МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
КАФЕДРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА,
ЖИВОПИСИ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
«Утверждаю»
Проректор
по учебной работе
Р.Ш. Ахмадиева
«____» _____________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.1.Б.13 ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
по направлению подготовки квалификация | 53.03.04 | Искусство народного пения бакалавр |
профиль подготовки | Сольное народное пение |
Всего: | 72 | часа | 2 | зачетные единицы |
Казань
Рабочая программа дисциплины разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 2016 г.
Разработчик
Д.Ф.Файзуллина /_______________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры Монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения «_____»________ 20__г., протокол №____.
Председатель учебно-методической комиссии кафедры разработчика
Д.Ф. Файзуллина /______________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Заведующий кафедрой разработчика
А.Ю.Махинин /_________________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии выпускающей кафедры
____________________________________________________________
____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой
____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Декан факультета _____________________________________________
_____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История религий» изучается студентами направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» очной формы обучения на 3 курсе, заочной формы – на 3 курсе.
Цель изучения дисциплины – представить историю религий в контексте мировой культуры, дать целостное представление о многообразии религиозных конфессий, месте и роли религии в становлении культуры и искусства стран мира.
Содержание курса не преследует цель воспитания студентов ни в качестве приверженца атеизма, ни в духе какой-либо религии. В отличие от теологии данный курс не рассматривает религию как способ связи человека с потусторонним миром, а анализирует ее в качестве реально существующего социального явления, которое играет значительную роль в жизни современного общества и требует взвешенной оценки и изучения. Преподавание курса носит информационный, культурологический характер.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
сформировать у студентов представлений о специфике религии как духовного феномена, о функциях и происхождении религии, об исторических типах религий;
дать представление об истории становления и развития религиозных культов от древних до современных религий;
описать символические пласты религиозных учений и место религиозных символов в семиотике современной культуры,
дать целостное представление о взаимодействии эстетического и религиозного компонентов мировоззрения и художественной практики в истории культуры;
раскрыть этическое и нравственное содержание религиозных учений;
сформировать представление о научной, философской и религиозной картинах мира, особенностях функционирования их в современном обществе, многообразии форм религии, их эволюции;
дать представление об основных современных направлениях и формах межконфессионального и межрелигиозного диалога.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
Компетенция | Знания | Умения | Навыки |
ОК-5 | |||
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | историю возникновения и развития, основы вероучений и культовой практики основных религиозных конфессий мира (национальных и мировых религий); роль и значение религии в формировании человеческой культуры, место религии в истории и культуре различных стран мира | применять знания истории, особенностей вероучений и культовой практики мировых и национальных религий в анализе социокультурных феноменов и произведений искусства; ориентироваться в разнообразии конфессий и толерантно воспринимать конфессиональные различия, не оскорбляя чувства верующих; владеть навыками ведения мировоззренческого диалога, умением выстраивать межличностные отношения с религиозными и нерелигиозными людьми на основе уважения и понимания. | работы с религиоведческой литературой и пользования понятийно-категориальным аппаратом истории религии и современными методами изучения религиозной культуры, применять категориально-понятийный аппарат при анализе религиозных феноменов |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Код дисциплины | Дисциплины |
Предшествующие | |
Б1.В.ДВ.2.2 | Музыкальное искусство Поволжья |
Сопутствующие (формирующие те же компетенции) | |
Последующие | |
Б1.В.ДВ.1.1 | Этнография |
Б1.В.ДВ.1.2 | Этническая культура Татарстана |
Б1.В.ДВ.3.1 | Музыкальный фольклор народов России |
Б1.В.ДВ.3.2 | Музыкальный фольклор народов мира |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Общий объем дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Для очной формы обучения:
№ |
П/п
Раздел
дисциплины,
Тема
Семестр
Виды занятий, включая самостоятельную работу
студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успевае-мости
(по темам или разделам)
Форма промежу-точной аттестации (по семестрам)
Все-го часов
Контактная работа
Самостоятельная работа студента
Лек-ции
Практические занятия
В т.ч. в интер
активной форме
Итого часов по курсу:
Для заочной формы обучения:
№ П/п |
Раздел дисциплины, Тема |
Семестр | Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам или разделам) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Все-го часов | Контактная работа | Самостоятельная работа студента | ||||||||
Лек-ции | Практические занятия | В т.ч. в интер активной форме | ||||||||
Групповые | Лабораторные (мелкогрупповые) занятия | Индивидуальные занятия | ||||||||
1. | Тема 1. Введение. Современная религиозная ситуация в мире и РТ. | 5 | 7 | 1 | 1 | 6 | Конспект, тест | |||
2. | Тема 2. Религия как феномен культуры. Типология религий. Структура и функции религии. Основные понятия курса. | 5 | 7 | 1 | 1 | 6 | Конспект, тест | |||
3. | Тема 3. Происхождение религии и ранние формы религиозной культуры. | 5 | 6 | 6 | п/р 1 «Политеистические религии древних народов» | |||||
4. | Тема 4. Национальные религии мира. (Религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм. Религии Китая: даосизм и конфуцианство. Зороастризм. Синто) | 5 | 10 | 2 | 2 | 2 | 6 | Письменные ответы на вопросы «Синто в Японии: по фильму «Загадки красного дракона» | ||
5. | Тема 5. Буддизм. (Основные положения буддизма. Национальные варианты буддизма: чань и дзен буддизм, ламаизм.) | 5 | 8 | 2 | 6 | Письменные ответы на вопросы по фильму «Маленький Будда» | ||||
6 | Тема 6. Иудаизм. | 5 | 6 | 6 | Конспект тест | |||||
7 | Тема 7. Христианство. (Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. История православия и православной культуры Византии и России.) | 5 | 8 | 2 | 6 | Презентация «Библейские сюжеты в живописи» | ||||
89 | Тема 8. Ислам. (История ислама и специфика исламской культуры. Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями) | 5 | 8 | 2 | 6 | Презентация «Мечети мира, России, Казани» | ||||
9 | Тема 9. Религии в современном мире. (Мистика и эзотерика в истории и современности. «Новые религии» конца 19 – 20 веков. Распространенность на территории России и РТ. История свободомыслия и атеизма. Межконфессиональный диалог в современном мире.) | 5 | 8 | 2 | 2 | 6 | П/р 2 «Новые нетрадиционные религии» | |||
4 | 4 | Зачет | ||||||||
Итого часов по курсу: | 72 | 10 | 4 | 6 | 54(+4) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНОМ
Тема 2. Религия как феномен культуры. Типология религий. Структура и функции религии. Основные понятия курса.
Лекция (для очной и заочной формы).
Этимология термина «религия» и основные подходы к определению понятия религии. Структура религии (религиозное сознание, культ, организация). Сущность религиозной веры. Функции религии в обществе. Религия и культура.
Тема 6. Иудаизм.
Лекция (для очной формы).
Особенности библейского повествования о творении мира. Грехопадение прародителя Адама и его последствия. Учение о происхождении мира и человека через творение (креативизм) и его сравнение с языческими религиями. Идея бессмертия в Ветхом Завете. История еврейского народа. Патриархальный период: патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Исход иудеев из Египта в землю обетованную. Двенадцать колен Израиля. Завет Авраама с Богом.
Понятие «избранного народа». Моноэтнический характер иудаизма. Понятие прозелитизма. Традиции ритуала обрезания.
Период Первого Храма. Развитие религиозной культуры Израиля в период правления Давида и Соломона. Возвращение евреев из вавилонского плена. Период Второго храма.
Священные книги иудаизма: Тора, Невиим («Пророки»), Ктувим («Писания»), Мишна, Талмуд. Пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль. Чудеса в Священном Писании иудеев: их характер и целесообразность.
Особенности еврейского монотеизма. Почитание имени Бога.
Учение Торы о нравственной жизни человека. «Десять заповедей»: их содержание и значение.
Богослужебные особенности иудаизма. Устройство синагоги. Чтение Торы. Иврит как язык молитвы. Музыка в религиозных обрядах. Общественная и домашняя молитва. Предметы, связанные с домашним ритуалом.
Вопросы жизни и смерти в иудаизме. Ценность человеческой жизни. Традиции института брака.
Традиции субботы. Народные традиции. Священные растения и источники. Традиции иудейской Пасхи. Священные одежды (талит и тфилин). Домашнее и духовное образование в иудаизме. Институт раввината и его историческое значение. Современная жизнь еврейской общины и роль раввина в ней.
Мистический иудаизм. Каббала. Книга «Зогар» и ее особенности.
Распорядок религиозного года в иудаизме – праздники и посты. Праздники Ханука, Пурим, Пэсах, Йом-Киппур, Суккот и Шавуот.
Современное состояние иудаизма. Холокост (Шоа). Краткая история государства Израиль и арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке.
Тема 7. Христианство. (Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. История православия и православной культуры Византии и России).
Лекция (для очной и заочной формы).
Возникновения христианства. Личность Иисуса Христа (мифологическая и историческая школы в науке). Распространение христианства в I-IV вв. Ранняя история христианской Церкви.
Деление христианской религии на католицизм и православие в 1054 г. Отделение протестантизма в 1519 г.
Христианское учение о нравственном достоинстве человека. Смысл и значение учения об искуплении. Учение о спасении человека.
Священные книги христианства. Понятие Нового Завета (Евангелия, Деяния апостолов). Святыни христианства: чудотворные иконы, святые источники и места.
Христианская Церковь и ее устройство. Иерархия в Церкви. Институт монашества в христианстве. Крупнейшие монастыри в России и их краткая история.
Таинства христианской Церкви и их значение в бытии человека. Таинства крещения, миропомазания и священства. Брак в христианстве. Таинство венчания. Значение воскресного дня и практика его проведения. Особенности христианского богослужения. Молитва и ее формы. Распорядок религиозного года в христианстве – праздники и посты. Христианская Пасха и ее отличие от иудейской, Рождество Христа, Богоявление (Крещение), Троица (Пятидесятница) и др. Особенности Великого Поста.
Христианский храм и историко-догматическая интерпретация его символики. Виды храмов в Византии, в России, протестантская кирха и католический костел. Почитание иконы и ее эстетика. Значение Креста в истории и бытии христианской культуры. Виды креста и его употребление.
Католические ордена и их роль в развитии европейской культуры.
Деятельность М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли и возникновение протестантизма. Вероучительное кредо протестантизма и его отличия от католицизма.
Современное состояние христианства. Сферы влияния католицизма, православия и протестантизма в мире.
История православия и православной культуры Византии и России.
Принятие христианства на Руси в 988 г. и краткий обзор основных вех его истории. Старообрядчество и его основные толки. Современный диалог православия и старообрядчества в России.
Практическое групповое занятие (для очной формы):
Вопросы для подготовки:
Состав Библии.
Основные библейские сюжеты.
Задание: подготовить творческий проект- презентацию «Ветхозаветные и новозаветные образы и сюжеты в изобразительном искусстве России и Европы». Выбрать несколько (2-3) произведений искусства, принадлежащих разным историко-культурным эпохам, на один из сюжетов из Библии и проанализировать, используя тексты Ветхого и Нового Заветов. Анализ должен быть религиоведческим, с основой на религиозные тексты. Необходимо отразить в презентации, как различные авторы в разные эпохи трактуют один и тот же христианский сюжет и образ.
Основные сюжеты:
1. Адам и Ева.
2. Грехопадение.
3. Всемирный потоп.
4. Вавилонская башня.
5. Жертвоприношение Авраама.
6. Юдифь.
7. Медный змей.
8. Избиение младенцев.
9. Благовещение.
10. Поклонение волхвов.
11. Рождество Христа.
12. Святое семейство.
13. Бегство в Египет.
14. Крещение Господне.
15. Брак в Кане Галилейской.
16. Искушение Христа.
17. Динарий кесаря.
18. Христос и грешница.
19. Молитва в Гефсиманском саду.
20. Тайная вечеря.
21. Страсти Христовы.
22. Поцелуй Иуды.
23. Суд Пилата.
24. Крестный путь.
25. Распятие Христово.
26. Снятие с креста, Христос во гробе.
27. Пьета – оплакивание Христа.
28. Апокалипсис. Страшный суд.
В том числе в интерактивной форме (для очной формы):
Форма проведения:
метод творческих проектов – создание авторской презентации, групповое обсуждение.
Тема 8. Ислам. (История ислама и специфика исламской культуры. Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями).
Лекция (для очной и заочной формы).
Жизнеописание пророка Мухаммада и начала формирования исламской культуры. Культура языческой Аравии до откровения пророка Мухаммада. Утверждение ислама в Аравии при жизни пророка. Ближайшие последователи Мухаммада. Переселение Мухаммада из Мекки в Медину. Лунный мусульманский календарь. Завоевательные войны преемников Мухаммада (халифов) и распространение ислама. Расцвет исламских государств в Африке, Азии и Испании в средние века. Исламские основания средневековой арабской культуры: поэзия, философия, литература.
Священные книги ислама. Коран, хадисы, Сунна. Арабский язык – священный язык ислама. Коран как источник классического арабского языка. Искусство каллиграфии.
Пять столпов ислама. Шахада или свидетельство веры. Молитва («салят») в исламе. Время и условия совершения молитвы. Правила и места омовения. Закят, или религиозный налог. Правила шариата, определяющие меру закята. Исламский пост («саум») в месяц рамадан и его особенности. Хадж, или паломничество в Мекку. Содержание, время совершения и историческая символика хаджа.
Вероучение ислама. Представления о Судном дне. Мусульманский рай («Джанна») и ад («Джаханнам»). Ангелология в исламе: ангелы и джины.
Развитие основных течений ислама. Шииты, сунниты и хариджиты.
Святость человеческой жизни. Этика ислама и обряды жизненного цикла: рождение, обрезание, похороны и поминовение усопших.
Праздники и памятные дни в исламе. Праздники Ид Аль-Фитр, Ид аль-Адха, Лейлят аль-Исра валь-Мирадж (Ночь Вознесения), Лейлят аль-Баррат (Ночь Благословения). Места поклонения Всевышнему в исламе. Мечеть. Функции общественной молитвы. Архитектура и внутренне убранство мечети.
Современное состояние ислама. Государства Азии и Ближнего Востока с государственной исламской религией.
Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями. История распространения ислама в регионах России. История ислама в Татарстане и диалог с христианством. Муфтият Татарстана и его структура, его деятельность, богослужебная практика и традиции.
Практическое групповое занятие (для очной формы):
Вопросы для подготовки:
Основные положения и столпы веры в исламе.
Исламская культура в странах Ближнего Востока и Азии. (Поэзия, наука, архитектура)
Законы шариата и их роль в структуре жизни современного исламского общества. (Исламская этика. Институт семьи и брака. Права и положение женщины в исламском обществе).
Культура мистического ислама. Суфизм: его история, традиции, поэзия.
Основные этапы становления религиозных конфессий на территории Среднего Поволжья.
Что в вашем понимании «традиционный ислам в Татарстане»?
Мечеть: функции, символика, архитектура и внутренне убранство.
Задание: виртуальная экскурсия (презентация) по мечетям города Казани, России, мира. Каждый студент выбирает один объект показа и краткую информацию по нему.
В том числе в интерактивной форме (для очной формы):
Форма проведения:
метод творческих проектов – создание авторской презентации, групповое обсуждение;
экскурсия в Мечеть «Кул Шариф» и Музей исламской культуры (Музей-заповедник «Казанский Кремль»).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа обучающихся включает в себя (для очной и заочной формы):
· чтение списка основной и дополнительной литературы;
· внеаудиторная подготовка студента к семинарским занятиям;
· написание письменной работы «Политеистические религии древних народов»;
· написание письменной работы «Синто в Японии» (по фильмам «Загадки красного дракона» и «Сны» Акиры Куросава);
· написание письменной работы «Жизнь Будды» (по фильму «Маленький Будда» Б. Бертолуччи);
· подготовка творческого проекта – презентации «Христианские сюжеты в изобразительном искусстве»;
· подготовка творческого проекта - презентации «Мечети мира, России, Казани»;
· подготовка к круглому столу и написание письменной работы «Современное нетрадиционное религиозное движение»;
· экскурсии по культовым сооружениям Казани;
· просмотр рекомендованных документальных и художественных фильмов.
Художественные и документальные фильмы для самостоятельного просмотра и анализа:
· Х/ф «Франциск» (1989, реж. Лилиана Кавани)
· Х/ф «Отходная молитва» (1987, реж. Майк Ходжис)
· Х/ф «Имя Розы» (1986, реж. Жан-Жак Анно)
· Х/ф «Последнее искушение Христа» (1988, реж. Мартин Скорсезе)
· Х/ф «Страсти Христовы» (2004, реж. Мэл Гибсон)
· Х/ф «Королева Марго» (1994, реж. Патрис Шеро)
· Х/ф «Код да Винчи» (2006, реж. Рон Ховард)
· Х/ф «Ангелы и демоны» (2009, реж. Рон Ховард)
· Х/ф «Остров» (2006, реж. Павел Лунгин)
· Х/ф «Андрей Рублев (Страсти по Андрею)» (1966, реж. А. Тарковский)
· Х/ф «Молчание» (2016, реж. М.Скорсезе)
· Х/ф «Семь лет в Тибете» (1997, реж. Жан-Жак Анно)
· Х/ф «Маленький Будда» (1990, реж. Б.Бертолуччи)
· Д/ф «Жизнь Будды» (2003 г., производство BBC, реж. Клайв Молтби)
· Д/ф «Тибетская книга мертвых: путь к жизни» (1994 г., реж. Барри МакЛин)
· Д/ф «Кояанискатси» («Koyaanisqatsi», 1982 г., реж. Годфри Реджио)
· Х/ф «Сны» (1990 , реж. Акира Куросава)
· Х/ф «Конфуций» (2010, реж. Ху Мэй)
· Х/ф «Моисей» (2014, реж. Р.Скотт)
· М/ф «Принц Египта» (1998г., реж. Бренда Чэпман, Стив Хикнер, Саймон Уэллс)
· Д/ф «Сакральная Япония: Загадки красного дракона» (2005 г., производство «Неизвестная планета»)
· «По соображениям совести» (2016г., реж. Мэл Гибсон)
· «Молчание» (2016г., реж.Мартин Скорсезе)
№ п/п | Виды работ | Количество баллов |
| Выступление на семинаре и написание письменной работы 1 «Политеистические религии древних народов» | 0-10 |
| Письменная работа «Синто в Японии» (по фильмам «Загадки красного дракона» и «Сны» Акиры Куросава) | 0-5 |
| Письменная работа «Жизнь Будды» (по фильму «Маленький Будда» Б. Бертолуччи) | 0-5 |
| Защита творческого проекта - презентации «Библейские сюжеты в живописи» | 0-10 |
| Защита творческого проекта - презентации «Мечети мира, России, Казани» | 0-10 |
| Выступление на круглом столе и письменной работы «Современные нетрадиционные религиозные движения» | 0-10 |
| Зачет (тест) | 0-50 |
ИТОГО | 0-100 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Перечень компетенций
Результаты обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Горохов, С. А. Религии народов мира: учеб. / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. - М.: КНОРУС, 2010. - 423 с. [Экземпляры: всего: 10 - ЧЗ(3), АБ(7)]
2. Ерина, Е.Б. История религий: учеб. / Е. Б. Ерина. - М. : РИОР ; М. : ИНФРА-М, 2011. - 175 с. - (Профессиональное образование). [Экземпляры: всего: 40 - ЧЗ(5), АБ (35)]
3. Религиоведение: учеб. / ред. М. М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2011. - 431 с. - Рекомендовано отделением по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию. [Экземпляры: всего: 20 - ЧЗ(3), АБ(17)]
4. Козловская, Н. В. История религии. Хрестоматия [Электронный ресурс]/ Н. В. Козловская - Минск: "Вышэйшая школа", 2012. - 288 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/136014/
5. Горелов, А. А. История мировых религий. [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Горелов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - 180 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83435/
6. Павловский, В. П. Религиоведение. [Электронный ресурс]: учебник / В. П. Павловский Н. Д. Эриашвили, А. В. Щеглов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 353 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/118658/
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Учебно-методическая и справочная литература:
Файзуллина Д.Ф. История религий: учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения / Д.Ф. Файзуллина, М.Н. Фасихова ; КГУКИ. - Казань, 2006. - 30 с. [Экземпляры: всего:10 - КЗ(1), ЧЗ(4), АБ(5) ]
Бачинин В. А. Религиоведение: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 287 с. [Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(2)]
Ислам классический: Энциклопедия / Сост. общ. ред. и предисл. К. Королева. - М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Мидгард, 2005. - 415 с.: ил. - (Тайны древних цивилизаций). [Экземпляры: всего:1 - НКО(1)]
Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира: справочное пособие / Ф. Леонидов; Москов. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 2005. - 127 с. [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Наглядно о религиях / пер. с англ. П.А. Самсонов; сост. Р. Грей, Л. Хэнсон. - М.: ООО "Попурри", 2000. - 224 с. : ил. - (Великие Вероисповедания Мира). [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований: справочное издание / М. Элиаде, И. Кулиано; науч. ред. Е. Мурашкинцева. - М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. - 415 с. - ("Миф, религия, культура"). [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Энциклопедия религий: научное издание / Ин-т философии РАН, МГУ, СПбГУ, Амурский государственный университет; под ред.: А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - 1519 с.: ил. - ("Summa"). [Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(1), АБ(1)]
Учебные пособия и научная литература, имеющиеся в фондах Научной библиотеки КазГУКИ:
Аринин Е.И. Религиоведение: Введение в основные концепции и термины: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Аринин. - М.: Академический проект, 2004. - 319 с. - ("Гаудеамус"). [Экземпляры: всего:5 - ЧЗ(2), АБ(3)]
Батров Р.Г. Мусульманский пост (ураза): научное издание / Р.Г. Батров. - Казань: Мастер-лайн, 2003. - 143 с. [Экземпляры: всего:1 - НКО(1)]
Баш Х. Милость для миров-Мухаммад (САВ). Нравственность Посланника и его сподвижников: научное издание / Х. Баш; пер. с турец. Э. Амита, А. Арслана, под ред. Али Хайдара. - Казань: Мастер-лайн, 2002. - 119 с. [Экземпляры: всего:1 - НКО(1)]
Бренд Б. Искусство ислама: научное издание / Б. Бренд ; пер. А. Гарькавый. - М.: Издательство ФАИР, 2008. - 335 с.: ил. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Буддизм: энциклопедия / сост., ред., авт. предисл. К. Королев. - М.: ЭКСМО; СПб.: Мидгард, 2008. - 399 с.: ил. - (Тайны древних цивилизаций) [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Булгаков Сергий (протоиер.). О чудесах Евангельских / С. Булгаков. - М.: Русский путь, 1994. - 304 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Вестник русского христианского движения: научное издание. № 178. III-IV - 1998 / отв. ред. Н.А. Струве. - Париж; Нью-Йорк; М.: Le Messager, 1998. - 281 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Вестник русского христианского движения: научное издание. № 168. II-III - 1993 / отв. ред. Н.А. Струве. - Париж; Нью-Йорк; М.: Le Messager, 1994. - 265 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Вестник русского христианского движения: научное издание. № 166. III - 1992 / отв. ред. Н.А. Струве. - Париж; Нью-Йорк; М.: Le Messager, 1992. - 289 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Вестник русского христианского движения: научное издание. № 179. V-VI - 1998 / отв. ред. Н.А. Струве. - Париж; Нью-Йорк; М.: Le Messager, 1998. - 281 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Вера как ценность: Материалы Всероссийской научной конференции 25-27 июня 2002 года / Мин-во образования РФ, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, Новгородский Межрегиональный ин-т Общественных наук. - Великий Новгород, 2002. - 251 с. [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Всеобщая история религий мира: Боги, герои, духи, мировые религии, верования, культы, гимны, молитвы, мистерии, мифы, легенды, сказания стран и народов планеты : научное издание / Шеф-ред. проекта В. Людвинская; подготовка современной версии Л. Яковлева, И. Дубровского, А. Овсянникова. - М.: ЭКСМО, 2006. - 735 с.: ил. - ("Иллюстрированная энциклопедия"). [Экземпляры: всего:1 - КЗ(1)]
Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие: учеб. пособ. / Т.С. Георгиева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 397 с. [Экземпляры: всего:5 - ЧЗ(2), АБ(3) ]
Ибрагим Т.К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте: научное издание / Т.К. Ибрагим, Ф.М. Султанов, А.Н. Юзеев. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. - 239 с. [Экземпляры: всего:10 - НКО(10)]
Ислам в медийном пространстве: сборник материалов / под ред.: И. Б. Кузнецовой-Моренко, Л. Н. Салахутдиновой. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 76 с. [Экземпляры: всего:1 - КЗ(1)]
Ишмухаметов З. А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии: Исторические очерки / З.А. Ишмухаметов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. - 223 с. [Экземпляры: всего:2 - НКО(2)]
История религии. В 2-х т.: Учебник. Т.1 / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина; Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 463 с. [Экземпляры: всего:9 - ЧЗ(3), АБ(6) ]
История религии. В 2-х т.: Учебник. Т.2 / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов; Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2004. - 679 с. [Экземпляры: всего:9 - ЧЗ(3), АБ(6)]
История религий: программа курса для студентов вузов культуры и искусств всех специальностей и специализаций / МГУКИ; сост. И.Н. Романов. - М., 2004. - 29 с. [Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(2)]
История религий в России: учебник / РАГС; под ред.: О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство РАГС, 2004. - 695 с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ). [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет: История религии Бон: научное издание / Б.И. Кузнецов; предисл. Б.М. Нармаев, послесл. А.Н. Зелинский. - СПб.: Изд-во "Евразия", 1998. - 351 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад): научное издание / А.Н. Курсави; пер. Г. Идиятуллина, сост. и подготовка тома, введение и примеч. Г. Идиятуллиной. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 304 с. - ("Антология татарской богословной мысли"). [Экземпляры: всего:2 - НКО(2)]
Лозинский С.Г. История папства : научное издание / С.Г. Лозинский. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 382 с. - (Б-ка атеист. лит.). [Экземпляры: всего:2 - АБ(2)]
Мешков В. Праздники в Православии: научное издание / священник В. Мешков. - М.: Вече, 2007. - 319 с.: ил. - (Русское православие) [Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(2)]
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем : научное издание / М. Морамарко ; пер. с ит. В. П. Гайдука ; вступ. ст. и общ. ред. В.И. Уколовой ; ред. В.Д. Гапанович. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке: научное издание / Р.М. Мухаметшин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 245 с. [Экземпляры: всего:3 - НКО(3)]
Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале-марте 1870 года: учебное пособие / Ф.М. Мюллер; Пер. с англ., предисл. и коммент. Е.С. Элбакян; Под общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Книжный дом "Университет": Высш. шк., 2002. - 263 с. [Экземпляры: всего:5 - ЧЗ(2), АБ(3) ]
Обычаи ислама: научное издание = Ислам гореф-гадәтләре : Коръән, Сөннә, Хәдисләр һәм Ислам дине йолалары / сост. Я. Ш. Исхаков. - Казань: Дом печати, 1999. - 128 с. - (на тат. яз.) [Экземпляры: всего:1 - НКО(1)]
Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 507 с. - ("Классический университетский учебник"). [Экземпляры: всего:6 - АБ(6)]
Померанц Г. Великие религии мира: научное издание / Г. Померанц, З. Миркина. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 279 с. - (Humanitas). [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Радугин А.А. Введение в религоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004. - 303 с. - ("Альма Матер"). [Экземпляры: всего:2 - АБ(2)]
Религиоведение: Хрестоматия : к изучению дисциплины / Под ред. А.Н. Красникова. - М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 800 с. [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие / Авт.-сост. П.И. Костюкович. - Минск: Новое знание, 2000. - 480 с. [ Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Религия. История и современность: учебник для вузов / под ред. Ш.М. Мунчаева. - М.: Культура и спорт, 1998. - 264 с. : ил. [Экземпляры: всего:4 - ЧЗ(4)]
Трофимова З.П. Ислам. Коран. Историко-философский анализ: учебно-метод. пособие для студентов / З.П. Трофимова; РАО, Московский психолого-социальный институт. - М.; Воронеж, 2005. - 39 с. - ("Библиотека студента"). [Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(1), АБ(1)]
Хан С. Пророк Мухаммад / С. Хан. - СПб.: Издательство "ДИЛЯ", 2005. - 56 с.: ил. - (Расскажи мне о ...). [Экземпляры: всего:1 - НКО(1)]
Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: Гос-но-церковные отношения в СССР в1939-1964 годах / М.В. Шкаровский. - М.: Изд. дом "Грааль", 2000. - 400 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
Яблоков И. Н. Религиоведение: учеб. пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков. - М.: Гардарики, 1998. - 535 с. [Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1)]
Яхонтова Е.С. Православная Церковь как социальный институт в современном информационном пространстве: монография / Е.С. Яхонтова; СПбИВЭСЭП. - СПб.: Знание, 2008. - 135 с. [Экземпляры: всего:1 - АБ(1)]
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
1. Библейские сюжеты [Электронный ресурс] / Государственный Эрмитаж (СПб.). - Электрон. текстовые дан., Электрон. граф. дан. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. [Экземпляры: всего:1 - ЭЧЗ(1)]
2. Евангельские сюжеты [Электронный ресурс] / Государственный Эрмитаж (СПб.). - Электрон. текстовые дан., Электрон. граф. дан. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. [Экземпляры: всего:1 - ЭЧЗ(1) ]
3. Искусство Древнего Египта [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан., Электрон. граф. дан., Электрон. поисковая прогр. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (Электронная библиотека ДМ ; Вып. 28). [Экземпляры: всего:1 - ЭЧЗ(1)]
4. Мифы народов мира [Электронный ресурс]: энциклопедия. - Электрон. текстовые дан., Электрон. граф. дан. - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Новый Диск, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. - (Электронная библиотека ДМ ; Вып. 65). - (Классика энциклопедий). [Экземпляры: всего:1 - ЭЧЗ(1)]
5. Народы и религии мира [Электронный ресурс]: энциклопедия. - Электрон. текстовые дан., Электрон. граф. дан. - М.: ДиректМедиа Паблишинг : Новый Диск, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. - (Электронная библиотека ДМ). - (Классика энциклопедий). [Экземпляры: всего:1 - ЭЧЗ(1)]
6. Религиоведение [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для студентов вузов / В. П. Павловский, Н. Д. Эриашвили, А. В. Щеглов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (Учебная литература для высшего и среднего профессионального образования). [Экземпляры: всего:1 - ЭЧЗ(1)]
Художественные и документальные фильмы для самостоятельного просмотра и анализа:
· Х/ф «Франциск» (1989, реж. Лилиана Кавани)
· Х/ф «Отходная молитва» (1987, реж. Майк Ходжис)
· Х/ф «Имя Розы» (1986, реж. Жан-Жак Анно)
· Х/ф «Последнее искушение Христа» (1988, реж. Мартин Скорсезе)
· Х/ф «Страсти Христовы» (2004, реж. Мэл Гибсон)
· Х/ф «Королева Марго» (1994, реж. Патрис Шеро)
· Х/ф «Код да Винчи» (2006, реж. Рон Ховард)
· Х/ф «Ангелы и демоны» (2009, реж. Рон Ховард)
· Х/ф «Остров» (2006, реж. Павел Лунгин)
· Х/ф «Андрей Рублев (Страсти по Андрею)» (1966, реж. А. Тарковский)
· Х/ф «Молчание» (2016, реж. М.Скорсезе)
· Х/ф «Семь лет в Тибете» (1997, реж. Жан-Жак Анно)
· Х/ф «Маленький Будда» (1990, реж. Б.Бертолуччи)
· Д/ф «Жизнь Будды» (2003 г., производство BBC, реж. Клайв Молтби)
· Д/ф «Тибетская книга мертвых: путь к жизни» (1994 г., реж. Барри МакЛин)
· Д/ф «Кояанискатси» («Koyaanisqatsi», 1982 г., реж. Годфри Реджио)
· Х/ф «Сны» (1990 , реж. Акира Куросава)
· Х/ф «Конфуций» (2010, реж. Ху Мэй)
· Х/ф «Моисей» (2014, реж. Р.Скотт)
· М/ф «Принц Египта» (1998г., реж. Бренда Чэпман, Стив Хикнер, Саймон Уэллс)
· Д/ф «Сакральная Япония: Загадки красного дракона» (2005 г., производство «Неизвестная планета»)
· «По соображениям совести» (2016г., реж. Мэл Гибсон)
· «Молчание» (2016г., реж.Мартин Скорсезе)
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
(Словарь основных терминов: по Г. А. Торгашеву
«Основы религиоведения»)
Авалокитешвара - Бодхисаттва, олицетворяющий в буддизме сострадание.
Аватара - нисхождение, манифестация или воплощение божества в индуизме.
Агни - жертвенный огонь древнеиндийского ритуала и бог огня.
Агни Йога - синкретическое религиозно- философское учение.
Агностицизм - учение (убеждение или установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Азан - призыв к молитве в исламе.
Аллах - арабское слово со значением "Бог"; буквально "ал-илах" - "единственный (верховный) бог".
Амвон - возвышенное место посреди храма, с которого диакон провозглашает ектению, читает Евангелие, а священник произносит проповеди.
Аналой - особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.
Антимнист - четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа в гробе и четырех евангелистов и с зашитыми в углах частицами мощей.
Антропософия - оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие сверхчувственного восприятия.
Апокалипсис - еврейские или христианские письменные источники, датируемые периодом с 200 г. до н. э. до 200 г. н. э., содержащие пророчества, касающиеся конца света, выраженные в символической форме.
Апокриф - произведения литературы о священных лицах и событиях, не признанные той или иной церковью каноническими.
Апология - защита христианской веры.
Апостол - один из первых миссионеров, проповедовавших Евангелие; в христианской традиции - двенадцать апостолов (учеников Иисуса).
Арджуна (белый, светлый) - герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата", идеальный воин.
Архат - человек, который в буддизме прошел путь духовного совершенствования и достиг нирваны.
Архиерей - общее название для высших чинов из числа черного духовенства в православной церковной иерархии.
Асур, асура - в ранней ведийской традиции небесные существа, обладающие колдовской силой, младшие боги; в поздней мифологии асуры - собирательные демонические силы, противостоящие богам (девам).
Атман - истинное "Я" в индуизме, душа, дух, являющийся вечным и неуничтожимым со смертью последовательно сменяющихся телесных оболочек, пока состояние мокши не позволит достигнуть полного освобождения от череды перерождений.
Ахимса - непричинение вреда в индуизме любому живому существу.
Ашрам - одна из четырех жизненных ступеней буддизма; спокойное, часто уединенное место, в котором пребывает достигнувший третьей и четвертой жизненной ступени человек; уход от людей или отшельничество.
Аят - коранический стих.
Аятолла - верховный имам, предводитель шиитов.
Бар (бат) мицва - сын (дочь) заповеди - достижение мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия: для мальчиков - 13 лет, для девочек - 12 лет и один день.
Библия (с греч. - книги) - собрание книг, образующих Священное Писание христианства. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.
Благодать - божественная помощь человеку в следовании по духовному пути; часто понимается как особое благословение, дарованное в результате интенсивной духовной практики.
Бодхи - в буддизме видение вещей такими, каковы они есть; полное осознание Четырех Благородных Истин, ведущее к нирване.
Бодхисаттва - этим термином в буддизме обозначаются все земные и небесные создания, стремящиеся к просветлению, и те, кто делится своими заслугами с другими.
Божий избранник - тот, кто предназначен для вечной жизни, согласно теологическим системам, признающим предопределение.
Брахма - в индуистской мифологии высшее божество, творец мира.
Брахман - жрец в древней ведийской религии и в позднейшем индуизме, член высшей касты.
Брахманизм - древняя индийская религия, жрецами которой были брахманы, верившие, что жертвоприношения, совершаемые ими, поддерживают мир и приносят благополучие в жизнь людей; индуизм в значительной степени основывается на брахманизме.
Будда - "Пробужденный", "Просветленный" - титул исторического основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы.
Будда Амитабха - в буддизме создатель рая Чистой Земли, куда можно попасть благодаря вере.
Бхакти - одна из форм поклонения божеству в индуизме, эмоциональная привязанность, наиболее популярный путь к освобождению.
Бытие - философская категория, обозначающая существование, действительность, реальность.
Варна - один из четырех классов в иерархии индуистского общества.
Варна брахманов - высший из трех "дважды рожденных" классов индийского общества, традиционно представленный жреческим сословием.
Варна вайшьев - последний из трех "дважды рожденных" классов индийского общества, традиционно представленный "производителями" (скотоводами, землепашцами, людьми, занимающимися определенными видами ремесла).
Варна кшатриев - второй из трех "дважды рожденных" классов индийского общества, традиционно - военная знать.
Варна шудр - четвертый класс индийского общества, представители которого не входят в число "дважды рожденных"; во многих регионах Индии шудры и другие касты, стоящие еще ниже на лестнице социальной иерархии, то есть "неприкасаемые" и представители некоторых племен, составляют большинство населения.
Варуна - небесное ведийское божество, "вседержитель"; царь богов, впоследствии уступивший свой титул Индре.
Ваххабизм - пуританское реформационное мусульманское движение, возникшее в Аравии в XVIII в. по почину Мухаммеда ибн Абд аль Ваххаба (1703 - 1787).
Веда - сакральное арийское знание, сборник текстов, передающих откровение, ставшее известным древним мудрецам.
Виртуальный (с лат. - сила, способность) - могущий создать, способный быть, существовать.
Вишну - ведийское божество, связанное с созидательным порядком и энергией, в число его воплощений (аватар) входят: Кришна, Рама и др.
Вознесение даров - обычай, состоящий в том, что в момент пресуществления священник поднимает евхаристический хлеб над головой, чтобы миряне могли его видеть.
Воскресение - восстание из мертвых в живой, телесной форме.
Восьмеричный Путь - путь, лежащий посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом, указанный Буддой; нравственная и медитационная дисциплина, благодаря которой обретают мудрость, ведущую к нирване.
Вуду - малое ритуальное омовение в исламе перед молитвой.
Галаха - всякий нормативный еврейский закон, обычай либо их полный комплекс. Галаха представляет собой ряд юридических установлений, сформулированных авторитетными юристами и учителями. В более узком смысле "жить по Галахе" означает правильный и нормативный с точки зрения иудаизма образ жизни.
Галут - "изгнание". Термин относился к изгнаниям евреев с их родины. С течением времени это слово стало выражать собой более широкое понятие об отсутствии у евреев всякой родины и об их положении вечных изгнанников. В более узком смысле "жить в галуте" - значит жить в диаспоре, а также пребывать в состоянии духовного и физического отчуждения.
Ганеша - в индуизме бог мудрости с головой слона, сын Шивы и Парвати.
Гаруда - царь птиц, ездовое животное Вишну; известен своей постоянной враждой со змеями (нагами), "пожирателем" которых он является.
Гностицизм (от греч. - знание) - религиозно-философское течение, характерное для поздней античности и средних веков. Гностицизм соединяет в себе элементы восточных верований, христианства, греческой философии и мистических культов.
Голгофа - холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос.
Грех - нарушение или преступление, направленное против воли или законов Божьих; в христианском понимании состояние оторванности от Бога.
Гуру - учитель, духовный наставник в индуизме.
Далай-лама (монг.-тиб.) - "Лама-Океан" - в тибетской традиции духовный наставник, "океан" мудрости и сострадания; духовный глава тибетских буддистов, некогда также правитель Тибета.
Дева - бог, родовое имя для ведийских и более поздних божеств.
Дева Мария - Мать Иисуса. В христианстве считается, что она зачала Иисуса, не утратив девственности.
Деви - женская форма дева и родовое имя для женских божеств ("богинь") древнеиндийского пантеона; местные формы и имена деви бесчисленны.
Джайнизм - индийская религия, основанная Махавирой, современником Будды; Махавир учил, что воздержание от насилия и аскетизм - пути преодоления страдания и смерти.
Джинн - низший дух в исламе.
Джихад - усилие в деятельности мусульманина во имя Аллаха, подразумевающее иногда использование вооруженной силы.
Дзэн - "созерцание", "медитация"; термин, обозначающий японскую ветвь буддизма Махаяны.
Диакон - младшая из трех степеней священства (диакон, священник, епископ).
Добро и зло - наиболее общие понятия морального сознания, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности, соотношение того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что им противоречит.
Догмат - положение вероучения, доктрина.
Дуализм (с лат. - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал: духа и материи, идеального и материального.
Духовенство - корпус посвященных в сан мужчин (а в некоторых конфессиях - и женщин), которым разрешено исполнять обязанности священника.
Дхарма - Учение и Путь, указанные Буддой, а также духовные обязанности, находящиеся в соответствии с космическими законами и порядком. Слово "дхарма" заменило собой более ранний ведийский термин "рита ".
Диакон - нижний церковный сан в христианстве; его обязанность состоит в том, чтобы помогать священнику или архиерею.
Дьяус - в древнеиндийской мифологии бог неба.
Евангелический - определение, относящееся к церквам, которые отдают приоритет проповедованию Святого Писания, направленному непосредственно на то, чтобы заставить людей покаяться и обратиться в веру.
Евангелие (с греч. - благая весть) - книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни, входящие в Новый Завет.
Евхаристия - причащение, одно из семи христианских таинств.
Епархия (с греч. - провинция) - в православной Церкви церковно- административный округ, возглавляемый епископом и состоящий из приходов.
Епископ - духовный сан в христианских церквах, выше священнического. Епископ имеет право не только вести службу, но и совершать рукоположение священников, а также другие таинства. На раннем этапе христианства - выборная должность главы над всеми церквами города; в настоящее время епископы назначаются, чтобы возглавлять епархию.
Ереси (с греч. - отбор, учение) – религиозные церковной доктрины.
Завет - в Библии это слово относится к религиозному союзу, заключенному между Богом и народом Израиля на горе Синай. В иудаизме под Заветом понимается вечный союз между Богом и народом Израиля, основывающийся на соблюдении народом божественных заповедей.
Закят - регулируемая законом милостыня, один из столпов ислама.
Заново рожденный - в современном христианстве человек, испытавший подлинный духовный переворот и/или полностью отдавший себя служению Христу, обычно в результате какого-либо яркого духовного опыта.
Заповедь - согласно иудаизму имеется 613 заповедей, базирующихся на Торе. Из них 248 утвердительных и 365 запретительных. По-древнееврейски заповедь - мицва. Обычно мицвой называется любой акт религиозного послушания, в более узком смысле мицва - всякое благое дело.
Зикр - ритуальное поминание Аллаха, совершаемое по особой формуле и особым образом (вслух или про себя), сопровождаемое определенными телодвижениями.
Ибада - служение Богу или его почитание посредством соблюдения пяти столпов предписаний ислама.
Ид аль-Адаха - праздник жертвоприношения в исламе.
Ид аль-Фитр - праздник окончания поста в исламе.
Израиль - в библейские времена это название относилось к северным племенам исраилитов, хотя им обозначался также и весь народ. В ходе своей истории евреи всегда считали себя прямыми наследниками древних израильтян, поэтому для них этот термин носил, прежде всего, культурно-религиозный смысл. В наше время Израиль - название государства, провозглашенного в 1948 г.
Икона - живописный религиозный образ Иисуса Христа, Богоматери, Христа или святых; в православии понимается как образ самого святого.
Иконоборчество - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания икон и гонении на них.
Имам - "руководитель", в частности молитвенной службы, в исламе; в шиитском исламе имам также является титулом одного из почитаемых вождей ранней общины, который был правителем и толковал при этом догматы ислама при помощи непогрешимой, дарованной ему Аллахом мудрости.
Индра (корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие) - героический бог битвы, наиболее антропоморфный и динамичный из всех божеств ведийского пантеона; царь богов в ранней индийской мифологии.
Инквизиция - римско-католический судебный институт, имеющий целью расследовать и наказывать ереси. Папская инквизиция зародилась в XII в., ее централизация оформилась при папе Иннокентии III.
Иррационализм (с лат. - неразумный, бессознательный) - учение, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания. Иррационализм является характерной чертой всех религиозных и мистико-философских учений.
Исламист - термин, используемый некоторыми мусульманскими активистами вместо термина "фундаменталист". К данной категории относится широкий спектр религиозных типов, однако исламизм как целое заключается в твердом следовании Корану и Сунне и стремится применять их в современной жизни.
Исихазм - мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве.
Ихрам - состояние ритуальной чистоты и святости, достигаемое паломником во время хаджжа в Мекку.
Йога, йог - следование суровой духовной дисциплине (йога) превращает обычного человека в духовно развитую личность (йог). Йога является одной из шести основных школ индийской философии.
Кааба - священное здание кубической формы в Мекке, к которому обращены лица мусульман во время молитвы.
Кадило - металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.
Кали (черная) - одна из ипостасей жены Шивы, олицетворение грозного, губительного аспекта его божественной энергии.
Карбала (Кербела) - место в Ираке, где Хусейн, внук Мухаммеда и сын Али и Фатимы, попал в засаду и был убит на пути в Куфу, в которой он намеревался возглавить движение шиитов. Это трагическое событие ежегодно отмечается шиитами в десятый день мусульманского месяца мухаррам.
Кардинал - должность в католической церкви, следующая по значению за должностью папы. Назначается папой в члены коллегии кардиналов, учрежденной в средние века для помощи папе и выборов нового папы.
Карма - "действие", "деяние", последствия остаточной энергии, создаваемой деяниями последователей индуизма, в частности мыслями, словами и делами человека. Карма может быть благой или дурной и приводить к желательному или нежелательному рождению; позже кармой стали называть не только сами действия, но и их последствия для каждого индивидуума, его судьбу, накапливающуюся в результате совершаемых им поступков.
Катехизис - первоначально устное наставление в вере; в настоящее время так может называться любое официальное изложение вероучения, используемое для наставления новообращенных.
Конфессия (с лат. - признание, исповедание) - определенное вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви.
Конфирмация - в католичестве обряд принятия крещеного верующего в полные члены церкви, включает помазание церковным маслом (елеем).
Коран - Священная Книга мусульман.
Кошер - допустимая, правильно приготовленная с точки зрения традиционного иудаизма еда.
Креационизм (с лат. - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
Крещение - таинство ритуального погружения в воду, имеющее целью ввести человека в христианскую церковь; проводится, с тем чтобы очистить человека от греха, позволяя ему начать новую, чистую жизнь. Вначале практиковалось полное погружение, подобно принятому у иудеев; позднее в некоторых церквах стали ограничиваться обливанием, обрызгиванием водой.
Кришна (черный, темный, темно-синий) - божество индуизма с телом темно-синего или черного цвета, воспеваемое в мифологических эпизодах как шаловливый ребенок, героический убийца демонов, возлюбленный пастушек, царь; аватара Вишну и главное действующее лицо в двух наиболее популярных текстах "Бхагавата-пуране" и "Бхагавадгите".
Ктитор - человек, предоставивший средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями.
Курайш - аравийское племя, к которому принадлежал Мухаммед.
Лакшми - в индуизме богиня счастья, красоты и процветания; супруга Вишну.
Лама - наставник или духовный учитель в тибетском буддизме.
Лейлят аль-Исра вал-мирадж - ночное вознесение пророка Мухаммеда к небесам.
Лейлят аль-Бараат - ночь благословения (полнолуние перед рамаданом).
Лингам - в индуизме символ воспроизводящих сил бога Шивы.
Литургия - в христианстве религиозная служба, совершаемая в храме.
Логос (с греч. - слово, мысль, разум, закон) - понятие античной философии, употреблявшееся для обозначения всеобщего закона, основы мира. В христианстве трактуется как созидающая сила, посредствующая между Богом и сотворенным миром, Богом и людьми.
Ложа - название объединения масонов.
Магриб - молитва в исламе после захода солнца.
Мазхаб - школа исламского права.
Майтрейя - "Дружественный", "Благо- склонный" - в буддизме небесный Бодхисаттва, обитающий в горнем мире, откуда он благословляет тех, кто его призывает; он явится на Землю как Будда в следующую эпоху.
Майя - магические созидающие силы божества, например Варуны или Кришны; космическая иллюзия.
Мандала - диаграмма, состоящая из кругов и квадратов, изображающая космос для ритуальных и медитативных целей в буддизме.
Мантра - особый звук или фраза в индуизме и буддизме, обладающие сакральной силой.
Ману - в индуизме прародитель людей.
Мара - имя божества в буддизме, воплощающего собой желания, ведущие к повторению страданий и смерти; Мара был окончательно побежден Буддой, когда Гаутама достиг просветления под баньяновым деревом в Бодх Гайе.
Махаяна - "Большая колесница", "Великий путь" - буддийская традиция, в которой подчеркивается, что путь к просветлению и нирване открыт всем и преодолеть его можно как монашеской дисциплиной, так и упованием на заслуги будд и бодхисаттв.
Медитация - внутреннее духовное сосредоточение, состояние психики человека, свободное от целенаправленности и утилитарности. Это способ духовного освобождения личности путем выполнения различных упражнений, в том числе дыхательных, доведения ее до физического изнеможения и отключения сознания, ума, чтобы открыть дорогу к бессознательному.
Медресе - учебное заведение при мечети.
Мезуза - "страж дверей". Небольшая коробочка с отрывком текста из "Второзакония", укрепляемая иудеями на дверях дома.
Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями общества, в котором живут народы.
Месса - в католицизме полная последовательность молитв и обрядов, сопровождающих евхаристию.
Мессия - помазанник Божий, Богоизбранный царь, призванный принести мир, процветание и совершенство.
Мечеть - в исламе культовое здание для совершения молитв и проповедей.
Мидраш - толкование или объяснение в иудаизме языка, идей, событий Торы.
Минарет - башня, с которой муэдзин призывает мусульман на молитву.
Минбар - кафедра для проповедника в мечети.
Мистицизм, мистический - понятия, относящиеся к тем аспектам религии, которые отдают приоритет личным усилиям человека по общению с Богом.
Митра - парчовый головной убор священнослужителя.
Михраб - ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки.
Мокша - состояние освобождения в индуизме.
Молитва - обращение к Богу или богам.
Монашество - образ жизни или традиции монахов, живущих в монастырях, то есть специальных учреждениях, где поддерживаются безбрачие, особая дисциплина и активно- религиозный образ жизни. Другая форма монашества практикуется орденами странствующих монахов, дающих обет бедности.
Мощи - в буддизме пепел, кости или личные вещи Будды или архата, захороненные в ступе.
Мощи - части тела или предметы (например, кусочки одежды), сохранившиеся после смерти и разложения тела, которые почитаются как особые святые реликвии в католической и православной церквах.
Мусульманин - тот, кто предал себя Аллаху, приняв ислам.
Мухаджиры - сподвижники Мухаммеда, последовавшие за ним при переселении из Мекки в Медину.
Муэдзин - человек, призывающий на молитву.
Непорочное зачатие - догмат христианства, согласно которому Богоматерь свободна от первородного греха (следствия грехопадения Адама и Евы) с момента зачатия.
Нимб - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Иисуса Христа, Богоматери, святых.
Нирвана - "задувание", "затухание" (пламени вожделения, гнева и неведения) - прекращение страдания, освобождение от перерождений.
Обрезание - в иудаизме удаление крайней плоти. Производится в возрасте восьми дней и символизирует собой установление договора между Богом и человеком.
Отлучение - акт исключения верующего из церкви (полное отлучение) или лишения причастия.
Отпущение грехов - освобождение кающегося от его грехов, якобы совершаемое Богом через священника.
Пантеизм - отрицание личного Бога и приближение его к природе.
Парвати (горная) - богиня индуистской мифологии, дочь царя гор, добродетельная и пылкая возлюбленная Шивы.
Пассионарность (с лат. - страсть, неистовость) - термин русского ученого Л. Гумилева, который означает особое состояние этноса, получившего большой заряд энергии, что делает его активным, пассионарным.
Пасха - главный христианский праздник воскресения Иисуса Христа.
Патриарх - в раннем христианстве епископ одного из четырех центров раннего христианства: Рим, Иерусалим, Антиохия, Александрия (позднее пятым таким центром стал Константинополь). После размежевания восточной и западной церквей также глава любой национальной ветви православной церкви.
Первородный грех - согласно христианской теологии, основополагающая греховность, наследуемая от первого человека Адама, которая поражает все человечество, единственное спасение которому может даровать Христос.
Пэсах - в иудаизме праздник исхода евреев из Египта.
Плащаница - полотнище с изображением Христа в гробу, после снятия с креста.
Покаяние - в современном христианстве состояние, в котором человек признает перед Богом свою греховность и вину, прежде чем обратиться в веру. Таинство, включающее в себя раскаяние, исповедь перед священником, искупление за грехи и прощение.
Посвящение в сан - церемония, смысл которой состоит в том, чтобы наделить лицо правом вести церковную службу, совершать таинства и т. п.
Праджня - в буддизме мудрость, проистекающая из нравственной и духовной дисциплины и ведущая к просветлению и нирване.
Предопределение - представление, согласно которому вечное назначение человека определено
Преосуществление - в христианстве изменение, происходящее во время евхаристии, когда хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христовы.
Преподобный - общее название, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам.
Престол - четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами, который располагается в середине алтаря.
Причастие - христианское таинство вкушения хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христовы.
Просфора - небольшой круглый хлеб, выпекаемый из квасного пшеничного теста; в православном богослужении используется в таинстве причащения.
Пуджа - в индуизме поклонение божеству, олицетворяющему собой сакральное начало.
Пуруша - в индуизме первосущее непроявленное личное начало, принесшее себя в жертву и тем самым создавшее проявленный мир космических феноменов и четыре класса человеческого общества, произошедших соответственно из его рта, рук, бедер и ступней.
Пять Заповедей - пять нравственных заповедей, которые должны соблюдать все буддисты, хотя и с разной степенью строгости для мирян и для монахов: воздержание от насилия, половой распущенности, воровства, лжи и употребления алкогольных напитков.
Рабби - в еврейской традиции знаток Закона. Роль рабби менялась в течение веков. Традиционно рабби (по-русски - раввин) исполняет роль лидера своей общины. Этот титул может быть присвоен только после глубокого изучения иудейских текстов и религии. Фигура раввина является основным связующим звеном в иудейской традиции.
Равана - похититель Ситы и антагонист Рамы в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
Ракшас - в индуизме ужасный демон, представитель одного из основных классов демонов, противопоставляемых богам и героям.
Рама (темный) - главный герой древнеиндийского эпоса "Рамаяна", царь Айодхьи, муж Ситы; считается образцом мужской доблести и силы; седьмая аватара Вишну.
Рамадан - священный месяц поста в исламе.
Рационализм (с лат. - разум) - учение, опирающееся на разум как метод познания действительности. Рациональность трактуется как некая структура, имеющая внутренние законы и особенности, как упорядоченность, организованность, логичность. Рациональность отождествляется с определенным принципом, ключевым свойством цивилизации.
Рефлексия (с лат. - обращение назад) - отражение, а также исследование познавательного акта, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.
Рита - в индуизме космический порядок.
Рукоположение - таинство, смысл и цель которого в передаче духовной силы (для наделения властью, излечения и т. п.). Для достижения указанной цели лицо, облеченное духовной властью, помещает свои руки на голову человека, с которым совершается это таинство.
Сати (древнеинд. - сущая) - супруга Шивы; бросилась в священный жертвенный огонь в знак протеста против своего отца, оскорбившего Шиву, ее имя применяется в качестве термина, обозначающего ранее бытовавшую в индуизме практику самосожжения вдов на погребальных кострах своих мужей.
Садака - добровольная милостыня, предписанная исламом каждому имущему мусульманину.
Сакрализация (с лат. - священный) - вовлечение в сферу религиозного регулирования различных форм общественного и индивидуального сознания, социальных отношений, деятельности учреждений, людей. Этот процесс связан с ростом влияния религии, расширением ее функции в обществе.
Салят (араб.), или намаз (перс.), - обязательная мусульманская молитвенная служба, совершаемая пять раз ежедневно, один из столпов ислама.
Самадхи - состояние трансцендентального освобождения; восьмая и высшая ступень занятий в классической йоге; также могила, где похоронен святой человек.
Сангха - сообщество монахов, следующих путем Будды.
Сансара - в буддизме цикл повторяющихся рождений и смертей, порождаемый кармой.
Сарасвати - в индуизме богиня мудрости, покровительница музыкантов, поэтов, художников, ученых; супруга Брахмы.
Саум - пост во время месяца рамадан, один из столпов ислама.
Святой Дух - активное, управляющее присутствие Бога в церкви и в верующих.
Святые Дары - квасной хлеб и вино, особым образом подготовленные на проскомидии, якобы преобразующиеся во время литургии в плоть и кровь Христову.
Седер - традиционная трапеза на праздник Пасхи, которая включает в себя особую пищу, символы, песни и рассказы (Аггада). Порядок и очередность в проведении трапезы строго регулируются. Само слово "седер" означает порядок, упорядоченность.
Секуляризация (с лат. - мирской, светский) - процесс освобождения различных сфер общества, индивидуального, общественного и группового сознания от влияния религии. Понятие это охватывает комплекс процессов, происходящих на уровне общества в целом, отдельных сфер общественной жизни, социальных институтов, групп, личностей.
Символ Веры - совокупность догматов, изложение сути христианского вероучения.
Синагога - институт общинной и религиозной жизни евреев.
Сион, сионизм - Сион - древнее название Иерусалима, употребляется для обозначения национальной родины евреев. Именно в этом смысле это слово жило в течение веков как выражение и символ национально-религиозной надежды на возрождение. С древности эта надежда выливалась в стремление вернуться к Сиону, кульминацией которого стало движение с тем же названием. Сионизм прошлого столетия помогал евреям вернуться в Палестину, его усилиями в 1948 г. было провозглашено государство Израиль.
Сита (древнеинд. - борозда) - божественная героиня древнеиндийского эпоса "Рамаяна", жена Рамы; подобно тому как Рама считается идеальным мужчиной, Сита является образцом женской чистоты, верности и преданности.
Служебник - богослужебная книга, которая содержит неизменяемые молитвы ежедневного общественного богослужения, произносимые священником или диаконом.
Сома - священное ведийское растение, одаряющее поэтическим видением и бессмертием; выжатый из него сок (сома), предлагавшийся богам и выпивавшийся жрецами, обладал, по-видимому, галлюцинаторными свойствами.
Спасение - в наиболее общем смысле освобождение от власти и воздействия греха; этот термин часто относят к духовному опыту, в результате которого у человека появляется чувство освобождения; иногда его используют применительно к ожидаемому освобождению христианина после смерти.
Сретение - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о принесении Христа в храм на сороковой день после рождения.
Старейшина - старший монах; когда это слово употребляется по отношению к мирянину, оно означает старейшего, уважаемого члена общины.
Столпы ислама - пять основополагающих религиозно-обрядовых обязанностей мусульман: Шахада, или свидетельствование о том, что "нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его"; салят, пять ежедневных молитвенных служб; закят, милостыня; саум, пост, совершаемый при свете дня в месяц рамадан; хаджж, паломничество в Мекку.
Ступа - памятный курган или монумент, в идеале содержащий мощи Будды или архата, место, где поклоняющийся или медитирующий может приобщиться к могуществу того, в чью память возведена ступа.
Сунна - обычай Пророка Мухаммеда, другими словами, его речения, привычки, деяния и жесты, сохранившиеся в памяти мусульман и зафиксированные в литературной форме в Хадисе. Авторитет Сунны в глазах мусульман уступает лишь авторитету Корана.
Сунниты - одно из направлений ислама. Его приверженцы называют себя ахль ас-сунна (люди сунны) и считают, что именно они придерживаются традиции пророка, искажаемой шиизмом. Формально суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными, признает достоверность канонических сборников хадисов и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов - толков. Мазхабы (шафитский, ханафитский, маликитский и ханбалитский) различаются между собой в подходе к принципам выработки решений по правовым вопросам и в деталях ритуала. Подавляющее большинство мусульман мира являются суннитами.
Сура - одна из глав Корана, которых насчитывается 114.
Сурья - ведийский бог солнца.
Сутра - текст, содержащий слова Будды.
Суфизм - мистическая практика в исламе.
Таинство - религиозный обряд, считающийся священным, так как через него передается Божественное благословение (благодать).
Талмуд - наставление в иудаизме, первоначально это слово использовалось для обозначения классических толкований Мишны. Толкования, передававшиеся изустно, известны под названием Гемара, которое является также общим названием и для самого Талмуда, и для процесса его изучения. Существуют Вавилонский и Иерусалимский (Палестинский) Талмуды.
Таухид - божественное единство, центральный догмат ислама.
Теология (с греч. - богословие) - учение о Боге, систематизация вероучения той или иной религии. Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом философской критики.
Теософия - буквально означает "божественная мудрость"; рассматривалась основоположниками (Е. П. Блаватская, А. Безант, Р. Штайнер и др.) как основа всех религий.
Тора (Пятикнижие Моисеево) - пять первых книг Библии. Словом "Тора" ("наставление") часто обозначается учение иудаизма в целом.
Тоталитаризм (с лат. - целый, полный) - общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.
Три Сокровища (Три Драгоценности) - Будда, Дхарма и Сангха, три бесценных источника буддийских верований и практик.
Типитака - "Три корзины" - состоящий из трех частей текст, содержащий учение Будды и его авторитетные толкования; священный буддийский канон.
Троица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в совершенном единстве, как три "лица" в одном Боге.
Тфеллин (филактерии) - две черные коробочки, содержащие в себе цитаты из Второзакония, которые мужчины и мальчики (с момента религиозного совершеннолетия) укрепляют при помощи специальных ремешков на лбу и на руке во время утренней молитвы, кроме молитвы в субботу или на праздник.
Тхеравада - традиция буддизма, приверженцы которой верят в то, что они следуют исконному буддизму и в которой старшие монахи (тхеры) обладают высшим авторитетом в вопросах, относящихся к пути Будды.
Умма - мусульманская община.
Ушас - ведийская богиня утренней зари.
Фикх - буквально: понимание в вопросах религиозного права; исламское правоведение.
Фундаментализм - термин, первоначально применявшийся по отношению к консервативным христианам-протестантам, но с недавних пор применяется по отношению к религиозно- консервативным мусульманам, буквально интерпретирующих свои Писания и, как правило, проповедующих твердую приверженность своим догматам и обрядам.
Хаджж - паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама.
Хадис - сообщение или рассказ, предание о Мухаммеде, о том, что он сказал или сделал в том или ином случае.
Халиф - преемник, заместитель; в ранней истории ислама "халиф" - это титул военных и политических руководителей Уммы, действующих как преемники Мухаммеда во всех отношениях, кроме пророческого служения.
Хануман - в индуизме божественная обезьяна, один из главных героев "Рамаяны", преданный друг Рамы и Ситы; широко известен за свою демонстративную почтительность и верность, а также мужественное покровительство, оказываемое им своим друзьям.
Хиджра - переселение Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину в 622 г.; мусульманский лунный календарь ведет счет лет, начиная с этого года.
Хинаяна - "Малая колесница", "Узкий путь" - название, используемое буддистами Махаяны ("Большой колесницы") по отношению к традиции Тхеравады, где считается, что монашество - единственный путь к нирване.
Хитон - нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, без рукавов; на плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом.
Царство Божье - в христианстве мир, в котором воля Божья исполняется, его наступление ожидается после второго пришествия Христа.
Чистая Земля, или Благая Земля - рай, созданный Буддой Амитабхой благодаря его великим заслугам и из сострадания к живым существам, которые по вере своей могут войти в этот рай после смерти. Кроме того, название одной из сект буддизма Махаяны, которая в Японии делится на две подсекты: Дзедо и Дзедо Синею.
Чистилище - в римско-католической теологии промежуточное состояние или измерение, находясь в котором, после смерти можно искупить свои грехи, подвергнуться временным наказаниям за них и очистить душу, прежде чем попасть на небеса.
Шаббат - в иудаизме седьмой день недели, служащий напоминанием о завершении творения и об исходе из Египта.
Шакти - в индуизме космическая женская творческая энергия.
Шакьямуни - в буддизме так иногда называют Будду, то есть отшельник из племени шакьев.
Шариат - путь ислама, включающий согласие Корану и Сунне, право и государственную власть.
Шеша - в индуизме тысячеголовый космический змей, служащий ложем для спящего Вишну.
Шиа - буквально: "партия" Али; шииты верят, что Мухаммед назначил своего зятя Али своим преемником в роли руководителя исламской Уммы; шиитская община составляет ныне более десяти процентов от общей численности мусульман.
Шива - бог движения, созидания и разрушения в индуизме.
Экуменическое движение - движение за объединение христианских церквей для усиления влияния религии и борьбы против атеизма.
Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, а также о связанном с этим возмездием. В развитой форме идеи эсхатологии встречаются в христианстве и иудаизме. Часто используется в футурологических учениях, трактующих катастрофическое видение мира.
Юга - одна из четырех эпох космического времени: Крита, Трета, Двапара и Кали-юга (текущая сейчас).
Язычество - термин богословского происхождения, применяемый по отношению к первобытным верованиям.
Янтра - в индуизме мистическая диаграмма, отображающая космические силы.
Для подготовки презентации «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве» рекомендуется использовать:
ДИСЦИПЛИНЫ
Оснащение аудитории для проведения лекций: ноут-бук, мультимедийный проектор, экран;
Оснащение аудитории для проведения семинарских, лабораторно-практических, индивидуальных и иных занятий: ноут-бук, мультимедийный проектор, экран;
Оснащение аудитории для самостоятельной работы: доступ к Интернет.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (если необходимо):
1. Power-point.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 449.