Фундаментальные науки |
Прикладные науки
Философия
История
Филология
Искусствознание
Социология
Экономика
Политология
Юриспруденция
Психология и т.
Социально-гуманитарные науки не имеют непроницаемых границ. Так, экономический анализ предполагает знание политических, правовых, культурных и иных аспектов исследуемого объекта. И в большинстве случаев целесообразно осваивать философские измерения этого объекта. И т.д.
С содержательной точки зрения структура социально-гуманитарного знания включает факты, законы, утверждения относительно фактов и законов, конструкты, идеализации, интерпретации, аппарат логики, предназначенный для аргументации, методы, формы познания, методологию, принципы, законы, понятийный аппарат и т.д. Специфика этих элементов задается особенностями фактуального и концептуального базисов социально-гуманитарного знания.
Фактуалъный базис образует множество объектов, взятых в аспекте их ценностно-смысловой выразительности. Интерес социально-гуманитарного поиска направлен не на натуралистические свойства вещи, а на те ее специфические особенности, которые позволяют считать вещи объектом не природы, но культуры. Эти свойства вещь обретает в процессе очеловечения, гуманизации, мысленно-духовного освоения, преобразования. Последнее придает вещи идеальную ценностно-смысловую форму, соответствующую реальном месту и положению индивида в мире, его исторически конкретному социальному бытию.
Специфику концептуального базиса социально-гуманитарного знания помогает выяснить подчеркивание роли оценочных актов — процедур, осуществляющих оценку, отнесение к ценностям в рамках реализуемого познания. Они позволяют не просто понять, но вписать материал в современность. Эти процедуры обновляют явление, придают ему статус современно-значимого. Отнесение к ценностям, наличие оценок определяют неизбежно ценностный характер социально-гуманитарного знания и связанную с этим полисемичность фактов, неоднозначность истины и т.д. В социально-гуманитарном знании однозначных истин нет.
Социально-гуманитарное знание призвано рационально реконструировать помыслы, побуждения, намерения, прочие данности мира личности, вызываемые к жизни ситуационной мотивацией (при наличии достаточных причин) и внутрисубъективной интенцией — при наличии целевой причины (Коллингвуд).
Подытоживая, отметим, что методологию социально-гуманитарного знания еще предстоит создать. Но это процесс нескончаемый, вечный. Базовой ее идеей должна быть идея особой человеконесущей реальности, которая «становится» в качестве всей полноты разверток возможных оценок и переоценок сопрягаемых с объектом ценностей, значений.
Здесь возникает вопрос: как должна происходить концептуализация ценностно-субъективной реальности? Трудность в том, что традиционный причинно-следственный подход здесь часто не проходит (Совесть — она не зачем, не отчего и не почему. Она не состоит в мере.
Она просто есть или нет. Из анекдота: «генетики установили, что совесть находилась в хвосте»). Не помогает и обращение к наследию — возможности известных ходов из спектра гносеологически активных методик (натурализм, иррационализм, фрейдизм, психологизм и т.д.) недостаточны и содержательной глубиной не отличаются.
Таким образом, этот вопрос требует специализированной кропотливой рефлексии.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.