Тема 3. Происхождение и ранние формы религиозной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция (для очной формы).

Проблема происхождения религии. Теологический и научные подходы. Теория прамонотеизма. Данные науки о первых верованиях.

Особенности мифологического сознания. Этимология слов «миф» и «мифология». Современные подходы к пониманию мифа. Миф – сказка – легенда. Мифология и религия. Миф и поэзия. Проблема реконструкции древних мифов. Сравнительная или параллельная мифология. Общие темы и мотивы в мифах народов мира, различные подходы к объяснению этого феномена. Понятия «архетип» и «мифологема». Структура и «язык» мифа. «Мифическое время». Цикличность мифа.

Первобытное сознание – мифологическое сознание – «язык» мифа. Невыделенность древнего человека из окружающей природы и социальной среды, партиципально-интуитивный и конкретно-чувственный, эмоциональный характер постижения мира. Отождествление образа с реальной действительностью, «вера, переживаемая как действительность». Пралогический, мистический характер первобытного мышления. Образность, метафоричность мифа. Бессознательно-художественный характер мифотворчества, коллективные представления как фундамент мифа. Синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм мифа. Миф как особая форма общественного сознания, мировоззрения, способ постижения окружающей действительности. Основные функции мифа: гносеологическая, моделирующая, этиологическая, регулятивная.

Магия. Этимология понятия. «Магическое мышление», закон «подобия» и закон «контакта» Дж.Фрезера. Классификация магических обрядов. Магия в современной культуре.

Анимизм. Вера в душу, духов, богов. Этимология понятия. Анимизм и аниматизм. Э.Тайлор об анимизме. Анимизм в мировых религиях.

Тотемизм и фетишизм. Тотемизм как вера в кровнородственную связь животного или растения и племени (рода). Отголоски тотемизма в современных религиях и современной культуре.

Шаманизм. Языческие религии древних народов.

Практическое групповое занятие (для очной формы):

Вопросы для подготовки:

1. Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религий. (Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм – дайте определение).

2. Миф и мифологическое сознание.

3. Как ранние формы религии отражаются в современной культуре?

4. Назовите два закона «магического мышления» по Дж. Фрезеру и приведите примеры магических ритуалов.

5. Каковы подходы к трактовке палеолитической живописи в историографии.

6. Что такое политеизм.

7. Структура религии.

Задание (для очной и заочной формы):

Анализ одной из политеистических религиозно-мифологических систем древних цивилизаций (древнеегипетская, крито-микенская, древнегреческая, древнеримская, этрусская, шумерская, ассирийская, древнекитайская, восточнославянская, кельтская, древнескандинавская, майя, ацтеков, индейцев Северной Америки древнетюркская, древнефинно-угорская и т.д.) по следующему плану:

1. Характеристика избранной культуры и религии.

2. Пантеон богов.

3. Основные циклы мифов.

4. Представления о жизни, смерти, загробном мире.

5. Праздники, обряды, культовая практика (погребальный культ).

6. Храмы, иконография богов, отражение мифологических представлений в искусстве.

7. Жречество или иные служители культа.

8. Отражение верований данной культуры в культуре последующего времени.

Форма отчетности:

Выступление с сообщением на семинарском занятии. Работа выполняется в письменном или печатном виде, строго по плану, объем – не более 5 страниц. В конце указываются источники информации.

В том числе в интерактивной форме (для очной формы):

Форма проведения:

разбор конкретных ситуаций – магических обрядов, суеверий, изобразительного материала, анализ артефактов.

Тема 4. Национальные религии мира. (Религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм. Религии Китая: даосизм и конфуцианство. Зороастризм.)

Лекция (для очной и заочной формы).

Основные вехи истории индуизма. Ведический, брахманистский и современный индуизм. Вторжение ариев на Индостан в 1500 г. до н.э. Истоки индуизма. Священные предания индуизма. Повествования об Индре, Варуне и Брахме в «Ригведе». Возникновение мира. Существование и гибель Вселенной. Священные Писания индуизма. Веды, Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Индуистская тримурти – Брахма, Вишну и Шива и их значение в вероучении индусов. Почитание Брахмы как Божества созидания. Божественная пара Брахма-Сарасвати. Вахана Брахмы. Аватары Вишну и их роль в развитии идеологии индуизма. Божественная пара Вишну-Парвати. Ипостаси Шивы. Символика и философское осмысление культа Шивы. Кришна как один из аватар Вишну. Современный кришнаизм. Кришнаизм в России. Структура индуистского пантеона: божества Ганеша, Хануман, их божественные свойства и особенности культа. Почитание Богини-Матери и ее ипостаси: Дурга, Лакшми и Кали. Концепция женской энергии шакти и культура тантрического индуизма. Жертвоприношения культа Кали. Мантры в тантрическом индуизме.

Концепция кармы, идея освобождения души («мокша»). Аксиология индуизма: дхарма, артха и кама. Учение о человеке в индуизме. Брахман и Атман. Понятие души («джива») и его использование в религиозно-философской практике.

Религиозно-эпические эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата». Персонажи и место в культуре индуизма. Предания о царевиче Раме. Религиозно-философская культура Упанишад и возникновение философских школ в Индии.

Традиции богопочитания. Устройство храма и храмовые богослужения. Домашние религиозные обряды. Пуджа и семейный алтарь. Обряды омовений и священной нити. Правила обращения со статуей Божества («мурти») в индуизме. Понятие джати и социальные проявления кастовой системы. Семейные ритуалы и церемонии. Четыре этапа жизни в индуизме: рахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньясин. Сватовство и бракосочетание. Роль женщины в семейной и общественной жизни. Ритуальная чистота, непорочность и осквернение. Ритуалы кремации. Святые места в индуизме. Паломничество («ятра») и его правила. Омовение в Ганге. Священные реки и священные города Индии. Индуистские праздники. Праздники Дивали, Дашера, Холи. Индуизм в XVIII-XX вв. Выдающиеся бхакти: Ром Махан Рой, Вивекананда, Рамакришна и М.К. Ганди. Современное состояние индуизма.

Джайнизм. Жизнь основателя джайнизма – Махавиры. Образ тиртханкары - пророка и идея непрерывности учения джайнов. Священные книги джайнизма. Основы вероучения джайнов. Этика джайнизма. Концепция триратны, или «трех драгоценностей». Совершенное восприятие, или правильная вера. Правильное познание. Праведная жизнь. Две секты джайнов – дигамбары и шветамбары: отличия и виды аскетической практики. Джайнское общество.

Сикхизм. История сикхизма. Жизнь Гуру Нанака. Десять Гуру. Сикхизм времен десяти гуру: XVI-XVIII вв. Сикхизм в независимой Индии. Устройство сикхского святилища («гурудвара»). Золотой храм сикхизма. Сикхский календарь и праздники. Праздники Байсакхи (Новый год), Магхи, Хола-Мохалла. Святыни сикхизма. Места в штате Пенджаб, связанные с жизнью выдающихся сикхских гуру. Жизнь сикхской общины. Сикхское вероучение. Пять «К» сикхизма. Сикхская священная книга «Гуру Грантх Сахиб». Сикхская священная музыка.

Даосизм. Предания Китая и формирование Срединного государства. Государственные религии Китая ("сань цзяо") и их роль в жизни государства. Императорский период в истории Китая (221 г. до н.э.-1911 г.) и его особенности. Религиозные основания представлений об универсальной монархии и роли императора. Жизнь и деятельность учителя Лао-цзы и возникновение даосизма. Философский даосизм. Категория дао и ее ипостаси в китайском мышлении. Принцип неделания ("увэй") как основа вероучительной практики. Жизнь учителя Чжуан-цзы и одноименный трактат в истории китайской культуры. Парадоксы и апории Чжуан-цзы. Священные книги даосизма. Трактат "Дао дэ цзин". Народная религия в Китае. Демонология и представления о рае. Религиозный даосизм. Представления о человеке. Конечность человеческого бытия и проблема продления жизни в китайской культуре. Китайская медицина и геомантия. Тело и ум в культуре даосов. Аскетическая практика в даосизме. Институт монашества в даосизме и формы. Священные места и символы даосизма. Священные деревья. Выражение вероучительных идей даосизма и конфуцианства в китайской лирике и историографии.

Конфуцианство. Жизнь и деятельность учителя Кун-цзы (Конфуция). Деятельность учеников Конфуция и рост влияния конфуцианства в китайской культуре. "Пять канонов" конфуцианства. Учение Конфуция. Принципы конфуцианской этики и морали. Идеология конфуцианского образа личности. "Совершенный муж" (цзюнь-цзы). Почитание предков. Конфуцианский гуманизм. Категория "жэнь" (гуманность) и его роль в развитии китайской культуры. Категории долга ("и"). Формула "кэ цзи фу ли" ("преодолей себя, свое корыстолюбие и вернись к нормам гармоничных человеческих отношений") как константа общественных отношений. Трактаты "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), "Чжун юн" ("О срединном и неизменном"), "Мэн-цзы" и концепция конфуцианства. Понятие "ли" - надлежащие нормы поведения. Святыни и символы конфуцианства. Традиции конфуцианства в культуре императорского Китае. Формирование официальной идеологии под влияния учения Конфуция. Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.). Неоконфуцианство и современные формы традиционной религии в Китае.

Зороастризм. Древние иранцы и их верования. Пророк Заратуштра и его учение. Зороастризм в государствах Древнего Ирана и Средневековье. Современное состояние зороастризма. Зороастрийская этика. Обряды и праздники. Парсизм.

Синто. История формирования синто. Синкретизм синто. Культовые сооружения и практика. Культ Аматэрасу. Повседневные обряды синто. Святилища и праздники синтоизма. Устройство святилища в синто. Религиозные действа в синто. Культура паломничества. Современное состояние синто.

Практическое групповое занятие (для очной и заочной формы):

Вопросы для подготовки:

Чем отличаются национальные религии от мировых?

Задания: Просмотр и обсуждение фильмов о национальной религии синто в Японии.

Вопросы к фильму «Сакральная Япония: Загадки Красного дракона» («Неизвестная планета», 2005г.):

  • Кто такая Аматэрасу?
  • Какую роль в культуре японцев играют зеркало, меч и яшмовое ожерелье?
  • Каких японских богов и духов вы можете назвать?
  • С каким мифом связан главный символ синтоизма – ворота тории?
  • Как японская религия связана с природой?
  • Кто такие ками?
  • Каковы формы культовой практики в синтоизме?

Вопросы к фильму «Сны» Акиры Куросава (реж. А.Куросава, 1990):

· Какие черты религии и мировоззрения  японцев отразились в фильме?

· Какова роль лисицы в древней мифологии японцев?

· Какие особенности японского жилища, национальных праздников, японского театра отражены в фильме?

· Как вы объясните эти хокку:

*** Юным вельможей Оборотилась лисица... Весенний вечер.   *** Вот из ящика вышли. Разве ваши лица могла я забыть? Пора праздничных кукол…

Сравните фильмы и ответьте на вопросы:

ü Что за танец исполняли жрец и жрица храма («Загадки Красного дракона») и ожившие куклы («Персиковый сад»)?

ü Что символизировал звук бамбуковых флейт?

В том числе в интерактивной форме (для очной формы):

Форма проведения:

Просмотр и обсуждение фильмов.

 

Тема 5. Буддизм.  (Основные положения буддизма. Национальные варианты буддизма: чань и дзен буддизм, ламаизм).

Лекция (для очной и заочной формы).

Жизнь Будды-Гаутамы, принца из рода Шакья. Историко-культурные предпосылки возникновения буддизма. Священные места в Индии и символы, связанные с жизнью Будды. Распространение буддизма в IV в. до н.э.-IX в. н.э.

Основы буддийского вероучения. Колесо дхармы и Восьмеричный путь к просветлению. Концепция нирваны. Буддистская космология.

Институт монашества в буддизме. Мужские и женские монастыри. «Четыре благородных истины» и «Десять рецептов» монаха. Место буддистской медитации в концепции достижения нирваны. Священные буддийские книги и тексты. Моральные ценности буддизма. Праздники и церемонии в буддизме.

Две концепции буддизма – Махаяна («большая колесница») и Тхеравада, или Хинаяна (южный буддизм). Отличия и исторические формы. Ваджраяна (алмазная колесница).

Особенности китайского и японского буддизма. Школы китайского буддизма. Расцвет буддизма в Китае в эпоху династии Тан (618-907 гг.). Школы японского буддизма. Школа «чистой земли». Дзен-буддизм и его концепция. Эстетика и тексты дзен. «Дзенские искусства».

Тибетский буддизм (Ламаизм) и его концепция. Мандалы, мудры, мантры. Фигура далай-ламы и его роль в истории Тибета.

Практическое групповое занятие (для очной формы):

Вопросы для подготовки:

  1. Четыре «святых истины» буддизма? Что такое «восьмеричный путь», «нирвана», «карма»?
  2. Чем отличаются направления буддизма: «тхервада» (или «хинаяна»), «махаяна», «ваджраяна»?
  3. В чем особенности национальных вариантов буддизма: «дзэн-буддизм», «чань-буддизм», «ламаизм»?
  4. Что такое «дзэнские искусства» в Японии?
  5. Буддизм в России (Бурятия, Тува, Калмыкия), и его особенности.
  6. Буддизм в Тибете. Культура ламаизма. Схема буддийского святилища (карта-схема).

Задание: просмотр и обсуждение фильма.

Вопросы к фильму «Маленький Будда» (1990 г., реж. Б. Бертолуччи):

(Действия фильма известного итальянского режиссера Б.Бертолуччи «Маленький Будда» разворачиваются в двух временных пластах – современном и в 5-6 веках до н.э. тибетский (ламаистский) монастырь. Лама Норбу получает известие о том, что найден мальчик, в которого переродился его умерший учитель лама Доджи. Мальчик живет в США и лама Норбу отправляется туда. Монахи дарят мальчику Джесси книгу о жизни Будды. Книга раскрывается и…оживает.)

  • Какие чудеса сопровождали рождение и жизнь Будды?
  • Какие встречи повлияли на кардинальное изменение его мировоззрения и заставили уйти из дворца?
  • Какими путями Сиддхаратха шел к просветлению?
  • В каких «канонических» позах Сиддхартха «застывает» по ходу фильма?
  • Какими фразами в фильме определено отношение буддистов к смерти?

(В конце фильма оказывается, что еще два ребенка претендуют на «душу» ламы Доджи. Прошлое и настоящее переплетаются и дети «видят» просветление Будды. В тибетском монастыре проводят испытания детей и выносят вердикт, кто же из них троих является перерождением ламы Доджи. Лама Норбу, выполнив свой долг, уходит…)

В том числе в интерактивной форме (для очной формы):

Форма проведения:

Просмотр и обсуждение фильма.

 

Тема 6. Иудаизм.

Лекция (для очной формы).

Особенности библейского повествования о творении мира. Грехопадение прародителя Адама и его последствия. Учение о происхождении мира и человека через творение (креативизм) и его сравнение с языческими религиями. Идея бессмертия в Ветхом Завете. История еврейского народа. Патриархальный период: патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Исход иудеев из Египта в землю обетованную. Двенадцать колен Израиля. Завет Авраама с Богом.

Понятие «избранного народа». Моноэтнический характер иудаизма. Понятие прозелитизма. Традиции ритуала обрезания.

Период Первого Храма. Развитие религиозной культуры Израиля в период правления Давида и Соломона. Возвращение евреев из вавилонского плена. Период Второго храма.

Священные книги иудаизма: Тора, Невиим («Пророки»), Ктувим («Писания»), Мишна, Талмуд. Пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль. Чудеса в Священном Писании иудеев: их характер и целесообразность.

Особенности еврейского монотеизма. Почитание имени Бога.

Учение Торы о нравственной жизни человека. «Десять заповедей»: их содержание и значение.

Богослужебные особенности иудаизма. Устройство синагоги. Чтение Торы. Иврит как язык молитвы. Музыка в религиозных обрядах. Общественная и домашняя молитва. Предметы, связанные с домашним ритуалом.

Вопросы жизни и смерти в иудаизме. Ценность человеческой жизни. Традиции института брака.

Традиции субботы. Народные традиции. Священные растения и источники. Традиции иудейской Пасхи. Священные одежды (талит и тфилин). Домашнее и духовное образование в иудаизме. Институт раввината и его историческое значение. Современная жизнь еврейской общины и роль раввина в ней.

Мистический иудаизм. Каббала. Книга «Зогар» и ее особенности.

Распорядок религиозного года в иудаизме – праздники и посты. Праздники Ханука, Пурим, Пэсах, Йом-Киппур, Суккот и Шавуот.

Современное состояние иудаизма. Холокост (Шоа). Краткая история государства Израиль и арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке.

 

Тема 7. Христианство. (Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. История православия и православной культуры Византии и России).

Лекция (для очной и заочной формы).

Возникновения христианства. Личность Иисуса Христа (мифологическая и историческая школы в науке). Распространение христианства в I-IV вв. Ранняя история христианской Церкви.

Деление христианской религии на католицизм и православие в 1054 г. Отделение протестантизма в 1519 г.

Христианское учение о нравственном достоинстве человека. Смысл и значение учения об искуплении. Учение о спасении человека.

Священные книги христианства. Понятие Нового Завета (Евангелия, Деяния апостолов). Святыни христианства: чудотворные иконы, святые источники и места.

Христианская Церковь и ее устройство. Иерархия в Церкви. Институт монашества в христианстве. Крупнейшие монастыри в России и их краткая история.

Таинства христианской Церкви и их значение в бытии человека. Таинства крещения, миропомазания и священства. Брак в христианстве. Таинство венчания. Значение воскресного дня и практика его проведения. Особенности христианского богослужения. Молитва и ее формы. Распорядок религиозного года в христианстве – праздники и посты. Христианская Пасха и ее отличие от иудейской, Рождество Христа, Богоявление (Крещение), Троица (Пятидесятница) и др. Особенности Великого Поста.

Христианский храм и историко-догматическая интерпретация его символики. Виды храмов в Византии, в России, протестантская кирха и католический костел. Почитание иконы и ее эстетика. Значение Креста в истории и бытии христианской культуры. Виды креста и его употребление.

Католические ордена и их роль в развитии европейской культуры.

Деятельность М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли и возникновение протестантизма. Вероучительное кредо протестантизма и его отличия от католицизма.

Современное состояние христианства. Сферы влияния католицизма, православия и протестантизма в мире.

История православия и православной культуры Византии и России.

Принятие христианства на Руси в 988 г. и краткий обзор основных вех его истории. Старообрядчество и его основные толки. Современный диалог православия и старообрядчества в России.

Практическое групповое занятие (для очной формы):

Вопросы для подготовки:

Состав Библии.

Основные библейские сюжеты.

Задание: подготовить творческий проект- презентацию «Ветхозаветные и новозаветные образы и сюжеты в изобразительном искусстве России и Европы». Выбрать несколько (2-3) произведений искусства, принадлежащих разным историко-культурным эпохам, на один из сюжетов из Библии и проанализировать, используя тексты Ветхого и Нового Заветов. Анализ должен быть религиоведческим, с основой на религиозные тексты. Необходимо отразить в презентации, как различные авторы в разные эпохи трактуют один и тот же христианский сюжет и образ.

Основные сюжеты:

1. Адам и Ева.

2. Грехопадение.

3. Всемирный потоп.

4. Вавилонская башня.

5. Жертвоприношение Авраама.

6. Юдифь.

7. Медный змей.

8. Избиение младенцев.

9. Благовещение.

10. Поклонение волхвов.

11. Рождество Христа.

12. Святое семейство.

13. Бегство в Египет.

14. Крещение Господне.

15. Брак в Кане Галилейской.

16. Искушение Христа.

17. Динарий кесаря.

18. Христос и грешница.

19. Молитва в Гефсиманском саду.

20. Тайная вечеря.

21. Страсти Христовы.

22. Поцелуй Иуды.

23. Суд Пилата.

24. Крестный путь.

25. Распятие Христово.

26. Снятие с креста, Христос во гробе.

27. Пьета – оплакивание Христа.

28. Апокалипсис. Страшный суд.

В том числе в интерактивной форме (для очной формы):

Форма проведения:

метод творческих проектов – создание авторской презентации, групповое обсуждение.

 

Тема 8. Ислам. (История ислама и специфика исламской культуры. Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями).

Лекция (для очной и заочной формы).

Жизнеописание пророка Мухаммада и начала формирования исламской культуры. Культура языческой Аравии до откровения пророка Мухаммада. Утверждение ислама в Аравии при жизни пророка. Ближайшие последователи Мухаммада. Переселение Мухаммада из Мекки в Медину. Лунный мусульманский календарь. Завоевательные войны преемников Мухаммада (халифов) и распространение ислама. Расцвет исламских государств в Африке, Азии и Испании в средние века. Исламские основания средневековой арабской культуры: поэзия, философия, литература.

Священные книги ислама. Коран, хадисы, Сунна. Арабский язык – священный язык ислама. Коран как источник классического арабского языка. Искусство каллиграфии.

Пять столпов ислама. Шахада или свидетельство веры. Молитва («салят») в исламе. Время и условия совершения молитвы. Правила и места омовения. Закят, или религиозный налог. Правила шариата, определяющие меру закята. Исламский пост («саум») в месяц рамадан и его особенности. Хадж, или паломничество в Мекку. Содержание, время совершения и историческая символика хаджа.

Вероучение ислама. Представления о Судном дне. Мусульманский рай («Джанна») и ад («Джаханнам»). Ангелология в исламе: ангелы и джины.

Развитие основных течений ислама. Шииты, сунниты и хариджиты.

Святость человеческой жизни. Этика ислама и обряды жизненного цикла: рождение, обрезание, похороны и поминовение усопших.

Праздники и памятные дни в исламе. Праздники Ид Аль-Фитр, Ид аль-Адха, Лейлят аль-Исра валь-Мирадж (Ночь Вознесения), Лейлят аль-Баррат (Ночь Благословения). Места поклонения Всевышнему в исламе. Мечеть. Функции общественной молитвы. Архитектура и внутренне убранство мечети.

Современное состояние ислама. Государства Азии и Ближнего Востока с государственной исламской религией.

Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями. История распространения ислама в регионах России. История ислама в Татарстане и диалог с христианством. Муфтият Татарстана и его структура, его деятельность, богослужебная практика и традиции.

Практическое групповое занятие (для очной формы):

Вопросы для подготовки:

Основные положения и столпы веры в исламе.

Исламская культура в странах Ближнего Востока и Азии. (Поэзия, наука, архитектура)

Законы шариата и их роль в структуре жизни современного исламского общества. (Исламская этика. Институт семьи и брака. Права и положение женщины в исламском обществе).

Культура мистического ислама. Суфизм: его история, традиции, поэзия.

Основные этапы становления религиозных конфессий на территории Среднего Поволжья.

Что в вашем понимании «традиционный ислам в Татарстане»?

Мечеть: функции, символика, архитектура и внутренне убранство.

Задание: виртуальная экскурсия (презентация) по мечетям города Казани, России, мира. Каждый студент выбирает один объект показа и краткую информацию по нему.

В том числе в интерактивной форме (для очной формы):

Форма проведения:

метод творческих проектов – создание авторской презентации, групповое обсуждение;

экскурсия в Мечеть «Кул Шариф» и Музей исламской культуры (Музей-заповедник «Казанский Кремль»).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 962.