Информационная часть. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи.
В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты. Двигательные компоненты обеспечивают определенную технику выполнения движения, вегетативные – вегетативное обеспечение со стороны дыхательной, кровеносной, эндокринной, выделительной и др. систем при выполнении разнообразных движений. Сенсорный компонент участвует в афферентном синтезе и формировании обратных связей, центральный компонент обеспечивает формирование двигательного навыка на всех этапах и стадиях.
Двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями раньше заканчивается формирование двигательных компонентов, а в навыках со сложными движениями – формирование вегетативных компонентов. После образования навыка вегетативные компоненты становятся более инертными, чем двигательные.
Оборудование: бланк с описанием последовательности двигательных действий и регистрацией результатов выполнения. Ход работы.Из состава группы выбирают «инструктора», а также формируется команда «спортсменов» и «контролеров». Инструктор получает задание самостоятельно выучить 10 последовательных двигательных действий, а затем обучить их исследуемых методом показа. После прочного усвоения двигательного навыка (ДН) инструктор сначала отдельно демонстрирует его 10-15 раз контролерам. Движения выполняются под счет, могут комментироваться, но контролерам ставится условие не выполнять двигательных действий.После этого инструктор приступает к обучению спортсменов, а контролеры отмечают в бланке (таблица 3.2.4) ошибки выполнения у своих спортсменов. После первой же ошибки упражнение прекращается (стереотипность нарушена). Обучение происходит методом показа под счет: после каждой демонстрации спортсмены пытаются повторить движения, продемонстрированные инструктором. Всего им дается 10 попыток. Если 3 раза подряд все движения выполняются правильно, спортсмен прекращает выполнение и двигательный навык считается сформированным.Затем для выполнения упражнения приглашаются контролеры. Студенты анализируют, как влияет отсутствие обратных связей от скелетных мышц и сохранения информации о движении (двигательной памяти) на процесс формирования ДН. Можно продолжить повторить комплекс и студентам-зрителям, пассивно наблюдавшим за проведением эксперимента. Таблица 3.2.4 – Бланк регистрации правильности выполнения движенийДвижения рук | Попытка | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1. Левая назад | ||||||||||
2. Правая в сторону | ||||||||||
3. Левая вперед | ||||||||||
4. Правая вниз | ||||||||||
5. Левая вверх | ||||||||||
6. Правая вперед | ||||||||||
7. Левая вперед | ||||||||||
8. Правая вверх | ||||||||||
9. Левая вниз | ||||||||||
10. Правая через сторону вниз | ||||||||||
Сумма правильных элементов в попытке |
Фамилия | Пол | Специализация,квалификация | Количество точных движений в попытках | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Информационная часть. Силу мышц определяют по максимальному проявлению усилия, которое может развить группа мышц в определенных условиях. Основным методом определения силы мышц является динамометрия.
Для определения силы кисти используют ручной динамометр. Ручной динамометр может использоваться для создания кистевой изометрической или динамической нагрузочной пробы при функциональной диагностике ССС человека и для дозирования кистевой нагрузки в травматологии, реабилитационных центрах и спортивной медицине, для оценки физического развития детей и подростков, а также проводимой физкультурно-оздоровительной работы. Кроме того, их различные разновидности предназначены для тестирования физиомеханических характеристик персонала, занятого на особо опасных и ответственных участках работ.
Мышечная сила рук измеряется сильнейшей рукой (у правшей – правой), отведенной в сторону. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70—75% веса, у женщин — 50—60%. У спортсменов-профессионалов соответственно — 75—81% и у спортсменок — 60-70%.
Оборудование: кистевой динамометр, тонометр, фонендоскоп, секундомер.
Ход работы.
Из числа студентов выбирают двоих исследуемых (№1 и 2).
В покое в положении сидя у них определяется ЧСС, систолическое и диастолическое артериальное давление СД и ДД), рассчитывают пульсовое давление (ПД).
Измеряют с помощью динамометра максимальную произвольную силу (МПС) мышц кисти ведущей руки. Данные фиксируют в протоколе занятий.
Исследуемые поочередно выполняют сначала статическое упражнение в положении сидя, сжимая пружину динамометра с усилием 75% от МПС и удерживая данное усилие до утомления (до отказа от работы). Во время упражнения измеряют ЧСС и АД на неработающей руке. Сразу после прекращения упражнения повторно измеряют эти показатели, а также МПС и время удержания статического усилия.
Через 10-15 минут отдыха исследуемые поочередно выполняют динамическое силовое упражнение. Для этого они ритмично сжимают и отпускают пружину динамометра в темпе одного движения в секунду с усилием 75% от МПС до утомления. Во время работы измеряют ЧСС и АД, после работы – ЧСС, АД, МПС. Результаты заносят в протокол (таблица 3.2.6) и анализируют с учетом тренированности, систематичности занятий исследуемых.
Таблица 3.2.6 – Характеристики изменений в сердечно-сосудистой системе при выполнении статической и динамической нагрузки
Физиологический показатель | Статическая нагрузка | Динамическая нагрузка | ||||||||||||||
До нагрузки | Во время нагрузки | После нагрузки | Время | До нагрузки | Во время нагрузки | После нагрузки | Время | |||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
ЧСС, уд.мин¯¹ | ||||||||||||||||
СД, мм рт.ст. | ||||||||||||||||
ДД, мм рт.ст. | ||||||||||||||||
ПД, мм рт.ст. | ||||||||||||||||
МПС, кг |
Вопросы для рассмотрения.
1. Понятие мышечной силы и ее разновидности (абсолютная, относительная, взрывная).
2. Факторы, влияющие на развитие мышечной силы.
3. Миофибриллярная и саркоплазматическая гипертрофия мышц.
4. Понятие дефицита мышечной силы.
5. Функциональные резервы мышечной силы.
Лабораторное занятие №6
Дата: 2019-02-19, просмотров: 330.