НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовой проект по дисциплине «Управление персоналом организации» должен иметь явно выраженную научную составляющую, которая проявляется в следующих характеристиках работы:

– актуальность и значимость внедрения проекта для решения реально существующей кадровой проблемы в организации;

– наличие обзора основных работ (исследований) по данной проблеме с анализом их содержания, обобщением теоретических подходов и изложением собственной точки зрения на анализируемую проблему. Студенту необходимо акцентировать внимание на научном анализе состояния проблемы, выявлении дискуссионных и спорных положений изучаемой проблемы на основе литературных источников. Результатом такого изучения могут быть систематизация имеющихся знаний по проблеме, типологизация точек зрения, выделение существенных характеристик изучаемого вопроса с точки зрения целей исследования;

– выявление противоречий исследуемого объекта, без разрешения которых на конкретном предприятии, являющемся базой выполнения курсового проекта, невозможна реализация эффективной модели управления персоналом. Сам процесс выявления противоречий, особенно связанных с изменениями в законодательстве, социально-экономической ситуации, имеет творческий, новаторский характер и может иметь научную ценность;

– выполнение проекта на основе эмпирического исследования, проведенного студентом на предприятии (экономико-статистического, социологического). Курсовой проект, не содержащий элементов исследования, не может быть допущен к защите и оценен положительно;

– выбор и описание корректных методов исследования, соответствие их исследовательским целям,

– разработка оригинального (либо адаптация к потребностям исследования уже существующего) инструментария диагностики и решения проблемы;

– наличие разработанных проектов локальных нормативных актов, являющихся документационной основой решения проблемы;

– обоснованность выводов, наличие конкретных рекомендаций по реализации проекта – разработка алгоритма, технологии, регламента, инструментария решения кадровой проблемы;

– разработка критериев эффективности оценки ожидаемых результатов внедрения проекта.

Процесс подготовки курсового проекта, его содержание, качество и количество привлеченных материалов должны подтвердить, что студент усвоил материал учебной дисциплины, предусмотренный рабочей учебной программой, владеет навыками, необходимыми для профессиональной деятельности при использовании персонал-технологий, показывает достаточный уровень подготовленности, самостоятельности при решении профессиональных задач.

 

СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Структура курсового проекта должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Курсовой проект должен быть выполнен по единой схеме. Требование единства относится только к форме построения основных частей курсового проекта, но не к содержанию. Содержание работы должно быть обязательно проиллюстрировано схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

Предлагаемая тематика охватывает широкий круг вопросов, поэтому структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

За основу рекомендуется принять структуру (состав основных разделов) курсового проекта (в правой колонке указан примерный объем в страницах каждого раздела), приведенную в таблице 1.                                                                                  

 

Таблица 1 – Типовая структура и содержание курсового проекта

Наименование раздела курсового проекта Объем, с
Введение 2-3
1. Теоретико-методологический раздел 10-12
2. Аналитический раздел 2.1. Общая характеристика организации 2.2. Актуальное состояние проблемы на предприятии 2.3. Тенденции развития рассматриваемой проблемы 2.4. Методика анализа системы управления по исследуемому направлению на предприятии 2.5. Причины, препятствующие эффективному развитию исследуемого направления   12-15
3. Проектный раздел 15-20
Заключение 2-3
Библиографический список 2
Приложения 3-4

 

4.1 ВВЕДЕНИЕ – это пролог всего исследования; оно представляет собой его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе научный руководитель анализирует качество выполнения курсового проекта и оценивает: насколько глубоко осознана и понята актуальность темы, достигнута ли поставленная цель, правильно ли подобраны методы исследования и грамотно ли они использованы и т.д.

Состав Введения – это описание научного аппарата курсового проекта (актуальность темы, цель исследования, задачи исследования, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая база исследования, методы исследования, структура курсовой работы).

При написании Введения особое внимание рекомендуется уделить актуальности темы исследования. Будьте внимательны – с чтения Введения начинается оценка вашей работы. По его качеству судят обо всей работе: об уровне профессиональной подготовки, об ответственности, о творческом подходе, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и многих других качествах профессионала.

Актуальность темы исследования. Целесообразно обосновать необходимость исследований в данной области, объяснить, почему именно под таким углом зрения раскрывается тема, почему отдельным вопросам уделяется особое внимание, а другие излагаются более поверхностно. Исходя из приведенных аргументов, формулируют основные противоречия, требующие разрешения.

Возможно, что рассматриваемые противоречия формулировались и ранее, но не были разрешены или были разрешены неполно или неверно, и в связи с изменениями в законодательстве и социально-экономической ситуации являются препятствием для реализации эффективной модели управления персоналом предприятия.

Цель исследования. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм: «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить».

Задачи исследования формулируются как алгоритм достижения цели. Как правило, выделяют не более четырех-пяти задач, каждой из них соответствует определенная часть курсовой работы.

При разработке задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире цели. Цель достигается через решение задач, а потому каждая поставленная задача должна в своем решении продвигать исследование к цели и в сумме своей соответствовать ей.

Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – это теория, учение или концепция, определяющая характер исследования. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель.

Предмет исследования – эта та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, а затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью.  

Методы исследования – это те способы, приёмы, которыми вы будете пользоваться при написании своей курсовой работы. Методы исследования определяются конкретно поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет об изучении теории вопроса, то нужны теоретические методы, например, критический, системный и другие виды анализа, обобщение, сравнение, моделирование и т. д. Если же речь идет о практике, то нужны методы наблюдения, изучения документации, различные виды опросов и т. д., это есть эмпирические методы.

Во Введении также обобщенно указывается теоретико-методологическая основа исследования, то есть, на каком материале выполнен курсовой проект (труды ведущих специалистов, научные публикации и монографии российских ученых, практиков, законы РФ, статистические данные и материалы социологических исследований и т. д.), структура курсового проекта. 

Объем введения – примерно 1/10 часть всего объема работы, то есть конкретного текста курсового проекта (2-3 страницы). Место Введения – оно располагается сразу за Содержанием перед Основной частью.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть – это условное название описания всего исследования, то есть содержательной части курсового проекта. Здесь все должно быть подчинено достижению поставленной цели по преобразованию предмета исследования выбранными вами методами. Все, что спроектировано и описано во Введении, здесь начинает «работать».

Слова «Основная часть» не вносится ни в один заголовок, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Названия всех разделов и подразделов строятся содержательно, отражая идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание пишущего и читающего на конкретную идею, конкретный материал.

Для написания Основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрывать. Любой план письменного текста состоит из разделов и подразделов. Их количество зависит от темы, по которой выполняется работа, объема материала и характера текста. Общее требование состоит в соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания.

В конце каждого пункта (раздела и подраздела) должны быть сделаны выводы, выступающие логической выжимкой рассмотренного материала; в тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Материал должен сопровождаться примерами. Если используются цитаты, то они обязательно должны иметь ссылку на автора (в конце предложения, абзаца).

В Основной части работы необходим всесторонний анализ предмета исследования и должен быть высказан свой взгляд на проблему. Автор должен продемонстрировать свое понимание темы и особое внимание уделить практическому решению изучаемой проблемы.

В тексте обязательно должны присутствовать таблицы, рисунки, схемы, графики, отражающие результаты анализа.

Основная часть состоит из трех разделов.

1. Методологический раздел имеет теоретический характер.

В этом разделе необходимо:

– определить сущность исследуемого вопроса, то есть установить, в чем состоит главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности системы управления персоналом организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;

– определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;

– дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных статьях, материалах научных конференций и т.д.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном библиографическом списке;

– охарактеризовать опыт (как положительный, так и отрицательный), накопленный в нашей стране и за рубежом, по осуществлению организационного, экономического, правового механизма решения проблемы.

При разработке данного и последующих разделов курсового проекта следует иметь в виду, что материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях, учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины.

2. Аналитический раздел курсового проекта строится в основном на эмпирическом материале.

В первом подразделе автору необходимо охарактеризовать объект исследования – конкретное предприятие, указав его наименование, организационно-правовую форму, привести краткий очерк истории предприятия, вид деятельности, организационную структуру (графическое изображение), место расположения, структуру филиалов. Следует проанализировать основные организационно-экономические показатели функционирования предприятия за период не менее 3 лет (динамика прибыли, торгового оборота, объема продаж и другие), выявив общие тенденции развития объекта исследования.

Второй подраздел должен носить аналитический характер. На основе избранных методик анализа необходимо провести исследование состояния проблемы, поставленной в курсовом проекте. Студент должен показать свою готовность к анализу конкретного направления деятельности предприятия или его служб (по избранной проблеме). Материалами для анализа могут быть:

- статистические данные, заимствованные из литературы, Интернет-источников;

- целевые кадровые программы организаций;

- годовые отчеты по персоналу;

- статистическая социальная и экономическая отчетность предприятия;

- материалы социологического исследования, проведенного студентом (анкетный опрос, интервью, социометрическое обследование, наблюдение, контент-анализ и т. д.)

- материалы психологического тестирования персонала предприятия и др.

Инструментом анализа внутренней и внешней среды организации является SWOT-анализ. Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа

  возможности угрозы
сильные стороны    
слабые стороны    

 

В процессе выполнения SWOT-анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 3-6.

 

Таблица 3 – Матрица возможностей

Вероятность

использования

возможностей

Влияние

сильное умеренное малое
высокая ВС ВУ ВМ
средняя СС СУ СМ
низкая НС НУ НМ

Таблица 4 – Матрица угроз

Вероятность

использования

возможностей

Влияние

разрушение критическое состояние тяжелое состояние легкие ушибы
высокая ВР ВК ВТ ВЛ
средняя СР СК СТ СЛ
низкая НР НК НТ НЛ

Таблица 5 – Составление профиля среды

Фактор среды важность для отрасли A влияние на организацию B направление влияния C степень важности D=A*B*C
1 2 3 …        

 

Таблица 6 – Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа

 

  Показатели внешней среды Показатели непосредственного окружения Показатели внутренней среды компании
Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции. Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа иностранных предпринимателей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Правовые факторы - законы и другие нормативные акты, действенность правовой системы. Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. Потребители - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение потребителей. Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком. Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон Рынок рабочей силы Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы Организация управления Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки Финансы фирмы Маркетинг Организационная культура

 

Для каждого из рассматриваемых положений нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на систему управления персоналом) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее.

Результатами анализа являются выявленные тенденции развития объекта исследования и основные проблемы, подлежащие решению. Этот раздел служит технико-экономическим обоснованием последующих разработок.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.