Ранний возраст охватывает период от 1 до 3 лет первым, чем характеризуется данный возраст - изменением социальной ситуации развития поскольку эмоциональное общение со взрослыми становится все реже, уступая место ситуативно-действенном общению, практического сотрудничества, совместным действиям с предметами Поэтому социальная ситуация развития ребенка раннего возраста имеет следующую структуру:
Ребенок - Предмет (предметная деятельность с элементами игры) -
- Взрослый
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка раннего возраста и взрослого порождает противоречия: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому. Это противоречия решается в новом типе ведущей деятельности - предметной деятельности с элементами игры (в которой ребенок воспроизводит то, что делают взрослые), направленная на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами
Эмоциональное общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем детстве, оно интенсивно развивается, становится речевым и используется ребенком в предметной деятельности
Ранний детский возраст является сенситивным (благоприятным) периодом для развития речи В начале второго года жизни в активной речи ребенка является 10-12 слов, в два года - около 300 слов, в три года словарь составляет 1200-1500 слов
К основным новообразований в раннем детстве относятся следующие:
1) появление символических действий - создание новых отношений между предметом и его использованием (использование предметов не по их назначению);
2) появление подражания: в игре ребенок начинает активно подражать людей, которые его окружают (в основном следует моторные действия);
3) первые проявления самопознания: малыши начинают подчинять поведение других людей своим потребностям, связанным с личным тесным развитием, а также сравнивать себя с другими людьми;
4) появление простейшей формы самосознания - ребенок узнает себя, называет свое имя в разных вариантах, говорит о себе в первом лице (\"Я\"), способна выражать средствами языка отдельные состояния и потребности (\"Я хочу\", \"Я буду\") и положительно окрашенное утверждение о себе (\"Я хороший\"), положительно относится к похвале взрослого, пытается самостоятельно повторить положительное действие, стремится к активным самостоятельным действиям
5) развиваются начальные формы мышления
К концу третьего года жизни (иногда несколько раньше) дети начинают отстаивать свое право на независимое поведение инициативными заявлениями \"Я сам\" Это является причиной полного распада предыдущей социальной ситуации и появления кризиса трех лет Данная кризис обусловлен становлением самосознания ребенка и проявляется в негативизме, упрямства, непокорности, произволе, протесте, деспотизме.
Кризису трех лет свойственно разрушение предыдущих отношений ребенка со взрослыми, которых он начинает воспринимать как носителей образцов действий и отношений в окружающем мире Для успешного решения кризиса родителям ребенка нужно изменить к ней отношение если родители поощряют самостоятельность ребенка в правильных пределах, то трудности во взаимоотношениях с ним быстро проходят
В результате преодоления кризиса трех лет возникают такие важные психические новообразования как сравнение себя с другими людьми, стремление к самостоятельной деятельности, подобной деятельности взрослых Тенденция жить общей жизнью со взрослыми, действовать, как они, свойственная всему периоду детства: малыш, отделяясь от взрослого, одновременно устанавливает с ним более глубокие взаимоотношений.
Дополнительная информация
В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый.В этом суть кризиса первого года жизни. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ”ребенок- Предмет-взрослый”. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К.Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, как ребенок возит за собой машину – он все время смотрит на этот предмет.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие.
Д.Б.Эльконин исходил из следующих основных постулатов анализируя совместную деятельность:
ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.;
на вещи не написано, для чего она служит;
принципиальное отличие орудийной деятельности заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, ”скрытой” в орудии;
представлении о цели, о конечном результате вначале несуществует как данные и ориентирующие действия ребенка. Они возникают только в результате осуществления самого предметного действия.
В овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет какой-либо жесткой логики их употребления.
Таким же образом происходит и формирование речи. Ребенок за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде – и двумя. Речь сразу же освобождает ребенка от многих зависимостей и, прежде всего, исчезает зависимость от поля восприятия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.