записи данных).

Основной функцией внешней памяти ПК является способность долговременно хранить большой объем информации (на накопителях или дисководах).

Внешняя память

Внешней памятью называется группа устройств, которые предназначены для долговременного хранения больших массивов информации – программ и данных. Во внешней памяти данные могут храниться годами, пока не потребуются.

Программа, находящаяся во внешней памяти, не может в ней выполняться, а данные не могут быть обработаны. В этом и состоит главное отличие внешней памяти от оперативки. Во внешней памяти программы и данные хранятся в «нерабочем состоянии», в оперативной – программы и данные хранятся только во время выполнения. Для того, чтобы выполнить программу с внешней памяти, ее сначала нужно найти на внешнем устройстве и перенести в оперативную память, где она сможет выполниться.

Важной особенностью внешней памяти является ее энергонезависимость. Кроме того, внешняя память гораздо меньше стоит и имеет значительно больший объем по сравнению с оперативной. Зато скорость передачи данных с внешними запоминающими устройствами значительно меньше.

Основные накопители и носители:

- Гибкие магнитные диски (дискеты) представляют собой тонкие пластиковые диски, покрытые специальным магнитным материалом и запечатанные в пластиковую обложку. Магнитный материал на диске способен надолго запомнить одно из двух состояний намагниченности, соответствующих двоичным цифрам: 0 или 1.

- Функции внешней несменной памяти компьютера, предназначенной для долговременного и энергонезависимого хранения информации выполняют жесткие магнитные диски. Часто их называют винчестерами. Они представляют собой малогабаритный пакет из нескольких жестких магнитных дисков, вращающихся с высокой скоростью на одной оси и размещенных в герметичном корпусе вместе с головками чтения-записи.

- В качестве устройств внешней памяти распространение получили оптические диски, или CD-ROM (Compact Disk Read Only Memory – компакт-диск, предназначенный только для чтения). В дальнейшем появились компакт-диски не только с возможностью чтения однократно занесённой на них информации, но и с возможностью их записи и перезаписи (CD-R, CD-RW).

- DVD первоначально расшифровывалось как Digital Video Disk. Несмотря на название, на DVD-диски можно записывать всё, что угодно, - от музыки до данных. Главное отличие DVD-дисков от CD-дисков – это объём информации, который может быть записан на таком носителе. На DVD-диск может быть записано от 4.7 до 13, и даже до 17 Gb.

Blu-ray Disc, BD (англ. blue ray — синий луч и disc — диск; написание blu вместо blue — намеренное) — формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости.

Flash-память – это энергонезависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Устройства на основе flash-памяти не имеют в своём составе движущихся частей, что обеспечивает высокую сохранность данных при их использовании в мобильных устройствах.

Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный корпус. Для записи или считывания информации накопители подключаются к компьютеру через USB-порт.

В последнее время используются внешние жесткие диски.

Характеристики.

Основные пользовательские характеристики: •емкость (объем) – количество байтов памяти; •быстродействие – время обращения к ячейкам памяти, определяемое временем считывания или временем записи информации. Измеряется в наносекундах (10­10с); •разрядность – количество линий ввода­вывода, которые имеют микросхемы оперативной и постоянной памяти или внешние накопители.

Емкость - жесткого диска варьируется от 128 гигабайт до 4 терабайт; - CD дисков около 700 мегабайт; - DVD дисков около от 4 Гб до 7 Гб;- Емкость flash накопителей примерно от 128 мегабйт до 2 терабайт; - Емкость blue-ray дисков от 25 гб до 50 гб.

Быстродействие внешних запоминающих устройств измеряется двумя параметрами: временем доступа и скоростью считывания.

Разрядностью электронного устройства или шины называется количество разрядов (битов), одновременно обрабатываемых этим устройством или передаваемых этой шиной. Термин применим к составным частям вычислительных, периферийных или измерительных устройств: шинам данных компьютеров, процессорам и т.д.


Вопрос 20   Программное обеспечение компьютера, его классификация и назначение.

ПО современных компьютеров включает множество разнообразных программ, которое можно условно разделить на три группы

- Системное программное обеспечение (системные программы);

- Прикладное программное обеспечение (прикладные программы);

- Инструментальное обеспечение (инструментальные системы).

Системное программное обеспечение (СПО) – это программы, управляющие работой компьютера и выполняющие различные вспомогательные функции, например, управление ресурсами компьютера, создание копий информации, проверка работоспособности устройств компьютера

Прикладное программное обеспечение (ППО) предназначено для решения задач пользователя.

К инструментальному программному обеспечению относят: системы программированиядля разработки новых программ, например, Паскаль, Бейсик. Обычно они включают: редактор текстов, обеспечивающий создание и редактирование программ на исходном языке программирования





Операционная система (ОС)

- это набор программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющий доступ к его ресурсам

- это системное программное обеспечение, т.е. программы, управляющие ОП, процессором, внешними устройствами и файлами и прикладными программами, и ведущие диалог с пользователем

На IBM-совместимых ПК используются ОС корпорации Microsoft Windows, а также свободно распространяемая операционная система Linux. На ПК фирмы Apple - различные версии ОС Mac OS. На рабочих станциях и серверах - ОС Windows NT/2000/XP и UNIX. ОС разные, но их назначение и функции одинаковые. ОС является необходимой составляющей ПО ПК, без нее компьютер не может работать в принципе.

MS-DOS – неграфическая ОС, которая использует интерфейс командной строки. Все команды набираются по буквам в специальной строке. Оболочка – это программа, которая запускается под управлением ОС и помогает работать с ней (например, Norton Commander)

WINDOWS – ОС фирмы Microsoft, использует объектно-ориентированную оконную технологию. Подключение устройств происходит автоматически, т.е. ОС сама узнает, что установлено на ПК и настраивается на работу с новым оборудованием. Имеет удобный пользовательский интерфейс. Выполняет базовые функции:

1) управляет файловой системой (просмотр, удаление, копирование, перемещение, переименование);

2) запуск и завершение прикладных программ;

3) всевозможный сервиз (информация о параметрах, их настройка, оптимизация работы и тд)

Состав ОС:

Программный модуль, управляющий файловой системой - Процесс работы компьютера в сводится к обмену файлами между устройствами

Командный процессор – специальная программа, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их. Пользователь может дать команду запуска программы, выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), вывода документа на печать и так далее. Операционная система должна эту команду выполнить

Драйверы –программы, которые управляют работой устройств. Каждому устройству соответствует свой драйвер. Технология «Plug and Play»(подключи и играй) позволяет автоматизировать подключение новых устройств. В процессе установки Windows определяет тип и конкретную модель установленного устройства и подключает необходимый для его функционирова-ния драйвер. При включении компьютера произво-дится загрузка драйверов в оперативную память. Пользователь имеет возможность вручную установить или переустановить драйверы.

Программные модули графического интерфейса – программы, позволяющие пользователю вводить команды с помощью мыши

Утилиты - сервисные программы для обслуживания дисков (проверять, сжимать, дефрагментировать и тд), выполнения операций с файлами (архивировать, копировать и тд), и работы в компьютерных сетях

Справочная система – получение информации о функционировании ОС в целом и о работе её отдельных модулей

Файлы ОС хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Но программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы ОС необходимо загрузить в оперативную память.

Загрузка ОС:

- Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.

- После включения ПК производится загрузка ОС с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполняться в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

- В ПЗУ содержатся программы тестирования ПК и первого этапа загрузки ОС — это BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода/вывода).

- После включения питания процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST (Power-ON Self Test). Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера

После проведения самотестирования специальная программа в BIOS, начинает поиск загрузчика ОС. Происходит поочередное обращение к имеющимся дискам и поиск на определенном месте (в первом загрузочном секторе диска) наличия специальной программы Master Boot (программы-загрузчика ОС).

- Master Boot загружается в ОС и ей передается управление работой компьютера. Программа ищет файлы операционной системы на системном диске и загружает их в оперативную память в качестве программных модулей

Инсталляция программ - процедура установки большинства программных продуктов, при которой используется специальная дистрибутивная копия.

Копирование программного продукта на жесткий диск называется установкой. Файл с программой имеет расширение .EXE .COM .BAT Он работает автономно или в сопровождении служебных файлов. Запустить программу – значит начать её работу. Но данный программный продукт должен быть совместим с аппаратными средствами


Вопрос 22 Аппаратное обеспечение работы в компьютерной сети: основные устройства.

Аппаратное обеспечение сетей:

Аппаратное обеспечение – оборудование, составляющее сеть (компьютеры, мониторы, принтеры, соединительные устройства).

Рассмотри аппаратное обеспечение сетей для клиент-серверной архитектуры.

1. Клиентские машины – компьютеры, поддерживающие операционную систему, установленную для данного типа сети требованию. Клиентские машины по производительности и ресурсу не высокие.

2. Сетевые серверы. Сервер – необходимый компонент для сети, построенной по архитектуре клиент-сервера. Обычно для обслуживания сетей в качестве сервера используют достаточно мощный компьютер, который выполняет специальные сетевые программы и предоставляющий свои ресурсы для использования сети. В связи с этим сервер должен удовлетворять следующим признакам:

1. Расширяемость. В сервер должна быть заложена возможность увеличения производительности при расширении сети или увеличении потока и количества их информации.

2. Скорость. Производительность сервера при обработке клиентских запросов должна быть достаточно высокой. Она зависит от оперативной памяти, частоты центрального процессора и частоты системной машины.

3. Память. Серверы требуют большие объемы оперативной памяти. Обычно оперативную память можно добавлять, однако, для серверов принято устанавливать сразу же максимальный объем памяти.

4. Устройство хранения данных. Так как сервер предоставляет свои ресурсы для хранения общих данных и так же большого количества приложений, необходимо установить на сервер жесткие диски большой емкости, скорости к доступу данных и высокой надежности.

3. Сетевые принтеры. Сетевые принтеры используют очень часто. При большом объеме заданий на сетевой принтер выделяют специальный компьютер, на котором не работают клиенты, его задача состоит в том, чтобы обслуживать задание на печать, выставляя их в очередь на принтер.

4. Сетевые адаптеры или сетевые карты. Сетевые адаптеры или сетевые карты – это специальные устройства, которые должны быть в каждом компьютере, подключенному к сети. Бывают встроенные сетевые адаптеры, сетевые микросхемы, интегрированные в материнскую плату. Бывают так же сетевые карты, которые вставляют в специальный разъем на материальной плате и могут быть заменены или добавлены. Каждая сетевая карта имеет свои заводские индивидуальные номера. МАК АС – этот номер идентифицирует компьютер в сети и обязательно предается в сеть при подключении компьютера.

5. Устройство соединения сетевых линий. Для соединения компьютеров в сети с помощью линий связи можно использовать устройства:

1. Коммуникатор (свич). Коммуникатор внешне похож на хаб, однако отличается тем, что в коммуникаторах имеются устройства, считывающие из передаваемых пакетов информации, поэтому коммуникатор выставляет сигнал только на порт той машины, которой он предназначен. Коммуникатор предназначен для работы в сетях Интернет.

2. Маршрутизатор или роутер. Роутер – это оборудование, которое предназначено для соединения различных фрагментов большой сети и имеет возможность выбрать наиболее рациональный путь от потребителя к получателю, используя различные ветви сети. Оптимизация пути проводиться по двум параметрам: по расстоянию и количеству узлов, которые надо пройти, а так же по загруженности ветвей сети. Роутер позволяет передавать информацию сразу по нескольким линиям и одному и тому же получателю. Маршрутизатор постоянно проверяет сеть, определяет наиболее медленно работающие фрагменты, наиболее загруженные участки сети. И согласно этому переадресовывает информационные пакеты. При возникновении проблем на каком-либо участке, маршрутизатор может перенаправить информацию в обход. Часто маршрутизаторы используют как мосты, соединяющие сети различной конфигурации.

3. Шлюз. Шлюз-это устройство, которое применяют для соединения сетей различного типа, имеется ввиду различный тип программного обеспечения в этих сетях. В задачу шлюза входит преобразование сигналов полученных из одной сети в формат сигналов другой сети и наоборот. Шлюз – аппаратное программное обеспечение, соединяющее сети различного типа. В качестве шлюзов могут выступать как специальные устройства, так и выделенные для этой цели компьютеры соответствующие программному обеспечению.

6. Модем (модулятор, демодулятор) – это устройство, предназначенное для передачи информации и организации сети с помощью телефонных линий или телефонных связей.


Вопрос 23 Разновидности компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Виды компьютерных сетей

Компьютерные сети можно классифицировать по различным признакам.

I . По принципам управления :

1. Одноранговые - не имеющие выделенного сервера. В которой функции управления поочередно передаются от одной рабочей станции к другой;

2. Многоранговые - это сеть, в состав которой входят один или несколько выделенных серверов. Остальные компьютеры такой сети (рабочие станции) выступают в роли клиентов.

II . По способу соединения :

1. "Прямое соединение "- два персональных компьютера соединяются отрезком кабеля. Это позволяет одному компьютеров (ведущему) получить доступ к ресурсам другого (ведомого);

2. "Общая шина " - подключение компьютеров к одному кабелю;

3. "Звезда " - соединение через центральный узел;

4. "Кольцо " - последовательное соединение ПК по двум направлениям.

III . По охвату территории :

1. Локальная сеть (сеть, в которой компьютеры расположены на расстоянии до километра и обычно соединены при помощи скоростных линий связи.) - 0,1 - 1,0 км; Узлы ЛВС находятся в пределах одной комнаты, этажа, здания.

2. Корпоративная сеть (в пределах находятся в пределах одной организации, фирмы, завода). Количество узлов в КВС может достигать нескольких сотен. При этом в состав корпоративной сети обычно входят не только персональные компьютеры, но и мощные ЭВМ, а также различное технологическое оборудование (роботы, сборочные линии и т.п.).

Корпоративная сеть позволяет облегчить руководство предприятием и управление технологическим процессом, установить четкий контроль за информационными и производственными ресурсами.

3. Глобальная сеть (сеть, элементы которой удалены друг от друга на значительное расстояние) - до 1000 км.

В качестве линий связи в глобальных сетях используются как специально проложенные (например, трансатлантический оптоволоконный кабель), так и существующие линии связи (например, телефонные сети). Количество узлов в ГВС может достигать десятков миллионов. В состав глобальной сети входят отдельные локальные и корпоративные сети.

4. Всемирная сеть - объединение глобальных сетей (Internet).


Вопрос 24 Локальные вычислительные сети. Возможности, основные типы, топология ЛВС.

Локальная вычислительная сеть представляет собой систему распределенной обработки данных, охватывающую небольшую территорию (диаметром до 10 км) внутри учреждений, НИИ, вузов, банков, офисов и т.п., это система взаимосвязанных и распределенных на фиксированной территории средств передачи и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, информационных, программных. ЛВС можно рассматривать как коммуникационную систему, которая поддерживает в пределах одного здания или некоторой ограниченной территории один или несколько высокоскоростных каналов передачи информации, предоставляемых подключенным абонентским системам (АС) для кратковременного использования.

Информационные системы, построенные на базе локальных вычислительных сетей, обеспечивают решение следующих задач:

• хранение данных;

• обработка данных;

• организация доступа пользователей к данным;

передача данных и результатов их обработки пользователям.

Компьютерные сети реализуют распределенную обработку данных. Здесь обработка данных распределяется между двумя объектами: клиентом и сервером. В процессе обработки данных клиент формирует запрос к серверу на выполнение сложных процедур. Сервер выполняет запрос, и результаты выполнения передает клиенту. Сервер обеспечивает хранение данных общего пользования, организует доступ к этим данным и передает данные клиенту. Подобная модель вычислительной сети получила название архитектуры клиент - сервер.

По признаку распределения функций локальные компьютерные сети делятся на одноранговые и двухранговые (иерархические сети или сети с выделенным сервером).

В одноранговой сети компьютеры равноправны по отношению друг к другу. Каждый пользователь в сети решает сам, какие ресурсы своего компьютера он предоставит в общее пользование. Таким образом, компьютер выступает и в роли клиента, и в роли сервера. Одноранговое разделение ресурсов является вполне приемлемым для малых офисов с 5 - 10 пользователями, объединяя их в рабочую группу.

Двухранговая сеть организуется на основе сервера, на котором регистрируются пользователи сети.

Для современных компьютерных сетей типичной является смешанная сеть, объединяющая рабочие станции и серверы, причем часть рабочих станций образует одноранговые сети, а другая часть принадлежит двухранговым сетям.

Топология локальных компьютерных сетей – это месторасположение рабочих станций и узлов относительно друг друга и варианты их соединения. Фактически это архитектура ЛВС. Существует большое количество вариантов сетевых топологий, базовыми из которых являются шина, кольцо, звезда

О топологии «звезда»

Этот вид расположения рабочих станций имеет выделенный центр – сервер, к которому подсоединены все остальные компьютеры. Именно через сервер происходят процессы обмена данными. Поэтому оборудование его должно быть более сложным.

Топология «шина»: просто и дешево

В этом способе соединения все рабочие станции подключены к единственной линии – коаксиальному кабелю, а данные от одного абонента отсылаются остальным в режиме полудуплексного обмена. Топологии локальных сетей подобного вида предполагают наличие на каждом конце шины специального терминатора, без которого сигнал искажается.

Характеристики топологии «кольцо»

Такой вид связи предполагает соединение рабочего узла с двумя другими, от одного из них принимаются данные, а второму передаются. Главной же особенностью этой топологии является то, что каждый терминал выступает в роли ретранслятора, исключая возможность затухания сигнала в ЛВС.


Вопрос 25 Технология «клиент-сервер». Принципы работы с программным обеспечением.

Технология «Клиент – сервер» - это архитектура программного комплекса, в которой происходит распределение прикладной программы по двум логически различным компонентам (клиент и сервер), взаимодействующим по схеме «запрос-ответ» и решающим свои определенные задачи. Фактически клиент и сервер — это программное обеспечение.

Компьютер (или программа), управляющий и/или владеющий каким-либо ресурсом, называют сервером этого ресурса.

Компьютер (или программа), запрашивающий и пользующийся каким-либо ресурсом, называют клиентом этого ресурса.

Клиент и сервер могут находиться как на одном компьютере (ПК), так и на разных ПК в сети. Также может возникать такая ситуация, когда некоторый программный блок будет одновременно выполнять функции сервера по отношению к одному блоку и клиента по отношению к другому.





Преимущества

-Отсутствие дублирования кода программы-сервера программами-клиентами.

-Так как все вычисления выполняются на сервере, то требования к компьютерам, на которых установлен клиент, снижаются.

-Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще организовать контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.

Недостатки

-Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть. Неработоспособным сервером следует считать сервер, производительности которого не хватает на обслуживание всех клиентов, а также сервер, находящийся на ремонте, профилактике и т. п.

-Поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста — системного администратора.

-Высокая стоимость оборудования.

Основной принцип технологии "клиент-сервер" заключается в разделении функций приложения на три группы:

- модули интерфейса с пользователем (логика представления): ввод и отображение данных (взаимодействие с пользователем);

- модули хранения данных (бизнес-логика): прикладные функции, характерные для данной предметной области;

- модули обработки данных (логика доступа к данным или алгоритмы доступа к данным): функции управления ресурсами (файловой системой, базой даных и т.д.).

Поэтому, в любом приложении выделяются следующие компоненты:

-компонент представления данных

-прикладной компонент

-компонент управления ресурсом

Связь между компонентами осуществляется по определенным правилам, которые называют "протокол взаимодействия".

Правовая охрана информации

Правовая охрана программ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу в 1992 году.

Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма.

Для признания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для ЭВМ возникает автоматически при их создании.

Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

  • буквы С в окружности или круглых скобках ©;
  • наименования (имени) правообладателя;
  • года первого выпуска программы в свет.

Автору программы принадлежит исключительное право осуществлять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а также модификацию программы.

Организация или пользователь, правомерно владеющий экземпляром программы (купивший лицензию на ее использование), вправе без получения дополнительного разрешения разработчика осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы, в том числе ее запись и хранение в памяти ЭВМ. Запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя в сети, если другое не предусмотрено договором с разработчиком.

В отношении организаций или пользователей, которые нарушают авторские права, разработчик может потребовать возмещения причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда сумме от 5000-кратного до 50 000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Электронная подпись.

В 2002 году был принят Закон РФ «Об электронно-цифровой подписи», который стал законодательной основой электронного документооборота в России. По этому закону электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной подписи в документе на бумажном носителе.

Защита информации.

Защита доступа к компьютеру.

Для предотвращения несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, используются пароли. Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль. Каждому конкретному пользователю может быть разрешен доступ только к определенным информационным ресурсам. При этом может производиться регистрация всех попыток несанкционированного доступа.

В настоящее время для защиты от несанкционированного доступа к информации все более часто используются биометрические системы авторизации и идентификации пользователей. Используемые в этих системах характеристики являются неотъемлемыми качествами личности человека и поэтому не могут быть утерянными и подделанными. К биометрическим системам защиты информации относятся системы распознавания речи, системы идентификации по отпечаткам пальцев, а также системы идентификации по радужной оболочке глаза.

Защита данных на дисках.

Каждый диск, папка и файл локального компьютера, а также компьютера, подключенного к локальной сети, может быть защищен от несанкционированного доступа. Для них могут быть установлены определенные права доступа (полный, только чтение, по паролю), причем права могут быть различными для различных пользователей.

Для обеспечения большей надежности хранения данных на жестких дисках используются RAID-массивы (Redantant Arrays of Independent Disks — избыточный массив независимых дисков). Несколько жестких дисков подключаются к специальному RAID-контроллеру, который рассматривает их как единый логический носитель информации. При записи информации она дублируется и сохраняется на нескольких дисках одновременно, поэтому при выходе из строя одного из дисков данные не теряются.

Защита информации в Интернете. Если компьютер подключен к Интернету, то в принципе любой пользователь, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого компьютера. Если сервер имеет соединение с Интернетом и одновременно служит сервером локальной сети (Интранет-сервером), то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть.


Вопрос 30 Комплекс мер по обеспечению сохранности и безопасности информации в системах и сетях. Объекты и элементы защиты информации.

Защита информации – это применение различных средств и методов, использование мер и осуществление мероприятий для того, чтобы обеспечить систему надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации.

Защита информации включает в себя:

обеспечение физической целостности информации, исключение искажений или уничтожения элементов информации;

недопущение подмены элементов информации при сохранении ее целостности;

отказ в несанкционированном доступе к информации лицам или процессам, которые не имеют на это соответствующих полномочий;

приобретение уверенности в том, что передаваемые владельцем информационные ресурсы будут применяться только в соответствии с обговоренными сторонами условиями.

Процессы по нарушению надежности информации подразделяют на случайные и злоумышленные (преднамеренные). Источниками случайных разрушительных процессов являются непреднамеренные, ошибочные действия людей, технические сбои.Злоумышленные нарушения появляются в результате умышленных действий людей.

Если в первые десятилетия активного использования ПК основную опасность представляли хакеры, подключившиеся к компьютерам в основном через телефонную сеть, то в последнее десятилетие нарушение надежности информации прогрессирует через программы, компьютерные вирусы, глобальную сеть Интернет.

Имеется достаточно много способов несанкционированного доступа к информации, в том числе:

просмотр;

копирование и подмена данных;

ввод ложных программ и сообщений в результате подключения к каналам связи;

чтение остатков информации на ее носителях;

прием сигналов электромагнитного излучения и волнового характера;

использование специальных программ.

Для борьбы со всеми этими способами несанкционированного доступа необходимо разрабатывать, создавать и внедрять многоступенчатую непрерывную и управляемую архитектуру безопасности информации. Защищать следует не только информацию конфиденциального содержания. На объект защиты обычно действует некоторая совокупность дестабилизирующих факторов. При этом вид и уровень воздействия одних факторов могут не зависеть от вида и уровня других.


Механизм распространения

Вирусы распространяются, копируя своё тело и обеспечивая его последующее исполнение: внедряя себя в исполняемый код других программ, заменяя собой другие программы, прописываясь в автозапуск через реестр и другое. Вирусом или его носителем могут быть не только программы, содержащие машинный код, но и любая информация, содержащая автоматически исполняемые команды, — например, пакетные файлы и документы Microsoft Word и Excel, содержащие макросы. Кроме того, для проникновения на компьютер вирус может использовать уязвимости в популярном программном обеспечении (например, Adobe Flash, Internet Explorer, Outlook), для чего распространители внедряют его в обычные данные (картинки, тексты и т. д.) вместе с эксплойтом, использующим уязвимость.

После того как вирус успешно внедрился в коды программы, файла или документа, он будет находиться в состоянии сна, пока обстоятельства не заставят компьютер или устройство выполнить его код. Чтобы вирус заразил ваш компьютер, необходимо запустить заражённую программу, которая, в свою очередь, приведёт к выполнению кода вируса. Это означает, что вирус может оставаться бездействующим на компьютере без каких-либо симптомов поражения. Однако, как только вирус начинает действовать, он может заражать другие файлы и компьютеры, находящиеся в одной сети. В зависимости от целей программиста-вирусописателя, вирусы либо причиняют незначительный вред, либо имеют разрушительный эффект, например удаление данных или кража конфиденциальной информации.

Основные виды профилактики компьютера.

  • Приобретать программное обеспечение у официальных продавцов.

· Копии хранить на защищенных от записи дискетах.

· Периодически создавать копии файлов, с которыми ведется работа.

· Не запускать непроверенные файлы, в том числе и полученные от компьютерной сети.

· Ограничить круг лиц допущенных к работе ПК

· Время от времени запускать антивирусную программу.

Антивирус - это программа, выявляющая и обезвреживающая компьютерные вирусы.Антивирусная программа (антивирус) — любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.

3 класса антивирусных программ:

1. Полифаги. Принцип их действия основан на проверке файлов, загрузочных секторов диска, а так же поиска известных и новых (неизвестных полифагу) вирусов. Для поиска вирусов используется маска. Маской вируса называют некоторую постоянную последовательность программного кода специфичную для этого вируса. Если антивирус обнаружит такую последовательность в каком-либо файле, то файл считается зараженным и подлежит лечению. Полифаги могут обеспечивать проверку файлов в процессе их загрузки в оперативную память. Такие программы называются антивирусными мониторами. Достоинство: полифагов их универсальность. Недостаток: большие размеры антивирусных баз данных, их постоянное обновление, низкая скорость поиска вирусов.

2. Ревизоры. Принцип работы основан на подсчете контрольных сумм диске файлов. Эти контрольные суммызатем сохраняются в базе данных антивирусов вместе с длинною файлов, датой их последнего изменения и т.д. При последующем запуске ревизоров сверяет данные находящиеся в базе с реально подсчитанными значениями. Если информация о файле не совпадает, то ревизор говорит, что файл изменен или заражен вирусом. Недостаток: ревизор не может обнаружить вирус в новых файлах, т.к. информации о них в базе еще нет.

3. Блокировщики. Это программы перехватывающие вирусоопасные ситуации ( например, запись загрузочных секторов диска) и сообщающая об этом пользователю. Достоинство: способны обнаруживать и останавливать вирус, а самой ранней стадии его размножения.

ВИДЫ ВИРУСОВ!

Файловые вирусы – очень старый вид компьютерных вирусов. Задача файлового вируса заражать все исполняемые файлы, тем самым распространяясь и заражая новые компьютеры. Как правило, такие вирусы просто размножаются и разрушают операционную систему. Сейчас данный вид компьютерных вирусов теряет популярность. Вирусописатели предпочитают писать вирусы, которые приносят им доход.

Трояны или троянские программы это вредоносные программы, разработанные для кражи информации с компьютера жертвы. Логины, пароли, банковская и личная информация, большинство троянских программ воруют все что можно и отправляют эту информацию своему разработчику. Под видом троянских программ можно считать кей-логеры. Данные программы записывают все нажатия клавиш и действия пользователя за компьютером. После этого все собранная информация отправляется разработчику вируса. Таким образом, могут быть украдены пароли и другие важные данные, которые пользователь не сохранял на компьютере.

Бэкдоры – вид компьютерных вирусов, который также можно считать подвидом троянов. Задача бэкдора поставить компьютер жертвы под контроль разработчика вируса. В случае заражения бэкдором вирусописатель может не только воровать данные, но и управлять компьютером.

Боты – еще один представитель семейства троянов, более продвинутый тип бэкдора. Установившись на компьютер бот, с помощью интернета вступает в контакт с разработчиком и другими зараженными компьютерами, создавая, таким образом, огромную компьютерную сеть. Такие сети называют бот-нетами. При этом разработчик вируса получает под свой контроль не один компьютер, а сотни и тысячи компьютеров входящих в такую сеть. Подобные бот-неты могут использоваться для рассылки спама, DDoS атак или распространения других вирусов.

Adware – вредоносное программное обеспечение, разработанное для демонстрации рекламы. Данный вид компьютерных вирусов после проникновения на компьютер начинает демонстрировать жертве различную рекламу.

Блокираторы – данный вид компьютерных вирусов блокирует операционную систему, отдельные ее функции или шифрует файлы на компьютере. После чего вирус начинает вымогать



Распределенные базы данных

Под распределенной (Distributed DataBase - DDB) обычно подразумевают базу данных, включающую фрагменты из нескольких баз данных, которые располагаются на различных узлах сети компьютеров, и, возможно управляются различными СУБД. Распределенная база данных выглядит с точки зрения пользователей и прикладных программ как обычная локальная база данных. В этом смысле слово "распределенная" отражает способ организации базы данных, но не внешнюю ее характеристику. ("распределенность" базы данных невидима извне).

Определение Дэйта.

Межоперабельность

В контексте DDB межоперабельность означает две вещи. Во-первых, - это качество, позволяющее обмениваться данными между базами данных различных поставщиков. Как, например, тиражировать данные из базы данных Informix в Oracle и наоборот? Известно, что штатные средства тиражирования в составе данной конкретной СУБД позволяют переносить данные в однородную базу. Так, средствами CA-Ingres/Replicator можно тиражировать данные только из Ingres в Ingres. Как быть в неоднородной DDB? Ответом стало появление продуктов, выполняющих тиражирование между разнородными базами данных.

Технология тиражирования данныхТиражирование данных - это асинхронный перенос изменений объектов исходной базы данных в базы, принадлежащим различным узлам распределенной системы. Функции DR выполняет, как правило, специальный модуль СУБД - сервер тиражирования данных, называемый репликатором (так устроены СУБД CA-OpenIngres и Sybase). В Informix-OnLine Dynamic Server репликатор встроен в сервер, в Oracle 7 для использования DR необходимо приобрести дополнительно к Oracle7 DBMS опцию Replication Option.

2. Архитектура "клиент-сервер"

база программный запрос сервер

Распределенные системы - это системы "клиент-сервер". Существует по меньшей мере три модели "клиент-сервер"

Модель доступа к удаленным данным (RDA-модель)

Первые две являются двухзвенными и не могут рассматриваться в качестве базовой модели распределенной системы (ниже будет показано, почему это так). Трехзвенная модель хороша тем, что в ней интерфейс с пользователем полностью независим от компонента обработки данных.



Вопрос 7. Роль информации в проектировании и управлении строительством.

Информация может трактоваться как мера упорядоченности, как характеристика материи на разных стадиях её организации. Нет единого мнения относительно сущности информации. Она выступает скорее как совокупное определение многочисленных значений. А. Д. Урсул подчёркивает, что информации присущи как объективные, так и субъективные свойства. То есть информация присуща как материальным объектам, так и процессам в сознании человека. Следовательно, и в архитектуре можно выявить несколько ипостасей информации.

Во-первых, существует множество попыток психологов и методологов изучить механизмы восприятия архитектурного пространства и процессы, связанные с деятельностью архитектора. Практическая необходимость таких исследований возникла в связи с усложнением проектных задач, внедрением новых методов проектирования, автоматизацией проектного процесса и необходимостью помощи преподаванию в области

архитектуры. Вне зависимости от того, на сколько стадий делят проектный процесс, его можно рассматривать как поэтапное движение по увеличению упорядоченности проектного результата.

На подготовительных первых стадиях проектного процесса исходная информация находится в избыточном количестве и хаотичном состоянии. На стадиях творческого поиска информация постепенно приобретает порядок и структуру.

Первые попытки эмпирических исследований проектирования осуществили в 1970-х годах Краус и Майер, Фримен и Невилм, Дж. Джонс, основываясь на теории переработки информации. Человек в них выступает системой переработки информации, которая во время анализа проблемы занимается поиском данных в различных источниках: устных, визуальных, с запросом в собственную память. При этом количество поступающих сведений на входе в систему ограничено пропускной способностью восприятия человека.

Во-вторых, так как информация находится в непосредственной связи с материей, все объекты городской среды: пространство, здания, геометрические элементы заключают в себе информацию. А. П. Мардер в своей работе «Эстетика архитектуры» предоставляет схему перемещения информации от архитектора к зрителю через архитектурный образ, при этом любые элементы предметно-пространственной среды участвуют в коммуникации за счёт закодированной в их форму данных.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 390.