Развитие научного знания: проблема динамики и кумулятивности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрение науки как связной, упорядоченной (организованной) и открытой системы знаний, предполагает учет ее динамического аспекта. Последний связан с представлением о росте научного знания, его изменении и развитии. Уяснением содержания этого аспекта занимается как собственно история науки, так и особая теоретическая дисциплина – эпистемология.

 

Как самостоятельное направление исследований эпистемология рассматривает науку сквозь призму генезиса, развертывания и легитимизации теории как «единицы анализа». В задачи эпистемологии входит анализ, критическое рассмотрение и обсуждение, проверка и оценка конкурирующих в науке – гипотез и теорий. Активное методологическое изучение всего корпуса науки под этим углом зрения, привело к фиксации в научных теориях такого пласта, который в рамках самой теории не доказывается, а принимается (в качестве предпосылок) как нечто само собой разумеющееся. Иначе говоря, ученые, выстраивая теоретическую модель объекта, отправляются от каких-либо допущений (утверждений), часто не имеющих рационального характера, но задающих: а) идеал научного объяснения; б) организующих все знание интегрируемое в теорию; в) условия, при соблюдении которых, знание рассматривается как достоверное и доказанное. Понятно, что артикуляция этого пласта науки дает возможность воспринимать научное знание в перспективе единства устойчивого и изменчивого, теории и метода, стиля научного мышления и научной картины мира.

 

Концептуальный анализ и конкретизация динамического аспекта науки состоялись в рамках философии и методологии науки ХХ века. При этом, процессуальные характеристики роста научного знания – как показали представители ее различных течений – могут варьировать в зависимости от угла зрения на научную теорию.

 

В концепции «роста научного знания» К.Р.Поппера – философа науки, активно разрабатывающего эту проблематику в рамках «критического рационализма» – обращалось внимание на систему стандартов и норм рационального роста научного знания. Его «модель роста» научного знания отвергает кумулятивность (накопление фактов, их индуктивную обработку), взамен утверждая, что рост знания определяется: 1) содержанием «трех миров»; 2) принципом фальсификации; и 3) критицизмом как самоподдерживающим механизмом науки. Концепция «трех миров» говорит о том, что ученый в своей работе постоянно апеллирует: к миру физических объектов, физических состояний («первый мир»), философским абстракциям, которые питают мысль («второй мир») и объективному содержанию научных идей, мыслительных актов («третий мир»). Если онтология первого и второго мира относительно стабильна, функция третьего мира – генерировать новое знание. «Третий мир» содержит в себе как истинные, так и ложные взгляды и концепции, а их столкновение (между собой, а также с реальностью) играет позитивную роль. Всякая теория должна быть фальсифицируема, т.е. принципиально опровергаема. Если это происходит, то у ученого есть плацдарм для устранения ошибок, работа над совершенствованием ее дедуктивного вида, если – нет, то перед нами не теория, а что-то иное (религия, искусство, миф).

 

К.Р.Поппер уподоблял рост научного знания естественному отбору или процессу перманентного устранения ошибок. Сами «безотчетные грезы, упрямство и ошибки» выявляются в ходе дискуссии и критики конкурирующих теорий. На «качество» научной теории свое влияние оказывают язык науки (формализация), корректная формулировка (постановка) проблем, появление новых проблемных ситуаций, наличие/отсутствие авторитарности в цехе ученых.

 

Заслугой Поппера можно также считать динамическую схему научного знания. В ней центральное место занимает не теория, а проблема. «Научная (объяснительная) теория является не чем иным, как попыткой решить некоторую научную проблему, то есть проблему, связанную с открытием некоторого объяснения… Считается, что наши ожидания и наши теории исторически предшествуют нашим проблемам. Однако наука начинается только с проблем»19. Сама схема имеет следующий вид: некоторая проблема (Р1) – предположительное или пробное ее решение (ТТ) – критика этого решения и устранение ошибок (ЕЕ) – измененная проблема или новая более глубокая проблемная ситуация (Р2). Предложенная схема является эволюционной, хотя сам Карл Раймунд Поппер считал ее «улучшением и рационализацией гегелевской диалектической схемы».

 

В известном смысле альтернативную попперианской схеме, схему динамики научного знания развивал один из его учеников – Томас Кун. Американский историк и философ науки исходил из того, что развитие науки – это чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Почвой для формирования и функционирования таких сообществ выступает принятие их членами определенной модели научной деятельности – теоретико-методологических стандартов, ценностных критериев и норм, мировоззренческих установок. В рамках этой модели осуществляется постепенная кумуляция знаний, призванных решать научные «задачи-головоломки». Для научного сообщества эта модель выступает парадигмой (дисциплинарной матрицей), обеспечивающей успех в познании. «Успех парадигмы, будь то аристотелевский анализ движения, расчеты положения планет у Птолемея, применение весов Лавуазье или математическое описание электромагнитного поля Максвеллом, вначале представляет собой в основном открывающуюся перспективу успеха в решении ряда проблем особого рода… Реализация указанной перспективы достигается также благодаря все более широкому сопоставлению фактов с предсказаниями на основе парадигмы и благодаря дальнейшей разработке самой парадигмы»20. Безраздельное господство некоторой парадигмы в науке является периодом ее «нормального» развития, которое заканчивается тогда, когда парадигма «взрывается» изнутри – под давлением множества «аномалий» (вопросов, не имеющих ответа в этой парадигме).

 

Т.Кун справедливо предположил, что вслед за «нормальной наукой» наступает кризис или «революционный» период, чреватый появлением множеством новых парадигм (перспектив) интерпретации ранее необъяснимых фактов и зависимостей. Разрешение кризиса связывается с «победой» одной парадигмы, способной справиться с трудностями как теоретического, так и методологического характера. Таким образом, развитие науки предстает в виде циклического процесса революционной смены «парадигм», задающих определенные картины мира, языки описания («понятийные сетки») и методологические ориентации.

 

Принципиальным положением куновской схемы развития науки выступает положение о несоизмеримости парадигм, а значит отсутствия прямой преемственности в эволюции науки. Знание, полученное в рамках предыдущей фазы (парадигмы) – отбрасывается, и на место сообщества ученых, эксплуатировавших прежнюю парадигму, приходит новая группа лиц, объединенных перспективой, открываемой новой парадигмы. В этой связи понятие «прогресс» распространяется не на всю науку, а лишь на отдельный ее этап – этап «нормального» развития.

 

Оригинальную – логико-нормативную концепцию развития науки разработал британский историк науки Имре Лакатос. Им было введено в оборот понятие «научно-исследовательской программы» для упорядочивания всего теоретического содержания, которым «богата» всякая наука, достигшая возраста зрелости. «Исследовательская программа» включает в себя «конвенционально принятое (и потому «неопровержимое», согласно заранее избранному решению) «жесткое ядро» и «позитивную эвристику», которая определяет проблемы для исследования, выделяет «защитный пояс» вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры – все это в соответствии с заранее разработанным планом»21. Несколько упрощая, можно сказать: исследовательская программа является лоном, в котором формулируются базисные теории, создается идеал научного объяснения и организации знания, а также формируются предпосылки для проверки знания на истинность. Кроме того, по мнению Лакатоса, «исследовательская программа» задает определенную картину мира, т.е. достаточно консервативный блок знаний о мире.

 

И.Лакатос настаивал на том, что, идя по пути реконструкции методологии научно-исследовательских программ, мы сможем понять ход развития науки. Зрелая наука – это смена ряда непрерывно связанных теорий. Сама непрерывность обусловлена нормативными правилами исследовательских программ, т.е. правилами, которые являются: а) «кодексами научной честности»; б) выполняют функцию «жесткого ядра» (условно неопровержимые допущения) историографической исследовательской программы. Такими правилами или «логиками открытия» выступают: индуктивизм, конвенционализм, методологический фальсификационизм (К.Р.Поппер). Лакатос предлагает рассматривать всякую научную конструкцию через эти правила, которые включают в себя перспективы дальнейшего исследования – «положительную эвристику», и предупреждения о нежелательных ходах познания – «отрицательную эвристику». Научная исследовательская программа проходит два фазиса – прогрессивный и вырожденческий, прогресс и регресс. На первой стадии «положительная эвристика» стимулирует выдвижение гипотез, расширяя эмпирическое и теоретическое содержание. В дальнейшем развертывание программы несколько замедляется и на смену масштабной «положительной эвристике» приходят ad hoc гипотезы (гипотезы к частному случаю).

 

Следующей важной концепцией, поясняющей рост научного знания, является «эпистемологический анархизм» философа науки Пола Фейерабенда. Исходной посылкой его рассуждений служит тезис о том, что наука – это не торжество голой рациональности, описываемой в терминах однолинейного прогресса, а путь почти бесконечных блужданий, сопровождающийся хаосом и множеством ошибок. История науки – это история идей с их социокультурной детерминацией.

 

Оттолкнувшись от представления Поппера и Куна о необходимости наличия в структуре научного знания не одной (единственной) теории, «объясняющей» те или иные факты, он высказал идею неограниченной пролиферации (размножения) конкурирующих и прямо альтернативных гипотез. Задача альтернативных гипотез – возвести факт, который не в силах объяснить признанная теория, - в ранг опровергающего свидетельства. Другими словами, наука там и тогда развивается плодотворно, где и когда ученые выдвигают большое количество альтернативных версий, следовательно, завязывается дискуссия о правдоподобности интерпретаций, а значит, ускоряется развитие науки. Принцип пролиферации обосновывает плюрализм в методологии научного познания. Этот принцип иллюстрирует фраза: anything goes – “допустимо все”.

 

Другим важным положением концепции Фейерабенда, связанным с пролиферацией, является мысль о «нагруженности» языка науки тем содержанием теории, прояснению которого термины должны способствовать. Каждая научная теория имеет свой язык описания объектов, хотя и пользуется общим эмпирическим базисом и логико-методологическими стандартами. Отсюда вытекает положение о методологическом анархизме. «Наука, которая опирается на закон и порядок, будет успешно развиваться лишь в том случае, если в ней хотя бы иногда будут происходить анархистские движения»22.

 

Вместе с тем, наука – консервативна, а значит в ней присутствует принцип теоретического «упорства», или прочности. Этот принцип призывает воздержаться от гносеологических нововведений, альтернативных имеющимся теориям. Данное правило настраивает на игнорирование противоречащих существующей теории фактов, как бы много их не было. «Контрпримеры» в науке позволяют формировать относительную устойчивость теорий, а иногда – абсолютную.

 

Примечательно, что принцип «упорства» соответствует периоду «нормального» развития науки (Т.Кун), в то время как принцип пролиферации – периоду научных революций. Для П.Фейерабенда оба принципа указывают на диалектический характер развития научного знания.

 

Наконец, здесь следует упомянуть концепции Стивена Эдельсона Тулмина и Майкла Полани. Первый считал, что динамика науки как многофакторного и многомерного процесса эволюции определяется стандартами понимания (стандартами рациональности), т.е., непрерывным отборов концептуальных новаций. Второй предположил, что наука как познавательная активность включает в себя явный (имперсональное знание) и неявный (личностное знание) компоненты. Неявное знание, пронизывает как в эксперимент, так и теоретизирование, может оказывать решающее влияние на убеждения исследователя, продукты его когнитивных усилий.

 

Подводя итог краткому знакомству с концепциями развития научного знания отметим, что они сводятся к двум противоположным аспектам. Первый из них – кумулятивизм - содержит представление о постепенном прибавлении новых знаний к устоявшемуся своду. Данный подход ориентирован на фиксацию механизма непрерывности познавательного процесса, его количественной стороне. Второй – антикумулятивизм - напротив, активно проводит идею принципиальной прерывности хода научных поисков, качественных отличий (вплоть до несовместимости) теорий и методологических программ. Подлинный образ науки предполагает совмещение обеих перспектив.

 

7. Структура современной философии науки

 

Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы приспособить её к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом характере.

 

Чёткого определении философии не существует. Есть 2 точки зрения: одна полагает, что ф-я это наука, на основании которой можно делать предсказания. Всё серьёзное должно быть научно обосновано. Другая точка зрения, ф-я это особая точка зрения. Философия – это форма общественного сознания, в которой фиксируется представление о конечных основаниях (т.е. конечных причинах и конечных результатах); конечные основания могут быть разыскиваемы в сфере познания, в сфере бытия, в сфере человеческого духа и сознания. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении. В самом начале развития философии сложились многие различия, которые в последующем усиливались и создавались направления: конструктивная, деструктивная. Критерий: направленность интеллекта. Деструктивность самостоятельная часть интеллекта. Были академическая и эссеистская философия. Академическая ф-я утверждает себя критикой и доказательством. Доказывая приводит свои аргументы. Эссеистская ф-я стоится по принципу я так говорю, потому что мне так кажется. Нет аргументов, доказательств, отсутствует критика. Современная философия – академическая. Существует деление на рационализм и иррационализм. В новое время сложилась дилемма, рационализм противостоит эмпиризму и иррационализму. В философии можно выделить отдельные дисциплины.

 

Структура:

 

1)онтология- учение о бытии и его начале В онтологии фил-фы сталкиваются с рядом проблем, решение которых и определяет различие в мировоззрениях:

 

обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?

 

Является ли мир в своем существе неизменными или он постоянно изменяется и развивается?

 

Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении или развивается совершенно произвольным способом?

 

Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?

 

В чем заключается сущность мира?

 

В зав. от решения этих проблем различают материализм и идеализм, дуализм и плюрализм; детерминизм и индетерминизм

 

2)гносеология- теория познания; определяются возможности и границы познания мира(объекта), выявляются условия достоверности и критерии истинности человеческого знания как результата взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом.

 

3)логика(формальная и диалектическая)- учение о формах правильного учения

 

4)философская антропология- учение о природе и сущности человека. Исходит из того, что давление жизни есть тот первичный факт в бытии человека, который побудил его создать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы, сформ. искусст. среду, ставшую подлинной средой его обитания.

 

5) Аксиология – наука о ценностях. Сформировалась в 19-20 вв., хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности являлись критерием истинного бытия. Ценность – то, что вызывает интерес. Каждый человек имеет свою систему ценностей и их иерархию. Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность – человек и его жизнь. Ценности-цели оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни. Ценности-средства есть промежуточные ценности, но без них нельзя достичь больших ценностей.

 

6)этика- учение о нравственности 7)эстетика- учение о прекрасном 8)соц философия- учение об обществе 9) философия истории.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.