1. Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Рыночная экономика является эффективной при решении ряда экономических проблем, таких как:
- что, как, для кого производить;
- распределение экономических ресурсов посредством ценового механизма (конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, способствует разработке и внедрению новых, более прогрессивных технологий производства);
- способность направлять поведение индивидов в желательном для общества направлении (люди не нуждаются в искусственном принуждении для того, чтобы качественно выполнять свои экономические функции).
Несмотря на перечисленные преимущества рыночной экономической системы, в чистом виде она не существует. Почему чисто рыночная экономика терпит «фиаско» или «провалы»? Какие функции выполняет государство в рыночной экономике?
Во-первых, участие государство связано с необходимостью поддержания и защиты самой рыночной системы. Для того чтобы могли быть реализованы такие фундаментальные институты как частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, необходима разработка специального законодательства и правовых норм, которые обеспечивают незыблемость частной собственности, прав потребителей и производителей на свободу предпринимательства и выбора. Кроме того, необходимо создание специальных государственных органов, которые осуществляли бы контроль за всеми членами общества в выполнении выработанных законов и правовых норм. Т.е., обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.
Во-вторых, государство должно играть активную роль в деле поддержания и защиты конкуренции, которая также выступает важным институтом рыночной экономики. Когда монополия заменяет конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных цен, разработки антимонопольного законодательства и создания специального государственного органа, контролирующего деятельность фирм, обладающих монопольной властью.
В-третьих, нейтрализация внешних факторов (экстерналий или эффектов). Дело в том, что результатом деятельности многих производств является не только создание товаров и услуг, но и ряд побочных эффектов, которые получили название внешних.
Внешние эффекты, или экстерналии – это побочные результаты в виде ущерба или выгоды от производства какого-либо блага, которые приходится затрачивать или получать «третьим лицам», непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага. Экономической особенностью этих факторов является их «бесплатность» для производителя товара, поскольку в издержки производства они не входят.
Внешние эффекты могут быть положительными или отрицательными.
Положительные внешние эффекты приводят к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (освещение улиц от рекламных щитов, сквер возле офиса, высшее образование).
Отрицательные внешние эффекты приводят к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Так, практически все предприятия химической промышленности имеют отходы, которыми загрязняют окружающую среду.
Негативные (отрицательные) внешние эффекты должны возмещаться. Поэтому государство вмешивается в экономику, заставляя «виновников» оплачивать и эти издержки в виде специальных выплат за выброс отходов, штрафов, определяет максимальный объем выбросов и т.д.
В-четвертых, создание общественных благ. Рынок не способен обеспечит население общественными благами вследствие так называемой проблемы «безбилетника». Суть ее сводится к тому, что, имея свободный выбор в решении платить или не платить, потребитель скорее всего платить не будет. Следовательно, рынок обеспечивать население такими благами не будет. Поэтому государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ.
Все потребляемые блага можно разделить на 2 группы: частные блага и общественные блага.
Частные блага – это такие блага, каждая единица которых может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. При этом необходимо отметить, что покупка частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта (заплатив деньги за бутерброд, человек получает исключительное право на использование этого блага; никто другой не сможет съесть ваш бутерброд, чтобы получить удовольствие).
Общественные блага – это товары и услуги, которые обеспечивают коллективное потребление, независимо от того, готовы они оплатить их потребление или нет. Примерами общественного блага являются национальная оборона, освещение, дороги и др.
Общественные блага обладают двумя свойствами:
1) Неисключаемость в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть устранены от их потребления.
2) Неконкурентность в потреблении. Это означает, что потребление одним человеком общественного блага не снижает его доступность для других потребителей. При данном количестве этого блага.
Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между общественными и частными благами. Например, кабельное телевидение (обладает неконкурентными, но исключаемыми свойствами). Городская магистраль (обладает свойством неисключаемости, но конкурентностью в часы пик).
В-пятых, перераспределение доходов посредством системы налогообложения доходов и имущества, социальных трансфертов.
В-шестых, макроэкономическая стабилизация экономики. Поскольку экономике присуща объективная цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов, и ускоряет выход из них.
Исходя из обозначенных функций государства, можно определить основные методы его вмешательства в экономические процессы.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные (см. табл. 13).
Таким образом, государственное регулирование экономики – это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.
Раздел 4. Мировая экономика
Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.