1. Макроэкономика позволяет понять структуру производства в стране, уровень производства, природу экономических колебаний, сущность экономического роста, инфляции и безработицы. Для того, чтобы получить знания о валовом производстве, общем уровне цен, безработицы, инвестициях, личном потреблении и т.д. используется метод агрегирования.
Агрегирование – это процесс статистического соединения множества микрорынков в один «всеобщий» рынок с целью определения валового производства и совокупного уровня цен.
Макроэкономический взгляд на национальное хозяйство включает в себя рассмотрение четырех экономических субъектов:
· сектор домашних хозяйств,
· предпринимательский сектор,
· государственный сектор,
· сектор «заграница».
В рамках макроэкономического подхода экономика выступает как единый рынок, на котором взаимодействуют «один совокупный покупатель» (потребитель), и один «совокупный продавец» (производитель). Следовательно, национальная экономика может быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных субъектов, и как единый макрорынок.
Исчисление макроэкономических показателей осуществляется посредством системы национальных счетов (СНС).
СНС – это специальные таблицы и балансы, в которых отражено с оной стороны, наличие ресурсов, с другой – их использование. Она основана на модели макроэкономического кругооборота.
Главным показателем при составлении СНС служит ВНП.
В конце 1987 г. в СССР было принято постановление правительства об использовании методологии ООН при расчете важных итоговых макроэкономических показателей. В 1989г. в отчете Госкомстата уже фигурировал показатель ВНП, хотя сальдо заграничного производства составляло и составляет незначительную величину.
ВНП – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года в своей стране и за рубежом.
Конечные товары и услуги – это то, что покупается для окончательного потребления.
Промежуточные товары используются в производстве и не входят в ВНП.
Наряду с ВНП в макроэкономическом анализе важное место занимает ВВП (национальный продукт внутри страны) – это то же самое, что и ВНП, но без того, что создается на территории других стран.
Иначе ВНП = ВВП + чистый доход от собственности за границей.
Разница между показателями ВНП и ВВП незначительна.
При подсчете ВНП не следует учитывать непроизводственные сделки. Непроизводственные сделки – это финансовые сделки и продажи подержанных товаров.
К финансовым сделкам относятся:
· государственные трансферты;
· частные трансфертные платежи (подарки, ежемесячные стипендии студентам университета из дома).
· сделки с ценными бумагами, т.е. купля продажа акций и облигаций.
Государственные трансфертные платежи – это:
- выплаты государства по страхованию по старости и от несчастных случаев, а также пособия по безработице, основанные на социальных программах;
- выплаты по вспомоществованию;
- разнообразные выплаты ветеранам, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности;
- выплаты пособий по безработице и вспомоществованию;
- процентные платежи, выплачиваемые правительством и потребителями.
Основанием для исключения непроизводственных сделок при подсчете ВНП является то, что они не имеют никакого отношения к текущему производству. Финансовые сделки, как и продажи подержанных вещей всего лишь перераспределяют уже созданную стоимость, ничего к ней не прибавляя.
2. Существует три метода определения размеров ВВП: добавленной стоимости (см. табл. 11), по расходам и доходам (см. табл. 12).
Чтобы правильно рассчитать ВВП, необходимо все товары и услуги, произведенные в данном году, учесть один раз. Однако большинство товаров из них проходят несколько стадий переработки, прежде чем попадают на рынок. Для избежания повторного счета при определении показателя учитывают только рыночную стоимость конечных продуктов и исключают стоимость промежуточных продуктов.
Добавленная стоимость – это приращение стоимости выпуска на каждой стадии производственного процесса. Это рыночная цена продукции каждой фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья, материалов, энергии, приобретенных у поставщиков. Иначе, добавленная стоимость – это разница между продажами фирмы и покупками фирмами материалов, энергии и услуг и других предприятий.
Таблица 11
Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.