Участие Республики Беларусь в международных кредитных отношениях проявляется во взаимодействии с международными финансовыми (кредитными) организациями. Проанализируем взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития.
Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций — Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития с 1992 г.
Решение вопросов о кредитах для Республики Беларусь зависит, прежде всего, от качества экономических программ реформ, их соответствия мировым стандартам и хода воплощения этих программ. Международная кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширению производительной сферы экономики, сокращению непроизводительных бюджетных затрат. Кредитная активность МВФ в Республике Беларусь за последние годы невысокая. Получение кредитных линий от МВФ по условиям кредитора должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны заемщика, в частности, направленными на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты. Единственным безусловным видом кредитов, который страна — член МВФ может получить "автоматически", является кредит в рамках кредитной доли (транша) в фонде. Кредиты МВФ платные и условные. Наиболее распространенный вид — краткосрочные кредиты ("стэнд-бай"). В качестве примера можно назвать кредиты МВФ Республике Беларусь, выданные для финансирования системных преобразований: в июле 1993 г. — первый транш, в январе 1995 г. — второй транш, в сентябре 1995 г. — резервный кредит ("стэнд-бай").
Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 г. К основным кредитам, полученным от банка, можно отнести:
- институциональный заем (июль 1993 г. — 8,3 млн. USD), обеспечивший организацию технической помощи, переобучение сотрудников и переоборудование ключевых экономических министерств и ведомств;
- реабилитационный заем (ноябрь 1993 г. — 120 млн. USD) для поддержки платежного баланса страны, стабилизации белорусского рубля и для закупки критически важных для народного хозяйства и населения товаров;
- заем на развитие лесного хозяйства (май 1995 г. — 41,9 млн. USD), для преобразования технической базы и совершенствования организации данного сектора экономики на рыночных принципах хозяйствования с целью повышения эффективности и валютоокупаемости лесопользования;
- кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы (2000—2001 гг. — I млн. USD).
Стратегия Группы Всемирного банка, касающаяся кредитной помощи Республике Беларусь, состоит в концентрации усилий на обслуживании уже начатых кредитных проектов и рассмотрении вопросов расширения кредитной программы. Условиями полномасштабной кредитной программы являются рыночное реформирование страны, либерализация цен и режима обменного курса, ускорение процесса приватизации, развитие конкуренции, ужесточение кредитной политики Национального банка Республики Беларусь и обеспечение его независимости в проведении финансовой политики.
Деятельность Европейского банка реконструкции и развития в Республике Беларусь акцентирована на техническом сотрудничестве, но по мере выполнения правительственных программ усиливается роль банка в обеспечении проектного финансирования.
В большинстве стран ЕБРР выдерживает принцип приоритетного финансирования частного сектора, но в Республике Беларусь проекты ЕБРР главным образом осуществляются в государственном секторе.
Для развития оптовой торговли ЕБРР выдал кредит Минскому оптовому рынку в целях преобразования устаревшей овощной базы в современный плодоовощной оптовый рыночный комплекс. Рынок открылся в августе 1996 г., что повлияло на создание конкурентоспособной среды для покупателей и поставщиков, а также позволило повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль .
Основные кредитные линии, предоставленные МВФ, МБРР И Республике Беларусь МВФ. В период с 1993 по 1996 г. в соответствии с квотой Беларуси в МВФ (около 533,5 млн. долларов США) республике были выделены кредиты на общую сумму 266 млн. долларов США.
Мировой банк. Беларусь подписала с Банком четыре кредитных соглашения.
Наряду с глобальным банком развития - группой Всемирного банка, функционируют международные региональные банки развития (МРБР - Межамериканский, Африканский, Азиатский, каждый из которых является основной многосторонней финансовой организацией в соответствующем регионе) и специализированные банки. Они предоставляют кредиты и техническую помощь развивающимся странам в целях их социально-экономического развития.
К другим международным финансовым и кредитным институтам, можно отнести:1) Европейский банк реконструкции и развития; 2) Европейский центральный банк; 3) Парижский клуб стран-кредиторов; 4) Лондонский клуб кредиторов; 5) Европейский инвестиционный банк.
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования кредитных отношений.
Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 512.