Периодизация – делениие онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.
Существуют периодизации по одному внешнему критерию, но связанному с процессом психического развития ребенка. Примером такой периодизации может являться периодизация Рене Заззо на основе ступеней системы воспитания и обучения детей. В данной периодизации выделены следующие стадии развития: - стадия раннего детства (до 3 лет), ее основное содержание – воспитание в семье; - стадия дошкольного возраста (3-6 лет), ее основное содержание – воспитание в семье или дошкольном учреждении; - стадия начального школьного образования (6-12 лет), ее основное содержание – приобретение основных интеллектуальных навыков в начальной школе; - стадия обучения в средней школе (12-16 лет), ее содержание – получение общего образования; - после 16 лет – стадия высшего или университетского образования.
Существуют также периодизации по одному внутреннему критерию, т.е. на основе какой-либо одной стороны детского развития. Примером таких периодизаций является периодизация Πавла Петровича Блонского на основе физиологического признака – появления и смены зубов. В данной периодизации выделяются следующие стадии: - беззубое детство – до прорезывания всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2,5 лет); - молочнозубое детство – до начала смены зубов (приблизительно до 6,5 лет); - постояннозубое детство – до появления третьих задних коренных зубов (зубы мудрости).
Американский психолог Лоренц Колберг сделал акцент на моральное развитие и выделил:
1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ. 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. 3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.
Лев Семенович Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития: 1.кризис новорожденности (от 0 до 2 месяцев); 2.младенческий возраст (от 2 до 12 месяцев); 3.кризис 1 года; 4.раннее детство (от 1 до 3 лет); 5.кризис 3 лет; 6.дошкольное детство (от 3 до 7 лет); 7.кризис 7 лет; 8.школьный возраст (от 7 до 12 лет); 9.кризис 13 лет; 10.пубертальный возраст (от 14 до 17 лет); 11.кризис 17 лет.
Даниил Борисович Эльконин. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый". "Общественный взрослый" выступает носителем "общественно выработанных способов действия" с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования.
Основные положения периодизации развития таковы: процесс детского развития делится на три этапа: - Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет); - Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы); - Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
- Младенчество (от рождения до одного года жизни); - Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
- Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); - Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); - Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); - Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет); - Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Артур Владимирович Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяет следующие возрастные периоды:
1. Эпоха детства – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.
- период раннего детства (0-3 года)
- период дошкольного детства (3-7 лет)
- период младшего школьного возраста (7-11 лет).
2. Эпоха отрочества (период среднего школьного возраста – 11-15 лет) – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
3. Эпоха юности (период старшего школьного возраста – 15-17 лет) – должна произойти интеграция в общество.
3игмунд Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. Психосексуальное развитие по Фрейду состоит из: 1) оральной (младенчество) – 0-1 год. Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела. 2) анальной (раннее детство) – 1-3 года. Приучение к туалету (самоконтроль).
3) фаллической (дошкольное детство) – 3-5. Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. 4) латентной (младший школьный возраст) – 5-12. Расширение социальных контактов со сверстниками. 5) генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет. Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.
Становление личности в концепции Эрика Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми.
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Жан Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:
- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения.
- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
Виктор Иванович Слободчиков предложил схему – "матрицу возраста", в которой каждая ступень является относительно завершенным циклом психического развития, выстроена горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) психического развития.
1. Оживление.
- родовой кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения;
- стадия принятия: новорожденность – 0,5-4-й месяц жизни;
- кризис новорожденности: 3,5-7-й месяц;
- стадия освоения (младенец): 6-12-й месяц.
2. Одушевление.
- кризис младенчества: 11 – 18 месяцев;
- стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца – 3 года;
- кризис раннего детства: 2,5-3,5 года;
- стадия освоения – дошкольное детство: 3 года – 6,5 лет.
3. Персонализация.
- кризис детства: 5,5-7,5 лет;
- стадия принятия – отрочество: 7-11,5 лет;
- кризис отрочества: 11 – 14 лет;
- стадия освоения – юность: 13,5-18 лет.
4. Индивидуализация.
- кризис юности: 17лет – 21 год;
- стадия принятия – молодость: 19-28 лет;
- кризис молодости: 27 лет – 33 года;
- стадия освоения – взрослость: 32-42 года.
5. Универсализация.
- кризис взрослости: 39-45 лет;
- стадия принятия – зрелость: 44 года – 66 лет;
- кризис зрелости: 55-65 лет;
- стадия освоения – старость: 62 года.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.