Сложившаяся к началу 1920-х годов новая, Версальско-Вашингтонская, система международных отношений в Европе и мире, на поверку оказалась крайне неоднозначной, впрочем, как и деятельность созданной тогда международной организации – Лиги Наций. Определенная устойчивость международных отношений 20-х годов, получивших название «эра пацифизма», стала следствием, скорее, общей истощённости послевоенного мира, нежели эффективности нового мирового порядка, который был далек от сглаживания реваншистских настроений в Германии, Италии, Венгрии, укрепления отношений с Советской Россией и адекватного разрешения взаимных территориальных претензий «молодых» государств Европы.
К середине 20-х годов социально-экономическая и политическая ситуация в мире более или менее стабилизировалась, но опять же стабилизация была отнюдь не всеобъемлющей. Для США это действительно были годы «процветания», когда страна окончательно превратилась в новый мировой экономический центр. Однако в ряде стран, даже принадлежавших к числу победителей в войне, например, в Великобритании, не говоря уже о проигравших, положение оставалось сложным. И все же то были годы подъема промышленности, особенно, в новых отраслях – автомобильной, авиационной, химической, радио- и электротехнической. Снизилось число социальных конфликтов, а уровень и характер производства и потребления, роль средств сообщения, изменения образа жизни и отчасти образа мысли людей позволяют делать выводы о начале нового, массового общества. (+10 вопрос)Полоса стабильного развития была прервана крахом на Нью-Йоркской бирже и началом нового мирового экономического кризиса 1929-1933 годов. Последовавшее десятилетие - последний период в межвоенных десятилетиях - стало временем обострения экономических и социальных противоречий, политического противостояния во внутреннем развитии многих стран, возраставшей международной напряженности и, в конце концов, осознания угрозы новой войны. От кризиса наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2 %, в Германии – на 40,2 %, во Франции – на 30,9 %, в Англии – на 16,2 %. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40 %, в Польше – на 45 %, в Югославии – на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932 гг.) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн. 3 пути преодоления кризиса один из них (либерально-реформистский) получил в антикризисной политике « нового курса « президента Ф. Рузвельта в США; второй (социал-реформистский) – характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.
Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.
Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и «социализацией» экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 1930-е гг. в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д. Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства.Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.
Иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 1930-1940-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975 гг.) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.
Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.
В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей.
Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 360.