Система управления земельными ресурсами регионов должна быть основана на земельной и налоговой политике государства, как базы для взаимодействия регионов с центром, а также экономической самостоятельности регионов в принятии тактических решений.
Одно из ключевых направлений государственной земельной политики, повышение эффективности управления земельными ресурсами ориентированной на:
- формирование информационной основы для налогообложения земель и обеспечения налоговых поступлений в бюджет;
- создание базисных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, увеличение вложений в улучшение использования земель;
- создание и укрепление системы государственных гарантий прав граждан на землю.
Эффективность государственной земельной политики на региональном уровне обеспечивается соблюдением следующих основных принципов: целенаправленность; интегрируемость в федеральную правовую и экономическую политику; системность; последовательность; научно-экономическая обоснованность; реалистичность.
Управление земельными ресурсами регионов на землях различных категорий и целевого назначения, отличаются от управления этим процессом на федеральном уровне, имеют свои особенности.
Например в Волгоградской области преобладают земли сельскохозяйственного назначения (9,2 млн. га), что состав-ляет 81,9% от общей площади территории субъекта федерации. Поэтому, особенность, государственного управления земельными ресурсами в регионе - организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Разработка критериев, выявления эффективных собственников и пользователей земель с учетом специфики сельскохозяйственного производства и инвестиционной обеспеченности агропромышленного комплекса региона.
На особенности управления земельными ресурсами могут оказывать влияние различные факторы, связанные с историческими, социальными и экономическими особенностями региона (рис. 6.4.1).
Для повышения эффективности системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ, создания соответствующей инфраструктуры, необходимо совершенствовать механизм финансирования данного процесса, предусмотрев долгосрочные капитальные затраты, в региональных бюджетах, а текущие затраты - за счет средств субъектов земельных отношений.
Свободный, полноценный |
Соответствующих земельному законодательству РФ |
Противоречащих земельному законодательству РФ |
Экономическая стабильность в обществе и регионе |
Наличие местных законов о земле |
Состояние рынка земель |
Ограниченный по сравнению с РФ |
Соответствует рынку РФ |
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Форс-мажорные обстоятельства |
Социально-этнические условия |
Наличие развитых отраслей хозяйственного комплекса |
Рисунок 6.4.1 – Факторы, оказывающие влияние на систему управления земельными ресурсами региона
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установил понятие муниципального образования.
В соответствии с законом, под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями являются:
- городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, хутор, станица);
- часть поселения (район в городе);
- несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).
Территории муниципальных образований формируются с учетом исторических и местных традиций, в соответствии с законами субъектов РФ.
Для того чтобы система управления земельными ресурсами на уровне муниципального образования эффективно работала, необходимо не только сформировать объект управления, установить границы, определить площади, но и предать им легитимный статус.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти, органы местного самоуправления, обязаны представлять сведения о границах для внесения их в ГКН. Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность границ, однако он не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований. Поэтому субъекты Федерации должны законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований.
К функциям управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях относятся: планирование, прогнозирование и зонирование земель, перераспределение земель, мониторинг земель и контроль за их использованием; взимание платы за землю и др.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.