Какова же сущность основных понятий духовно-нравственного воспитания?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нравственность – форма общественного сознания; система норм, оценок, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля, регулирования отношений в определённой социальной группе, обществе, а также установки человека действовать в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле. Синоним – мораль.

Обычно в это понятие вкладывается смысл отношения одного человека к другому. Нравственные чувства отражают степень человеколюбия, отношения к самому себе и к обществу в целом. В Нагорной проповеди Господь даёт заповедь, замечательную по краткости и ясности, которая охватывает всю гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всём, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Это извечная истина, о которой, к сожалению, мы иногда забываем. Исходя из этого, можно заключить, что нравственность заключается в проявлении уважения к окружающим, самокритичности и ответственности за свои поступки, наконец, перспектива совершенствования.

Духовность – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражается, или выражается почти незаметно, что для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому, духовные ценности, таковы: в Евангелии их называют любовь, милосердие, целомудрие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия обязательно будет внешне выражать чувства так, что всем это будет очевидно. Напротив, чем больше ценность духовная присутствует в человеке, тем больше он её скрывает.

Современный период в российской истории – время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодёжи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Духовно-нравственное воспитание населения необходимо осуществлять для того, чтобы оно могло обеспечить:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала, универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;

- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом, которое начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития личности – это осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития личности является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

Последовательно и целенаправленно проводимая работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности имеет социально значимые результаты, т.е. складываются традиции взаимодействия различных государственных структур для решения актуальных вопросов повседневной жизнедеятельности населения с учётом нравственных ценностей.

Для эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию населения необходимо определить цели и задачи:

- формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны;

- сохранение исторической преемственности поколений;

- формирование духовно-нравственных качеств личности.

Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности. Сформулированный принцип особенно актуален для современной истории России, когда активизировал свою деятельность воинствующий антиисторизм, главной целью которого является искажение истории страны и народа в интересах определённых социальных групп.

Чтобы организовать эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию, нужна единая региональная политика в области и соответствующая этой политике региональная система духовно-нравственного воспитания и просвещения населения, способная объединять и координировать эту работу.

В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе учреждениями культуры и государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей творческих объединений, ветеранских, молодёжных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Велико значение народной традиционной культуры в формировании нравственности и духовности. Профессор И.М. Снегирёв писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытая история, которую можно при желании увидеть и воспринять.

Важную роль в формировании гармонически развитой духовной личности играет искусство. К сожалению, профессиональные театры, музеи филармонии находятся в областном центре. Телевидение не играет большой роли в приобщении населения к искусству. В ущерб художественному вещанию идёт рост числа развлекательных программ, вроде разного рода телевизионных игр, которых становится всё больше. Сельское население не имеет возможности приобщения к искусству. Социологические исследования показывают, что количество городских и сельских жителей России, регулярно потребляющих произведения не более двух видов искусства, составляет 44 % и более двух видов искусства – 10 %; добавим к этому, что 20% горожан и 26% сельских жителей нашей страны вообще не бывают ни в каких учреждениях культуры и вовсе не обращаются к художественной литературе.

Выявилась несомненная зависимость: отсутствие даже одного вида искусства в круге интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, тесно связанного с формированием духовной культуры личности.

В процессе современного воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Из всего вышеизложенного складывается ясное понимание того, какая ответственность и возможность лежит перед учреждениями культуры области по решению задач духовно-нравственного воспитания населения.

Для формирования духовно-нравственной воспитания среды на территории Ульяновской области необходимо:

 - разрабатывать и внедрять районные программы по духовно-нравственному воспитанию населения;

- реализовывать программы этического и эстетического развития населения;

- проводить мероприятия по формированию у детей, молодёжи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни;

- организовывать и проводить Дни православной и народной традиционной культуры в области;

- разрабатывать подпрограммы проведения молодёжных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера;

- организовать работу по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и пр.

Для реализации этих задач могут быть использованы самые разные формы культурно-досуговой деятельности. Это тематические вечера, государственные, народные и профессиональные праздники, заседания любительских объединений, семейных клубов, концерты художественной самодеятельности, конкурсы, викторины, литературные и музыкальные гостиные, игровые программы, диспуты, литературно-музыкальные композиции, слайд- и видеопрезентации, просмотры фильмов духовно-нравственного содержания и прочие мероприятия, в зависимости от возможностей учреждений культуры.

Предлагаемые сценарии могут быть использованы специалистами культурно-досуговых учреждений при подготовке и проведении мероприятий духовно-нравственной направленности, различной тематики и для разных категорий населения.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.