Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Парыгин Б.Д. – общение – сложный многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самопредъявляется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. В отечественной психологии множество исследователей занимались изучением проблемы межличностного общения.

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г.Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.

Б.Г.Ананьев, помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей – и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общению процессами.

В.Н.Мясищев, освещая главные содержательные и формальные характеристики процесса общения, не уклоняясь от исследования речевой деятельности общающихся, стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

А.А.Бодалев выделил необходимые условия успешности в общении:

· направленность на партнера в общении;

· особенности внимания, памяти, восприятия (большой объем внимания, способность к его распределению, высокая устойчивость внимания);

· наблюдательность человека, свойства интуиции, развитое воображение;

· соответствующая воспитанность эмоциональной сферы человека;

· умение человека выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним;

· способность человека к более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, наличие «репертуара» поведенческих стратегий в общении;

· знание и самопознание человеком своих способностей.

В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М.Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф.Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регулятивно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информации. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями, т.е. спланировать общую деятельность. Выработать формы и нормы совместных действий.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Выделяют четыре основные функции социальной перцепции – познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, установления эмоциональных отношений. Механизмы межличностной перцепции: 1). Познание и понимание людьми друг друга (идентификация – попытка поставить себя на место партнёра, эмпатия – сочувствие, сопереживание, аттракция – формирование позитивного отношения к партнёру). 2). Познания самого себя (рефлексия) в процессе общения. 3). Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция – объяснение причин ситуации – личностная, стимульная, обстоятельственная).

Уровни общения:

1. Фатический (от лат.глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Особенность данного уровня заключается в том, что субъект не получает никакой новой информации.

2. Информационный – обмен интересной для собеседников новой информацией. Данный уровень способствует активному включению в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе одного разговора.

3. Личностный уровень – такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Этот уровень является глубоко нравственным. Он снимает всякие ограничения при взаимодействии.

Функции общения:

1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения психического облика. 3. Функция подтверждения – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердится в своем существовании и в своей ценности человек ищет точку опоры в других людях.

4 . Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятия других людей и поддержания с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых).

5. Внутриличностное – реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматривать как универсальный способ мышления человека.

Психологические подходы к проблеме общения:

Бихевиористический подход (Торндайк, Скиннер, Уотсон);

Необихевиоризм (Бандура). У них процесс общения рассматривается с позиции стимул – реакция. В общении другой человек выступает как объект, активность самой личности (т.е. объекта) минимальна. Основное средство общения это монолог. Общение сводится к ситуации обмена, к пользе и выгоде.

Гуманистический подход (Маслоу, Франкл) субъект-субъектные отношения, где каждый равен и активен в общении. Средства общения диалог. Общения есть ситуация развития и самораскрытия.

Трансактный анализ (Э.Берн) – каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трёх позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребёнок. Позиция Ребёнка – «Хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – «Хочу!» + «Надо!». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнёр обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с этой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Дополнительная информация

Формальная сторона процесса речевого общения может быть охарактеризована на основе типологии речевого поведения (речи), описанной А.А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта: средство выражения, коммуникативность, ориентированность, квантификативность, контактность. Так, по признаку «средство выражения» общение может быть звуковым или письменным. Признаком «коммуникативность» автор отмечает наличие или отсутствие партнера и в случае наличия — либо непосредственную (например, диалог), либо опосредованную коммуникативность — через посредника, через третье лицо (например, перевод). «Ориентированность» означает либо переходность (один говорит, другой (другие) слушает), либо взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают). «Квантификативность» определяет количество слушателей (один — много) и характер воспринимающей стороны. По терминологии А.А. Брудного, в этой связи различают два вида общения: аксиальное и ретиальное (сетевое). Признаком «контактность» отмечается наличие или отсутствие собеседника в поле зрения. По сочетанию названных признаков теоретически возможны 32 типа речевого общения. В терминах этой концепции педагогическое общение может характеризоваться преимущественно как звуковое, непосредственное, контактное, переходное (которое должно быть взаимным), массовое и аксиально-ретиальное.

Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А.А. Леонтьев выделяет следующие его характеристики: контактность, ориентириванность, направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены А.А. Леонтьевым как семиотическая специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика. При этом некоторые из ранее названных характеристик он наполняет новым содержанием. Так, отмечается двоякая природа направленности: на изменение особенностей взаимодействия людей и изменение их самих.

При определении ориентации отмечается не только направление обмена информацией, но и социальная или личностная природа самой направленности ориентации. На этой основе А.Д. Леонтьев, Б.Х. Бгажноков выделяют два типа общения — личностно ориентированное и социально ориентированное. Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому. Поэтому к ним предъявляются требования полноты, развернутости, прозрачности, точности и высокой культуры. Содержание семиотической специализации общения подчеркивает важность объединения всех средств — вербальных и невербальных — для повышения эффективности речевого воздействия. Контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого сообщения и его восприятия. Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями воздействия словесной информации.

В зависимости от того, каковы степень и характер воздействия словесной информации на психику человека, различают: сообщение, убеждение и внушение. По этим характеристикам можно вслед за А.А. Леонтьевым определить, например, лекцию как социально ориентированное общение «с различной психологической динамикой (но предполагающее в основном убеждение и информирование), приближающееся к межличностному общению (беседа) по характеру используемых в нем средств и по социальной опосредованности».

Добавим к перечисленным еще две характеристики общения: репрезентативность и полиинформативность. Первой обозначается субъектная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте, второй — многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.).

Социальная природа репрезентативности определяется тем, что беспредметного общения между людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно и «..может существовать только по какому-либо конкретному поводу, в определенных видах общественной деятельности и отношений — производственно-технических, экономических, политических, нравственных и др.». Эти виды деятельности влияют на общение и отражаются в нем. Репрезентативность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, например учителя (преподавателя) и учащихся (студентов), их культурный уровень, возраст, пол, а также интересы, потребности, вкусы, наклонности и т.д. Особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения — текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания. Естественно, что каждый из них может быть более или менее явно выражен, но их внутреннее единство определяет полиинформативность вербального (речевого) общения в общественно-коммуникативной деятельности людей. Таким образом, речевое (вербальное) общение описывается по меньшей мере семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.