Основные концепции развития научного знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Концепции развития научного знания - философские теории о главных причинах и движущих силах динамики и развития научного знания, изменения его содержания, направления, приоритетов, темпов развития. Существует три главных направления в выделении факторов и детерминант, оказывающих решающее влияние на динамику и развитие научного знания: интернализм, экстернализм и диалектическая концепция (рис. 3.12, 3.13).

Интернализм - определяющими причинами динамики научного знания, изменения его содержания, темпов и направлений развития являются внутринаучные факторы (накопленный запас научного знания и его проблем, новые области объектов, методы научного познания, стремление к более совершенной и глубокой научной истине).

Существует три основных направления интернализма: эмпиризм (Аристотель, Ф. Бэкон, И.

Ньютон, О. Конт, Дж. Ст. Милль и др.);

Рис. 3.12. Основные концепции развития научного знания

 

Рис. 3.13. Основные факторы, детерминирующие развитие научного знания

 

теоретизм (Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.);

 

гипотетико-дедуктивизм (Г. Галилей, Дж. Гершель, В. Уэвелл, Р. Карнап, К. Поппер и др.).

 

Экстернализм - главными причинами развития научного знания, качественного изменения его содержания, проблематики, направления и темпов изменений служат различного рода социокультурные факторы (потребности развития производства и материальной практики, социальные и культурные возможности и запросы общества, господствующие философские и мировоззренческие концепции, личностный потенциал ученых, социальная психология науки и организация научных исследований и др.).

 

Существуют следующие виды экстернализма:

 

экономический (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.);

 

социальный (А. Богданов, Д. Лукач и др.);

 

социально-психологический (Т. Кун, М. Полани и др.);

 

философский (Г. Гегель, Э. Гуссерль и др.);

 

культурный (О. Шпенглер, Г. Гачев, М. Фуко и др.).

Диалектическая концепция - интегральной причиной, определяющей изменение и развитие научного знания, является диалектическое взаимодействие внутринаучных и социокультурных факторов, которое всегда имеет конкретный характер в отношении веса значимости различных внутринаучных и социокультурных факторов. Их сочетания могут быть самыми различными для конкретных состояний науки и не могут быть определены априори (А. Эйнштейн, М. Борн, М. Планк, И. Т. Фролов, П. П. Гайденко, В. С. Степин и др.).

Закономерности развития научного знания

Закономерности развития научного знания - основные условия, детерминанты и тенденции эволюции науки как системы научного знания (рис. 3.14).

 

Рис. 3.14. Основные детерминанты развития научного знания

 

Общие закономерности развития научного знания

 

1. Детерминация все возрастающим объемом ранее накопленного научного знания.

2. Прерывно-непрерывный характер эволюции систем научного знания.

3. Увеличение информационной емкости сменяющих друг друга научных теорий.

4. От знания простых объектов и систем к знанию все более сложных.

5. Повышение степени точности, доказательности и проверяемости знания.

6. Увеличение методологического и методического арсенала.

7. Усиление взаимосвязи объектной, практической, социокультурной и мировоззренческой детерминации.

8. Рост теоретического и методологического плюрализма научных построений; увеличение роли когнитивных коммуникаций между учеными в процессе создания, оценки и проверки различных единиц научного знания.

9. Рост дифференциации научного знания и научных дисциплин.

10. Усиление интеграционных связей между различными областями научного знания.

11. Взаимопроникновение научных методов и концепций из разных областей науки.

12. Рост числа междисциплинарных, проблемных и комплексных исследований.

13. Увеличение значения творческого и личностного потенциала ученых в процессе создания и утверждения научных теорий.

14. Возрастание когнитивной ответственности ученых за принимаемые научные решения.

15. Усиление инновационной ориентированности научных концепций, стандартизация научного знания в качестве информационного продукта в процессе его включения в глобальную информационную сеть.

Концепции научной истины

Концепции истины в научном познании. Соответствие научного знания объективному миру отражается в концепции истины, формулируемой в рамках определенной гносеологии. Гносеология определяет источник знания, ступени, уровни, формы и методы познания, соотношения между ними, характер содержания знания, его отношение к действительности и способы его проверки.[10]

 

Гносеологическая оценка адекватности научного знания предполагает выявление его отношения к источнику знания, объекту познания. Такой оценке подлежат цели познания и средства их достижения. Поскольку гносеология отводит доминирующую роль соответствию знаний объекту, безотносительно к целям и средствам их достижения, постольку истинность научного знания следует считать присущей в конечном счете гносеологическому аспекту адекватности.[10]

 

Различие гносеологии предопределяет различие концепций истины. В зависимости от определения общих предпосылок и способов познания формулируются прагматистские, логицистские и другие концепции истины. Учитывая то, что «теория истины сама может быть истинной или ложной и таким образом относиться к себе самой»20, необходимо выделить наиболее приемлемую концепцию истины.

 

Прагматистская концепция истины определяет истинность как пригодность для достижения поставленных целей: полного приспособления (У. Джеймс), решения, отвечающего требованиям проблемы (Д. Дьюи), подбора логических средств перехода от одних опытных данных к другим (К. Льюис) и т.п.

 

В литературе по критике прагматизма обычно указывается на неприемлемость утилитарных, этических и эстетических характеристик (в терминах полезности, удовлетворительности, красоты и т.п.) в качестве эквивалента гносеологическим характеристикам знания как истинного или ложного. Названные прагматизмом характеристики являются слишком субъективными, чтобы, руководствуясь ими, можно было сформулировать объективно-содержательное знание. Таковой, например, является характеристика истины как знания, которое имеет полезные следствия.

 

Если это так, то одно и то же знание может быть как истиной, так и ложью, к примеру, в ситуации конфликта: то, что полезно для одной стороны, оказывается вредным для другой; или то, что полезно в одной ситуации, может быть вредным в другой. А когда нет заинтересованности в последствиях, истинность оказывается неопределенной. Подобный же характер имеет определение истины как удовлетворительного, успешного и иного знания, позволяющего достигнуть поставленной цели.

 

В самом деле, постановка цели предполагает использование знания. Идеальные процессы, приводящие к достижению цели, согласуют знание-средство и знание-цель. Но получение согласия этих видов знания само по себе не в состоянии определенно указать на отношение знания к объективному миру..

 

Материальные средства достижения цели и получения удовлетворительных результатов не могут свидетельствовать о соответствии исполь-. зуемого знания материальному объекту познания, если это знание не является знанием отношения материальных средств к объекту познания.

 

 

Если оно является таковым, то прагматизм теряет свою специфику. Для прагматизма же «везде, где это свойство вести к удовлетворительным результатам принадлежит вере, такая вера истинна, даже если она не соответствует никакому факту».

 

Логицистская концепция истины является частью более общей концепции истины, определяющей истинность знания в виде его связаности с другим знанием в рамках целого.

 

Воспроизведение истинного целого оказывается возможным посредством воспроизведения всех частных истин, но воспроизведение каждой частной истины требует воспроизведения целого. И здесь концепцию связности подстерегает непреодолимая трудность, а именно: поскольку актуально Целое не дано, воспроизведение любой частной истины невозможно, и наоборот - ввиду отсутствия частных истин невозможно воспроизведение системы истин, т.е. целого.

 

С точки зрения Б. Рассела, в научном знании особую роль играют базовые высказывания. Их истинность определяется их отношением к некоторому событию.

 

Истинность других, более общих высказываний, зависит от их синтаксических отношений к базовым высказываниям. Если базовые высказывания возникают из опыта, то высказывания которые не могут быть подходящим образом отнесены к опыту, считает Б. Рассел, «являются ни истинными, ни ложными». Если базовые высказывания следует относить не к опыту, а только к факту, то они, по его мнению, оказываются неизвестными (если опыт считать источником знания).[4;227]

11. Культура научного исследования: современные требования к организации научного исследования

Различают следующие виды специализации научно-исследовательских исследований: предметная, функциональная и смешанная.

Предметная специализация предполагает выполнение исследований по конкретным объектам (изделия, машины, оборудование, узлы, программные продукты);

Функциональная специализация направлена на выполнение работ по изучению отдельных характеристик изделий, материалов, процессов (антикоррозийные свойства, прочностные характеристики).

Во многих случаях эти виды специализации совмещаются и получается смешанная, предметно-функциональная специализация, при которой изучаются только отдельные стороны создаваемого изделия или процесса.

На практике преобладает жесткое закрепление сотрудников за определенными кафедрами, творческими коллективами, группами, темами. Такая структура позволяет вести планирование и учет работ, выполнять конт­рольные функции. Однако, данное жесткое закрепление сотрудников по кафедрам не дает возможности маневрировать трудовыми ресурсами.

Отдельные этапы цикла совмещаются во времени. Руководитель работ по мере необходимости привлекает отдельных специалистов для решения конкретных вопросов. После решения поставленной задачи творческий коллектив распадается. Такая система организации работ позволяет сократить время на получение результата исследований.

Базой планирования НИР являются научно обоснованные прогнозы, которые определяют пути создания качественно новых изделий, оборудования, мате­риалов на основе достигнутого уровня науки и техники и потребности в изделиях на ближайшую перспективу. Основной формой планирования НИР и ОКР является перспективный тематический план, который содержит перечень проблем и тем, подлежащих раз­работке и реализации в период действия плана. Разработка планов осуществляется по этапам: выявление основных направлений развития, уточнение главных научных направлений и производственно-технических задач; разработка содержания тем, обеспечивающих решение научно-технических задач по направле­ниям; рассмотрение и принятие решений по предложениям смеж­ных отраслей и предприятий; определение основных объемных показателей плана. Основной планово-учетной единицей является тема.

 

Организация научно-исследовательских работ в вузах включает перспективное и текущее планирование, их материально-техническое обеспечение, текущее руководство, подведение итогов и внедрение результатов исследований. Основные задачи организации научных исследований состоят в обеспечении условий для своевременного и качественного выполнения этих работ.

В вузе научная работа возглавляется проректором по научной работе и регламентируется перспективным, пятилетним и годовым планами исследований. Эти планы, как правило, тесным образом связны с планами научных исследований академических и отраслевых институтов министерств и ведомств и являются составной частью многих государственных программ.

Развитие творческих способностей студента невозможно осуществить только с помощью отдельных видов учебных занятий. Они развиваются и совершенствуются в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении технической и творческой работы, постановке эксперимента, обсуждении результатов исследований.

Опыт свидетельствует о том, что для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующих основных условий:

1. Активное участие студентов в научной работе на протяжении всего времени обучения в вузе.

2. Последовательное увеличение постепенной ориентацией студента специальности.

3. Обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом.

4. Обеспечение преемственности в научной работе студентов старших и младших курсов.

5. Тесная связь научной работы студентов с научной и учебной работой кафедр.

Научная работа студентов является составной частью учебного плана вуза и организуется на основе существующих положений о научной работе студентов. В основе организации и проведения научной работы студентов в вузах лежат дидактические принципы высокой активности, сознательности, самостоятельности и систематичности в работе, обеспечения связи теории с практикой, учет индивидуальных особенностей студентов и т.д. Организационные основы научноисследовательской работы студентов включают разработку тематики, руководство научной работой и ее обеспечение, подведение итогов и анализ полученных результатов.

Главную роль в организации научно-исследовательской работы студентов играет профилирующая кафедра. Она разрабатывает формы научно-исследовательской деятельности студентов на младших и старших курсах, определяет основные направления, в пределах которых общеобразовательные и общеинженерные кафедры формируют свою тематику. Эти направления должны отражать специфику будущей специальности и быть тесно связанными с научными направлениями кафедр.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них, не предусмотренная учебными планами, выполняется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро и т.д. Она не только развивает навыки самостоятельного поиска но и способствует развитию повышенных способностей, формированию будущих научных работников. Вторая форма - научно-исследовательская работа студентов - обязательна для всех студентов, она предусматривается учебными планами.

 

Научно-исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный и основной периоды. В подготовительный период (младшие курсы) наиболее эффективной формой ее является подготовка научных рефератов, переводов. Очень полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современной печати.

Привлечение студентов младших курсов к выполнению исследовательских работ совместно со старшекурсниками обеспечивает преемственность научных исследований, способствует приобретению навыков практической работы на персональных компьютерах, расширяет кругозор молодых исследователей. Очень полезной является помощь студентов младшего курса старшекурсникам, выполняющим курсовое или дипломное проектирование, в результате чего они узнают характер своих будущих работ, накапливают опыт работы, получают ясное представление о специфике небольшого исследования от начала до его завершения. Одновременно совершенствуются научно-методические навыки студентов старших курсов, выступающих в качестве "микроруководителей" или "микрошефов". Хорошей школой является также совместная работа студентов младших курсов и аспирантов.

К подготовительной части учебно-исследовательской работы студентов следует также отнести изучение ими специальных дисциплин типа "Основы научных исследований", теоретических и расчетных курсов специальных и профилирующих дисциплин, подготавливающих их к исследовательской деятельности.

Основная часть учебно-исследовательской работы выполняется студентами после соответствующей подготовки их на старших курсах. Здесь ставятся более серьезные задачи, связанные с решением отдельных заданий, посильных для студентов, с разработкой алгоритмов и программ расчета на персональном компьютере с анализом полученных данных, созданием отдельных конструкций, обладающих оптимальными характеристиками, и т.д. Наиболее подготовленные студенты могут разрабатывать отдельные части плана госбюджетных и хоздоговорных работ кафедры.

Тематика научно-исследовательской работы студентов старших курсов разрабатывается профилирующей, как правило, выпускающей кафедрой вуза с участием профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и инженеров кафедры. Темы группируются по отдельным направлениям работы кафедры с учетом уровня подготовки студентов. Темы должны быть теоретического, инженерного и экспериментального характера, связаны с научными интересами руководителя, содержание исследования должно быть посильным для выполнения его студентом старшего курса. Руководство научной работой студентов одна из основных обязанностей профессорско-преподавательского состава. Качество руководства, его уровень определяют успех выполнения работы. Опыт показывает, что один преподаватель может успешно руководить работой четырех-пяти студентов. При выполнении комплексный тем за ним может быть закреплено шесть-восемь студентов. Хорошие результаты дает закрепление студентов за ведущим преподавателем на длительный срок, особенно на старших курсах.

Важно согласовать содержание и методику студенческой научной работы с индивидуальными особенностями и уровнем подготовки студента, а также определить перспективы выполняемой работы. Это выявляется при личной беседе руководителя со студентом. В процесс е беседы руководитель выясняет степень подготовленности студента к исследовательской работе, информирует о месте данной темы в общем плане кафедры, истории ее развития, наиболее общих чертах намечает содержание научной работы и ее отдельных этапов, а также методику их выполнения и подробно освещает методику подготовки обзора по данной теме.

Очень важно правильно спланировать выполняемую работу, назначить реальные сроки подготовки ее отдельных этапов. Необходимо также учитывать сроки выполнения исследовательской работы и в соответствии с этим правильно определить общий объем исследований.

С первых дней участия студентов в исследовательской работе необходимо прививать им самостоятельность в работе и избегать излишней их опеки. Однако следует помнить, что систематический контроль - одно из важных условий активной и результативной научной работы студентов.

Подведение итогов научно-исследовательской работы студентов является одной из форм ее контроля. Итоги подводятся на семинарах кафедры, конференциях факультета, вуза. Лучшие работы публикуются в научной печати, докладываются на научных и научно-практических конференциях, выдвигаются на конкурсы и премии [2].

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 947.