Прибыли в краткосрочном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оптимизация выпуска продукта в условиях совершенной конкуренции графически выглядит так: Точка d – соответствует оптимальному выпуску Qd; точка d1- показывает размер общих издержек на единицу продукта. Прямоугольник dd1pp1 – прибыль от Qd. Точка n отражает равенство: MC=AVC. Она показывает уже выгодный объем выпуска при данной рыночной цене. Отрезок MC равный nd есть возможное предложение на рынке производимого фирмой товара. Следовательно, точка d – это также точка, где спрос равен предложению или точка равновесия производителя.

Совершенно конкурентная фирма не устанавливает цену а свою продукцию и если она стремиться удержаться в отрасли в кратком периоде, то она вынуждена искать оптимальный объем выпуска. Когда же ставиться цель закрепиться надолго, то необходимо сокращать переменные издержки. Это обезопасит фирму от возможного в будущем снижения спроса и цены.

В отличие от совершенной конкуренции, фирма-монополист на рынке одна и спрос на ее продукт есть спрос всего рынка на этот товар. Поэтому кривая спроса для монополии имеет отрицательный наклон и отражает все виды ценовой эластичности. Из этого следует, что если монополист стремиться увеличить продажи, то он должен понижать цену на каждую дополнительно продаваемую единицу товара. Но практически это сделать невозможно, он продает всю продукцию по одинаковой цене, которая должна быть ниже максимально возможной для данной кривой спроса. В результате предельный доход (MR), получаемый монополией, не равен цене, а ниже ее. При этом, когда спрос эластичен по цене, то MR > 0 и совокупный доход (TR) растет. Когда спрос неэластичен, то MR < 0 и совокупный доход падает.

Монополия порождает целый ряд отрицательных социально-экономических последствий:

- искусственное занижение объема спроса неизбежно ведет к экономически необоснованному повышению полезности материальных благ и завышению их

- стоимостной оценки потребителем;

- стремление к установлению цены только в зоне эластичного спроса уменьшает эффект дохода потребителя;

- возможные при совершенной конкуренции доходы в условиях монополии не достаются ни потребителю, ни самому производителю и возникают чистые убытки, это неэффективно с точки зрения общества;

- не имея прямой заинтересованности в снижении издержек, монополия на какое-то время может тормозить научно-технический прогресс.

Борьбу с монополией ведет государство, принимая антимонопольные законы.

Тема 8. Рынки факторов производства и формирование

Факторных доходов

 

1. До сих пор речь шла о процессах, происходящих на рынках товаров и услуг, на которых фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства – в качестве покупателей производимой фирмами продукции.

На рынках факторов производства (ресурсов), наоборот, продавцами являются домашние хозяйства – собственники факторов производства, а покупателями фирмы, осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги.    

Различают сами факторы производства и услуги, оказываемые этими факторами. В качестве факторов выступают труд, неотделимый от личности работника, земля, элементы реального капитала и предпринимательские способности. Рынок факторов производства это рынок услуг этих факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом. Заработная плата определяется как плата за услуги рабочей силы. Рента – плата за услуги «земли». Процент – за «услуги» капитала. Прибыль – за предпринимательские услуги.

Рынки факторов производства подчиняются тем же принципам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена ресурсов является равновесной, складывающейся под воздействием спроса и предложения на тот или иной ресурс. 

Спрос на факторы производства предъявляют фирмы. Такой спрос называется производным, потому что он впрямую зависит от спроса на готовую продукцию.

Фактор производства полезен не сам по себе, а только потому, что с его помощью можно произвести конечный продукт, который принесет удовлетворение потребителю. Например, спрос на лекарственные средства определяет спрос на услуги провизоров и фармацевтов. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Для организации производства требуются многие факторы: труд, земля, техника, энергия, сырье. Но изменение цен на один из факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы.

 

2. Рассмотрим рынок труда, функционирующий в условиях совершенной конкуренции. Это означает, что ни фирма, ни рабочие не могут повлиять на цену услуг труда, т.е. ставку заработной платы.

Спрос на услуги труда осуществляют фирмы. Денежные затраты на наем работника – это заработная плата, которую фирма выплачивает нанятому работнику. В зависимости от метода оценки трудовых затрат различают повременную (за отработанное время), сдельную (за определенный объем работ).

Величина спроса на труд зависит от уровня цен на продукцию, производимую при его помощи, и от производительности труда. Чем более производительным является труд, чем выше цена его продукта, тем больше предъявляемый на этот вид труда спрос.

Особенностью рынков рабочей силы и, в частности, индивидуального предложения труда выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отдыхать. Дилемма «работа-досуг» применительно к рынку труда получила название «эффект дохода» и «эффект замещения». Ее можно продемонстрировать на графике (рис. 20).

Характерный наклон кривой индивидуального предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного момента W0. В течение этого периода досуг и свободное время приносятся в жертву интересам высокого заработка (зона 1). По достижении высокого материального положения работник приостановит дальнейшее предложение своего труда Lo и откажется от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы. Для данного работника «эффект дохода» не является больше приоритетным, то есть главным, и приносится в жертву ради альтернативного работе время препровождения и досуга. «Эффект дохода» замещается «эффектом досуга» (зона 2).

 

Рис.20. Кривая предложения труда отдельным работником

 

Данная форма кривой предложения труда лежит в основании длительной тенденции к сокращению рабочей недели. За последние сто лет рабочая неделя в развитых странах сократилась с 70 до 40 часов в неделю.

В тоже время важно различать кривую предложения труда отдельного человека и общества в целом. Рыночное предложение услуг труда имеет обычную форму: по мере роста заработной платы количество человеко-часов возрастает. Это происходит потому, что повышение оплаты труда привлекает новых, ранее не работавших людей: издержки упущенной выгоды, если они останутся дома, становятся для них слишком высоки. В целом рыночное предложение труда формируется под воздействием совокупности следующих условий:

· общая численность населения;

· численность активного трудоспособного населения;

· количество отработанного времени за год;

· качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Перечисленные факторы могут изменить положение кривой предложения услуг труда.

На конкурентных рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ.

Установление минимального размера заработной платы выше равновесного W0 приводит к появлению безработицы, ниже равновесного W0 – к нехватке (дефициту) рабочей силы.

3. Следующий рассматриваемый рынок – рынок земли. Необходимо отличать саму землю, как объект купли – продажи от услуг земли, которые также могут покупаться и продаваться на рынке. Ценой услуг земли является ставка арендной платы за единицу используемой в течение определенного периода времени земельной площади, или ставка земельной ренты ( R ).

 

Земля является первичным ресурсом, так как искусственно невоспроизводима. Количество земли в каждый данный момент времени ограничено, следовательно, предложение земли совершенно неэластично, т.е. кривая предложения представляет собой вертикальную линию (рис. 21).


Рис. 21. Спрос и предложение на рынке земли

Объем предлагаемых в аренду участков является заданной величиной и не зависит от уровней арендной платы за их использование. Уровень ставки земельной ренты определяется пересечением кривых спроса и предложения. Увеличение спроса при фиксированном предложении приводит к резкому повышению равновесной ренты и наоборот, снижение спроса вызовет снижение ренты. Следовательно, ставка арендной платы определяется только уровнем спроса на услуги земли. Величина земельной ренты выражается площадью четырехугольника. Рента составляет лишь часть суммы, которую арендатор платит собственнику земли. Арендная плата включает, кроме ренты, еще амортизацию построек (находящихся на земле), а также процент на вложенный капитал.

Цены на землю тесно связаны с земельной рентой. Чем выше рента, тем выше цена этого участка. Допустим, что какой-то участок земли приносит ежегодную ренту – 4 000 руб. Какой может быть стоимость этого участка? Ответить на этот вопрос – значит, определить альтернативную стоимость для собственника земли. Цена земли должна быть равна сумме денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена данного участка земли должна быть равна,

Pz = R / i ,

где Рz– цена данного участка земли;

R – рента, ожидаемая с данного участка;

i – рыночная ставка ссудного процента.

Если ставка ссудного процента – 5%, то цена земли равна:

4000 / 5% = 4000 / 0,05 = 80 000 ден. ед.

Особенностью земельной ренты по сравнению с другими ценами на ресурсы является то, что она не выполняет стимулирующую функцию, т.е. не ведет к увеличению предложения земли. Например, высокая заработная плата на определенный вид труда будет способствовать расширению предложения работников данного вида труда. Высокий уровень земельной ренты, особенно в современных условиях, когда земли освоены, не приведет к увеличению предложения земли, так как ее количество в природе ограничено.

 

4. В современной экономической теории капитал определяется как ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. К капитальным ресурсам относятся здания, сооружения, оборудование, сырье, энергия и идеи. В зависимости от степени долговечности физический (реальный) капитал подразделяется на:

· основной капитал, представляющий реальные активы длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование), служит в течение нескольких циклов производства.

· оборотный капиталсредства производства, которые единовременно потребляются в производственном процессе, изменяя при этом свою натуральную форму и превращаясь в готовую продукцию  (сырье, материалы, топливо, энергия).

Амортизацияснижение стоимости основных капитальных ресурсов в течение определенного периода времени в процессе производства и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт.

Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть просуммирована стоимость гидростанций, компьютеров и сырья для завода или фабрики. Все экономические блага производственного назначения, выраженные в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке. Актив – это все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.

Величина реального капитала растет в процессе инвестирования денег в новые здания, оборудование, запасы сырья и материалов. Эти вложения в реальный капитал называются инвестициями. Процент выступает как доход на реальный капитал, потому, что предприниматель всегда делает выбор: либо приобрести оборудование, либо положить деньги в банк. Выбор будет сделан в пользу предпринимательской деятельности, если сумма банковского процента будет ниже дохода, приносимого реальным капиталом.

На реальном рынке капиталы обращаются в денежной форме. Деньги не являются экономическим ресурсом, поскольку они не участвуют в производстве товаров и услуг, не являются предметом или средством труда. Но они используются для покупки средств производства. Таким образом, рынок капитала – это рынок, на котором продаются финансовые ресурсы, необходимые для организации деятельности фирм. Выделяют также кредитный рынок – рынок, на котором происходит предоставление и получение ссуд. Кредитор, у которого имеются временно свободные денежные средства, предоставляет их за плату на определенный срок заемщику, который в них нуждается.

В связи с этим возникает понятие ставки процента – цены, уплачиваемой за использование денег в течение года. Он определяется не в абсолютной величине, а в виде процента от количества взятых в кредит денег, что позволяет сравнивать процентные ставки. На конкурентном рынке рыночная цена определяется исходя из соответствия спроса и предложения товара. Следовательно, равновесная ставка процента зависит от спроса на ссудный каптал и его предложения.

 

5. Принятие решения об инвестициях и вложениях денежных средств, предполагает сравнение сегодняшних и будущих доходов.

Первоначально вложенная сумма денежного капитала увеличивается с каждым годом в зависимости от ставки процента. Сумма, полученная через год, определяется по формуле простого процента:

V = Р (1+ i ) = 100 1,1 = 110,

где – денежная сумма, вложенная в настоящее время (100);

i – ставка процента в десятичной форме (0,1). Следовательно процентный доход будет равен Рi (10).

Сумма, полученная через определенное количество лет, определяется по формуле сложного процента:

V = P (1+ i )¹,

где t – временной интервал лет.

С помощью формулы сложных процентов можно определить сегодняшнюю стоимость будущих доходов. Этот процесс называется дисконтированием.

Р = V /(1+ i )¹

Например, при годовой ставке процента 10% рубль через год превратится 1,1 руб., т.е. сегодняшний рубль будет стоить 1,1 руб. А рубль, который мы получим через год, сегодня стоит 90,9 копеек. Следовательно, рубль, полученный сегодня, стоит больше, чем рубль, который мы получим в будущем.

Если мы желаем получить через 2 года при ставке процента 20% 5500 рублей, то сегодня нам надо вложить 4583 р.

На основе формулы дисконтирования определяется выгодность инвестиций. Если дисконтированная стоимость будущего потока доходов больше суммы инвестируемых средств, то эти вложения выгодны. Например, фирма решила приобрести оборудование по цене 10 тыс. руб. Ожидается, что оно принесет следующий доход: 1 год – 6 тыс. руб.; 2 год – 5 тыс. руб. Процентная ставка – 20%. Выгодны ли эти инвестиции для фирмы? Решение: 6 / (1,2)¹ + 5 / (1,2)² = 8472 тыс. руб. Можно сделать вывод: инвестиции не выгодны.

Раздел 3. Макроэкономика

Дата: 2019-02-19, просмотров: 306.