Банковский надзор является одной из форм государственного регулирования банковской деятельности. Его возникновение обусловлено процессами рыночного развития, вызвавшими интенсификацию банковской конкуренции, что в свою очередь обострило банковские риски и привело к принятию законов о праве вмешательства государства в банковскую деятельность.
Банковский надзор – это форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее – банки) в области пруденциального ведения банковского дела. Данный термин характеризуется следующим образом:
- по его роли – как обязательный институт современной рыночной экономики, основанной на конкурентных отношениях;
- по происхождению – объективно обусловленный процесс, завершающий этап централизации денежно-кредитной политики государства;
- по сущности – императивное и законодательно закрепленное вмешательство государства в рисковую деятельность банков;
- по области воздействия – самостоятельная форма пруденциального денежно-кредитного регулирования, распространяющаяся на сферу микроэкономики;
- по целевой направленности – способ защиты государством собственности банковских кредиторов.
Банковский надзор способствует созданию наиболее благоприятных условий банковского бизнеса. Его главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков).
Основные задачи банковского надзора:
1) контроль за своевременностью, полнотой и достоверностью отчетности, ее анализ;
2) контроль за соблюдением коммерческими банками законодательства;
3) систематический анализ кредитных портфелей банков с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.
Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.
Использование первого метода лежит в основе контактного надзора, использование второго — в основе дистанционного надзора.
Условиями реализации этих методов являются:
■ наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков;
■ наличие у надзорного органа инструментов независимой оценки надзорной информации путем проверки на местах или с помощью внешних аудиторов;
■ разработка надзорным органом и доведение до банков пруденциальных норм и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязательный характер;
■ хорошее представление органами банковского надзора сути банковской деятельности
При проведении надзорной деятельности соответствующий орган, прежде всего, опирается на дистанционный надзор, дополняемый в дальнейшем контактным надзором.
Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.
С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:
■ лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности; ■ дистанционный надзор; ■ контактный надзор.
В широком смысле банковский надзор представляет собой регулирование, поскольку, во-первых, охватывает определение сферы и инструментов государственного регулирования банковской деятельности; во-вторых, сопровождается принятием решений, регулирующих количественную и качественную структуру банковской системы, а также организационные и экономические аспекты текущей деятельности кредитных институтов, в том числе системы управления банковскими рисками.
Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальными инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятивными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.
Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования.
Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.