Исследование физиологических механизмов формирования двигательных навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Цель работы: Экспериментально исследовать процесс выработки двигательного навыка и проанализировать основные факторы, от которых он зависит.

Информационная часть. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи.

В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты. Двигательные компоненты обеспечивают определенную технику выполнения движения, вегетативные – вегетативное обеспечение со стороны дыхательной, кровеносной, эндокринной, выделительной и др. систем при выполнении разнообразных движений. Сенсорный компонент участвует в афферентном синтезе и формировании обратных связей, центральный компонент обеспечивает формирование двигательного навыка на всех этапах и стадиях.

Двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями раньше заканчивается формирование двигательных компонентов, а в навыках со сложными движениями – формирование вегетативных компонентов. После образования навыка вегетативные компоненты становятся более инертными, чем двигательные.

Оборудование: бланк с описанием последовательности двигательных действий и регистрацией результатов выполнения. Ход работы.Из состава группы выбирают «инструктора», а также формируется команда «спортсменов» и «контролеров». Инструктор получает задание самостоятельно выучить 10 последовательных двигательных действий, а затем обучить их исследуемых методом показа. После прочного усвоения двигательного навыка (ДН) инструктор сначала отдельно демонстрирует его 10-15 раз контролерам. Движения выполняются под счет, могут комментироваться, но контролерам ставится условие не выполнять двигательных действий.После этого инструктор приступает к обучению спортсменов, а контролеры отмечают в бланке (таблица 3.2.4) ошибки выполнения у своих спортсменов. После первой же ошибки упражнение прекращается (стереотипность нарушена). Обучение происходит методом показа под счет: после каждой демонстрации спортсмены пытаются повторить движения, продемонстрированные инструктором. Всего им дается 10 попыток. Если 3 раза подряд все движения выполняются правильно, спортсмен прекращает выполнение и двигательный навык считается сформированным.Затем для выполнения упражнения приглашаются контролеры. Студенты анализируют, как влияет отсутствие обратных связей от скелетных мышц и сохранения информации о движении (двигательной памяти) на процесс формирования ДН. Можно продолжить повторить комплекс и студентам-зрителям, пассивно наблюдавшим за проведением эксперимента. Таблица 3.2.4 – Бланк регистрации правильности выполнения движений
Движения рук Попытка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Левая назад                    
2. Правая в сторону                    
3. Левая вперед                    
4. Правая вниз                    
5. Левая вверх                    
6. Правая вперед                    
7. Левая вперед                    
8. Правая вверх                    
9. Левая вниз                    
10. Правая через сторону вниз                    
Сумма правильных элементов в попытке                    
Результаты эксперимента заносятся в таблицу (таблица 3.2.5). На примере разучивания комплекса упражнений строится график динамики формирования ДН (рисунок 3.2.1). Таблица 3.2.5 – Экспериментальные данные о ходе формирования двигательного навыка на примере разучивания комплекса гимнастических упражнений
Фамилия Пол Специализация,квалификация Количество точных движений в попытках
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                         
                         
                         
                         
                         
 количество точных движений                                                                            попыткиРис. 3.2.1 – Динамика формирования двигательного навыка О стадиях формирования ДН можно судить по повторному выполнению упражнения в более быстром темпе студентами, успешно овладевшими данным навыком. Вопросы для закрепления.1. Двигательный навык и его компоненты.2. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков.3. Афферентный синтез, обратные связи, программирование двигательного акта.4. Стадии формирования двигательных навыков. Лабораторное занятие №5 Исследование статической и динамической силы в зависимости от уровня тренированности и спортивной специализацииЦель работы: проанализировать физиологические особенности реакции организма на статические и динамические нагрузки.

Информационная часть. Силу мышц определяют по максимальному проявлению усилия, которое может развить группа мышц в определенных условиях. Основным методом определения силы мышц является дина­мометрия.

Для определения силы кисти используют ручной динамометр. Ручной динамометр может использоваться для создания кистевой изометрической или динамической нагрузочной пробы при функциональной диагностике ССС человека и для дозирования кистевой нагрузки в травматологии, реабилитационных центрах и спортивной медицине, для оценки физического развития детей и подростков, а также проводимой физкультурно-оздоровительной работы. Кроме того, их различные разновидности предназначены для тестирования физиомеханических характеристик персонала, занятого на особо опасных и ответственных участках работ.

Мышечная сила рук измеряется сильнейшей рукой (у правшей – правой), отведенной в сторону. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70—75% веса, у женщин — 50—60%. У спортсменов-профессионалов  соответственно — 75—81% и у спортсменок — 60-70%.

Оборудование: кистевой динамометр, тонометр, фонендоскоп, секундомер.

Ход работы.

Из числа студентов выбирают двоих исследуемых (№1 и 2).

В покое в положении сидя у них определяется ЧСС, систолическое и диастолическое артериальное давление СД и ДД), рассчитывают пульсовое давление (ПД).

Измеряют с помощью динамометра максимальную произвольную силу (МПС) мышц кисти ведущей руки. Данные фиксируют в протоколе занятий.

Исследуемые поочередно выполняют сначала статическое упражнение в положении сидя, сжимая пружину динамометра с усилием 75% от МПС и удерживая данное усилие до утомления (до отказа от работы). Во время упражнения измеряют ЧСС и АД на неработающей руке. Сразу после прекращения упражнения повторно измеряют эти показатели, а также МПС и время удержания статического усилия.

Через 10-15 минут отдыха исследуемые поочередно выполняют динамическое силовое упражнение. Для этого они ритмично сжимают и отпускают пружину динамометра в темпе одного движения в секунду с усилием 75% от МПС до утомления. Во время работы измеряют ЧСС и АД, после работы – ЧСС, АД, МПС. Результаты заносят в протокол (таблица 3.2.6) и анализируют с учетом тренированности, систематичности занятий исследуемых.

 

Таблица 3.2.6 – Характеристики изменений в сердечно-сосудистой системе при выполнении статической и динамической нагрузки

Физиологический показатель

Статическая нагрузка

Динамическая нагрузка

До нагрузки

Во время нагрузки

После нагрузки

Время

До нагрузки

Во время нагрузки

После нагрузки

Время

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
ЧСС, уд.мин¯¹                                
СД, мм рт.ст.                                
ДД, мм рт.ст.                                
ПД, мм рт.ст.                                
МПС, кг                                

 

Вопросы для рассмотрения.

1. Понятие мышечной силы и ее разновидности (абсолютная, относительная, взрывная).

2. Факторы, влияющие на развитие мышечной силы.

3. Миофибриллярная и саркоплазматическая гипертрофия мышц.

4. Понятие дефицита мышечной силы.

5. Функциональные резервы мышечной силы.

Лабораторное занятие №6

Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.