КАФЕДРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЖИВОПИСИ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

 

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

Р.Ш. Ахмадиева

«____» _____________ 20__г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1.Б.13 ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

 

 

 

по направлению подготовки  квалификация 53.03.04   Искусство народного пения бакалавр
профиль подготовки Сольное народное пение

              

Всего:       72 часа 2 зачетные единицы

 

Казань

 


 

Рабочая программа дисциплины разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 2016 г.

 

Разработчик  

Д.Ф.Файзуллина /_______________________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия)                                (подпись)

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры Монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения «_____»________ 20__г., протокол №____.                                                                                                                                                                                               

                

Председатель учебно-методической комиссии кафедры разработчика

Д.Ф. Файзуллина /______________________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия)                (подпись)

 

Заведующий кафедрой разработчика

А.Ю.Махинин /_________________________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия)                (подпись)

Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии выпускающей кафедры

____________________________________________________________

____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия)                (подпись)

 

Заведующий выпускающей кафедрой 

____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия)                (подпись)

 

Декан факультета _____________________________________________

_____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия)                (подпись)

     


 



ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История религий» изучается студентами направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» очной формы обучения на 3 курсе, заочной формы – на 3 курсе.

Цель изучения дисциплины – представить историю религий в контексте мировой культуры, дать целостное представление о многообразии религиозных конфессий, месте и роли религии в становлении культуры и искусства стран мира.

Содержание курса не преследует цель воспитания студентов ни в качестве приверженца атеизма, ни в духе какой-либо религии. В отличие от теологии данный курс не рассматривает религию как способ связи человека с потусторонним миром, а анализирует ее в качестве реально существующего социального явления, которое играет значительную роль в жизни современного общества и требует взвешенной оценки и изучения. Преподавание курса носит информационный, культурологический характер.

В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:

сформировать у студентов представлений о специфике религии как духовного феномена, о функциях и происхождении религии, об исторических типах религий;

дать представление об истории становления и развития религиозных культов от древних до современных религий;

описать символические пласты религиозных учений и место религиозных символов в семиотике современной культуры,

дать целостное представление о взаимодействии эстетического и религиозного компонентов мировоззрения и художественной практики в истории культуры;

раскрыть этическое и нравственное содержание религиозных учений;

сформировать представление о научной, философской и религиозной картинах мира, особенностях функционирования их в современном обществе, многообразии форм религии, их эволюции;

дать представление об основных современных направлениях и формах межконфессионального и межрелигиозного диалога.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции:

 

Компетенция Знания Умения Навыки
ОК-5
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия историю возникновения и развития, основы вероучений и культовой практики основных религиозных конфессий мира (национальных и мировых религий);   роль и значение религии в формировании человеческой культуры, место религии в истории и культуре различных стран мира применять знания истории, особенностей вероучений и культовой практики мировых и национальных религий в анализе социокультурных феноменов и произведений искусства;   ориентироваться в разнообразии конфессий и толерантно воспринимать конфессиональные различия, не оскорбляя чувства верующих; владеть навыками ведения мировоззренческого диалога, умением выстраивать межличностные отношения с религиозными и нерелигиозными людьми на основе уважения и понимания. работы с религиоведческой литературой и пользования понятийно-категориальным аппаратом истории религии и современными методами изучения религиозной культуры, применять категориально-понятийный аппарат при анализе религиозных феноменов

 

 

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Код дисциплины Дисциплины
Предшествующие
Б1.В.ДВ.2.2 Музыкальное искусство Поволжья
Сопутствующие (формирующие те же компетенции)
Последующие
Б1.В.ДВ.1.1 Этнография
Б1.В.ДВ.1.2 Этническая культура Татарстана
Б1.В.ДВ.3.1 Музыкальный фольклор народов России
Б1.В.ДВ.3.2 Музыкальный фольклор народов мира

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Общий объем дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Для очной формы обучения:

П/п

Раздел

дисциплины,

Тема

Семестр

Виды занятий, включая самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успевае-мости

(по темам или разделам)

Форма промежу-точной аттестации (по семестрам)

Все-го часов

Контактная работа

Самостоятельная работа студента

Лек-ции

Практические занятия

В т.ч. в интер

активной форме

Групповые Лаборатор-ные (мелкогрупповые) заня-тия Индивидуальные занятия 1 Тема 1. Введение. Современная религиозная ситуация в мире и РТ. 5 4 2       2 (проблемная лекция) 2 Конспект тест 2  Тема 2. Религия как феномен культуры. Типология религий. Структура и функции религии. Основные понятия курса. 5 4 2         2 тест 3 Тема 3. Происхождение религии и ранние формы религиозной культуры.   5 8 2 2       4 п/р 1 «Политеистические религии древних народов» 4 Тема 4. Национальные религии мира. (Религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм. Религии Китая: даосизм и конфуцианство. Зороастризм. Синто) 5 10 4 2     2 (обсуждение, просмотр фильма) 4 Письменные ответы на вопросы «Синто в Японии: по фильму «Загадки красного дракона» 5 Тема 5. Буддизм. (Основные положения буддизма. Национальные варианты буддизма: чань и дзен буддизм, ламаизм.) 5 8 2 2     2 (обсуждение, просмотр фильма) 4 Письменные ответы на вопросы «Жизнь Будды: по фильму «Маленький Будда» 6 Тема 6.  Иудаизм.   5 4 2         2 Конспект тест 7 Тема 7. Христианство. (Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. История православия и православной культуры Византии и России.) 5 12 4 2     2 (творческий проект – презентация) 6 Презентация «Библейские сюжеты в живописи» 8 Тема 8.  Ислам. (История ислама и специфика исламской культуры. Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями) 5 12 4 2     2 (экскурсия в Мечеть «Кул Шариф» и Музей исламской культуры, творческий проект - презентация) 6 Презентация «Мечети мира, России, Казани» 9 Тема 9. Религии в современном мире. (Мистика и эзотерика в истории и современности.  «Новые религии» конца 19 – 20 веков. Распространенность на территории России и РТ. История свободомыслия и атеизма. Межконфессиональный диалог в современном мире.) 5 10 2 2     2 (круглый стол) 6 П/р 2 «Новые нетрадиционные религии»                     Зачет  

Итого часов по курсу:

72 24 12     12 36  

Для заочной формы обучения:

П/п

Раздел

дисциплины,

Тема

Семестр

Виды занятий, включая самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по темам или разделам)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Все-го часов

Контактная работа

Самостоятельная работа студента

Лек-ции

Практические занятия

В т.ч. в интер

активной форме

Групповые Лабораторные (мелкогрупповые) занятия Индивидуальные занятия
1. Тема 1. Введение. Современная религиозная ситуация в мире и РТ. 5 7 1       1 6 Конспект, тест
2.  Тема 2. Религия как феномен культуры. Типология религий. Структура и функции религии. Основные понятия курса. 5 7 1       1 6 Конспект, тест
3. Тема 3. Происхождение религии и ранние формы религиозной культуры. 5 6           6 п/р 1 «Политеистические религии древних народов»
4. Тема 4. Национальные религии мира. (Религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм. Религии Китая: даосизм и конфуцианство. Зороастризм. Синто) 5 10 2 2     2 6 Письменные ответы на вопросы «Синто в Японии: по фильму «Загадки красного дракона»
5. Тема 5. Буддизм. (Основные положения буддизма. Национальные варианты буддизма: чань и дзен буддизм, ламаизм.) 5 8 2         6 Письменные ответы на вопросы по фильму «Маленький Будда»
6 Тема 6.  Иудаизм.   5 6           6 Конспект тест
7 Тема 7. Христианство. (Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. История православия и православной культуры Византии и России.) 5 8 2         6 Презентация «Библейские сюжеты в живописи»
89 Тема 8.  Ислам. (История ислама и специфика исламской культуры. Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями) 5 8 2         6 Презентация «Мечети мира, России, Казани»
9 Тема 9. Религии в современном мире. (Мистика и эзотерика в истории и современности.  «Новые религии» конца 19 – 20 веков. Распространенность на территории России и РТ. История свободомыслия и атеизма. Межконфессиональный диалог в современном мире.) 5 8   2     2 6 П/р 2 «Новые нетрадиционные религии»
      4           4 Зачет
 

Итого часов по курсу:

72 10 4     6 54(+4)  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНОМ

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 500.