ЖИВОПИСИ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
«Утверждаю»
Проректор
по учебной работе
Р.Ш. Ахмадиева
«____» _____________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.1.Б.13 ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
по направлению подготовки квалификация | 53.03.04 | Искусство народного пения бакалавр |
профиль подготовки | Сольное народное пение |
Всего: | 72 | часа | 2 | зачетные единицы |
Казань
Рабочая программа дисциплины разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 2016 г.
Разработчик
Д.Ф.Файзуллина /_______________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры Монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения «_____»________ 20__г., протокол №____.
Председатель учебно-методической комиссии кафедры разработчика
Д.Ф. Файзуллина /______________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Заведующий кафедрой разработчика
А.Ю.Махинин /_________________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии выпускающей кафедры
____________________________________________________________
____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой
____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
Декан факультета _____________________________________________
_____________________________ /_______________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись)
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История религий» изучается студентами направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» очной формы обучения на 3 курсе, заочной формы – на 3 курсе.
Цель изучения дисциплины – представить историю религий в контексте мировой культуры, дать целостное представление о многообразии религиозных конфессий, месте и роли религии в становлении культуры и искусства стран мира.
Содержание курса не преследует цель воспитания студентов ни в качестве приверженца атеизма, ни в духе какой-либо религии. В отличие от теологии данный курс не рассматривает религию как способ связи человека с потусторонним миром, а анализирует ее в качестве реально существующего социального явления, которое играет значительную роль в жизни современного общества и требует взвешенной оценки и изучения. Преподавание курса носит информационный, культурологический характер.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
сформировать у студентов представлений о специфике религии как духовного феномена, о функциях и происхождении религии, об исторических типах религий;
дать представление об истории становления и развития религиозных культов от древних до современных религий;
описать символические пласты религиозных учений и место религиозных символов в семиотике современной культуры,
дать целостное представление о взаимодействии эстетического и религиозного компонентов мировоззрения и художественной практики в истории культуры;
раскрыть этическое и нравственное содержание религиозных учений;
сформировать представление о научной, философской и религиозной картинах мира, особенностях функционирования их в современном обществе, многообразии форм религии, их эволюции;
дать представление об основных современных направлениях и формах межконфессионального и межрелигиозного диалога.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
Компетенция | Знания | Умения | Навыки |
ОК-5 | |||
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | историю возникновения и развития, основы вероучений и культовой практики основных религиозных конфессий мира (национальных и мировых религий); роль и значение религии в формировании человеческой культуры, место религии в истории и культуре различных стран мира | применять знания истории, особенностей вероучений и культовой практики мировых и национальных религий в анализе социокультурных феноменов и произведений искусства; ориентироваться в разнообразии конфессий и толерантно воспринимать конфессиональные различия, не оскорбляя чувства верующих; владеть навыками ведения мировоззренческого диалога, умением выстраивать межличностные отношения с религиозными и нерелигиозными людьми на основе уважения и понимания. | работы с религиоведческой литературой и пользования понятийно-категориальным аппаратом истории религии и современными методами изучения религиозной культуры, применять категориально-понятийный аппарат при анализе религиозных феноменов |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Код дисциплины | Дисциплины |
Предшествующие | |
Б1.В.ДВ.2.2 | Музыкальное искусство Поволжья |
Сопутствующие (формирующие те же компетенции) | |
Последующие | |
Б1.В.ДВ.1.1 | Этнография |
Б1.В.ДВ.1.2 | Этническая культура Татарстана |
Б1.В.ДВ.3.1 | Музыкальный фольклор народов России |
Б1.В.ДВ.3.2 | Музыкальный фольклор народов мира |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Общий объем дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Для очной формы обучения:
№ |
П/п
Раздел
дисциплины,
Тема
Семестр
Виды занятий, включая самостоятельную работу
студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успевае-мости
(по темам или разделам)
Форма промежу-точной аттестации (по семестрам)
Все-го часов
Контактная работа
Самостоятельная работа студента
Лек-ции
Практические занятия
В т.ч. в интер
активной форме
Итого часов по курсу:
Для заочной формы обучения:
№ П/п |
Раздел дисциплины, Тема |
Семестр | Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам или разделам) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Все-го часов | Контактная работа | Самостоятельная работа студента | ||||||||
Лек-ции | Практические занятия | В т.ч. в интер активной форме | ||||||||
Групповые | Лабораторные (мелкогрупповые) занятия | Индивидуальные занятия | ||||||||
1. | Тема 1. Введение. Современная религиозная ситуация в мире и РТ. | 5 | 7 | 1 | 1 | 6 | Конспект, тест | |||
2. | Тема 2. Религия как феномен культуры. Типология религий. Структура и функции религии. Основные понятия курса. | 5 | 7 | 1 | 1 | 6 | Конспект, тест | |||
3. | Тема 3. Происхождение религии и ранние формы религиозной культуры. | 5 | 6 | 6 | п/р 1 «Политеистические религии древних народов» | |||||
4. | Тема 4. Национальные религии мира. (Религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм. Религии Китая: даосизм и конфуцианство. Зороастризм. Синто) | 5 | 10 | 2 | 2 | 2 | 6 | Письменные ответы на вопросы «Синто в Японии: по фильму «Загадки красного дракона» | ||
5. | Тема 5. Буддизм. (Основные положения буддизма. Национальные варианты буддизма: чань и дзен буддизм, ламаизм.) | 5 | 8 | 2 | 6 | Письменные ответы на вопросы по фильму «Маленький Будда» | ||||
6 | Тема 6. Иудаизм. | 5 | 6 | 6 | Конспект тест | |||||
7 | Тема 7. Христианство. (Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. История православия и православной культуры Византии и России.) | 5 | 8 | 2 | 6 | Презентация «Библейские сюжеты в живописи» | ||||
89 | Тема 8. Ислам. (История ислама и специфика исламской культуры. Ислам на территории РТ: история становления и взаимодействие с другими конфессиями) | 5 | 8 | 2 | 6 | Презентация «Мечети мира, России, Казани» | ||||
9 | Тема 9. Религии в современном мире. (Мистика и эзотерика в истории и современности. «Новые религии» конца 19 – 20 веков. Распространенность на территории России и РТ. История свободомыслия и атеизма. Межконфессиональный диалог в современном мире.) | 5 | 8 | 2 | 2 | 6 | П/р 2 «Новые нетрадиционные религии» | |||
4 | 4 | Зачет | ||||||||
Итого часов по курсу: | 72 | 10 | 4 | 6 | 54(+4) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНОМ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 551.