Для начала дадим определение погрешности измерений.
Погрешность измерений – разность между полученным при измерении X и истинным Q значениями измеряемой величины.
В качестве обзора погрешностей измерений приведем классификацию измерений.
По способу выражения погрешности делятся:
Абсолютная погрешность – разность между полученным при измерении значением величины и ее истинным (или действительным) значением. Абсолютная погрешность выражается в тех же единицах измерения, что и измеряемая величина. Зная только абсолютную погрешность измерений нельзя судить о качестве – точности проведённого измерения.
Относительная погрешность измерения – погрешность измерения, выраженная отношением модуля абсолютной погрешности измерения к истинному (или действительному) значению измеряемой величины;
.
Относительная погрешность выражается в процентах или в безразмерных единицах. Значение относительной погрешности позволяет судить о точности проведённого измерения.
Приведённая погрешность – это относительная погрешность, в которой абсолютная погрешность средства измерения отнесена к условно принятому нормирующему значению, постоянному во всем диапазоне измерений или его части.
,
где Хn – нормирующее значение. В качестве нормирующего значения используют предел измерения прибора.
По зависимости погрешности от значений измеряемой величины погрешности бывают:
Аддитивная погрешность – это погрешность, не зависящая от измеряемой величины (рис. 1.а);
Мультипликативная погрешность – это погрешность, которая прямо пропорциональна измеряемой величине (рис.1.б);
Нелинейная погрешность – это погрешность, которая имеет нелинейную зависимость от измеряемой величины (рис. 1.в).
Рисунок 1. Зависимость погрешности от измерения величины.
По характеру проявления погрешности делятся:
Случайная погрешность – это составляющая погрешности измерения, связанная с факторами, которые изменяются при повторных измерениях хаотически, носят нерегулярный характер и их трудно предвидеть. Иногда подобные изменения проявляются очень сильно, например, при резком однократном изменении напряжения питания прибора. В этом случае погрешность значительно превышает границы, определяемые ходом процесса измерений в целом и ее называют грубой погрешностью или промахом.
Систематическая погрешность – это составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно меняющаяся при повторных измерениях одной и той же величины. При этом систематические погрешности представляют собой определенную функцию неслучайных факторов, состав которых зависит от физических, конструкционных и технологических особенностей средств измерений, условий их применения, а также индивидуальных качеств наблюдателя.
В зависимости от причин возникновения рассматриваются четыре вида систематических погрешностей:
1. Погрешности метода, или теоретические погрешности, возникающие от ошибочности или недостаточной разработки принятой теории метода измерений в целом или от допущенных упрощений при проведении измерений;
2. Инструментальные погрешности, возникают из-за собственной погрешности средства измерения, определяемой классом точности, влиянием средства измерения на результат и его ограниченной разрешающей способностью;
3. Погрешности, обусловленные неправильной установкой и взаимным расположением средств измерения, являющихся частью единого комплекса, несогласованностью их характеристик, влиянием внешних температурных, гравитационных, радиационных и других полей, нестабильностью источников питания, несогласованностью входных и выходных параметров электрических цепей приборов и так далее;
4. Личные погрешности, связаны с индивидуальными особенностями наблюдателя.
Рассмотрим примеры задач связанных с обзором погрешностей измерений.
Задача 1. Для вольтметра с пределом измерения на 500 В с классом точности 1,5 определить максимальную абсолютную погрешность. Сравнить точность измерения этим вольтметром на напряжение 100 вольт и 500 вольт.
Решение задачи.
Класс точности прибора это его приведённая погрешность. Следовательно, максимальная абсолютная погрешность выражается из формулы . .
Для того чтобы оценить точность измерений необходимо найти относительную погрешность для указанных напряжений, при условии, что абсолютную погрешность мы нашли предыдущим действием:
.
.
Таким образом, при 500 измерении 500 вольт точность получается больше.
Задача 2. Определить соответствует ли амперметр с пределом измерения на 5Ампер с классом точности 1,5 своему классу точности. Если при проведении его поверки образцовым амперметром были получены следующие показания:
I,A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I0,A | 1,05 | 1,94 | 3,05 | 3,96 | 5,06 |
Решение задачи.
Для того чтобы определить соответствует ли амперметр своему классу точности необходимо определить приведённую погрешность прибора и если она меньше класса точности прибора, то прибор соответствует своему классу точности.
Абсолютная погрешность это разность между показаниями испытуемого прибора и образцового. Из таблицы видно, что максимальная абсолютная погрешность будет равна .
Тогда приведённая погрешность будет находиться следующим образом:
. Таким образом, приведённая погрешность меньше класса точности прибора, а значит, прибор соответствует своему классу точности.
Задача 3. Определить какой из двух приборов измеряет ток 200мкА точнее РА1 = класс точности 0,2 предел 300мкА.
РА2 = класс точности 0,1 предел 1мА.
Решение задачи.
Необходимо для каждого прибора рассчитать относительную погрешность для измерения указанного в условии тока. Для этого необходимо рассчитать максимальную абсолютную погрешность для каждого из приборов через формулу для приведённой погрешности.
.
.
.
Далее найдёт для каждого прибора относительную погрешность:
.
.
Таким образом, первый прибор измеряет точнее.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 335.