Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована для кредитования, т.е. предложение денег уменьшается. И наоборот. Этот инструмент является наиболее долгим по времени, но сильнодействующим, т.к. затрагивает движение денежной массы. Незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильное изменение в объеме банковских депозитов и всей денежной политики. В России последнее время меняется достаточно часто.
Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования, т.е. регулирование процента по кредитам, которые ЦБ предоставляет коммерческим банкам.
Если учетная ставка увеличивается, то объем заимствования у ЦБ сокращается, значит, меньше предоставляется ссуд, и эти ссуды выдаются под более высокие проценты. Деньги становятся дорогими, предложение денег снижается. И наоборот.
3. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Операции на открытом рынке позволяют осуществить либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изъятие их оттуда. Проводятся ЦБ совместно с группой крупных банков. Начиная скупать государственные ценные бумаги у банков и населения, ЦБ увеличивает их рыночную стоимость. В результате продажи ценных бумаг увеличиваются банковские резервы, больше выдается кредитов, предложение денег увеличивается. И наоборот.
Существует два подхода к теории денег: кейнсианский подход и монетаристкий. И те, и другие признают влияние ДКП на состояние экономики в целом. Но оценивают по-разному механизм действия ДКП. С точки зрения кейнсианцев, в основу должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.
Тема 11. Финансовая система и финансовая
Политика государства
1. Рыночная экономика не может нормально функционировать без финансов и финансовой системы. Экономическая политика государства на три четверти состоит из финансовой и денежно-кредитной политики.
Понятие финансы самым тесным образом связаны с деньгами. Без денег нет финансов. Но понятия «финансы» и «деньги». Что из себя представляют деньги, нам известно из выполняемых ими функций.
Функции финансов несколько иные, их сущность прояляется в действиях:
1. Аккумулирующая – состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства (создание материальной основы существования государства и его жизнедеятельности ).
2. Регулирующая – стимулирования деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем
3. Распределительная – формирование и использование денежных средств через фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соц.страхования, спец.фонды, фонды предприятия.
4. Контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.
Таким образом финансы – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВНП.
Основными признаками финансов выступают:
· деньги и денежные средства ( денежная форма выражения);
· финансы связаны с финансированием субъектов необходимыми денежными средствами;
· распределительный характер отношений – адресное выделение денежных средств.
Субъектами финансовых отношений являются: государство, предприятия, различные объединения, организации и отдельные граждане.
Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:
· между государством и предприятием;
· между предприятиями;
· между предприятиями и банками;
· внутри предприятий;
· между государством и общественными организациями;
· между государством и населением ( трансферты, выпуск займов, организация лотерей )
Все эти связи образуют структуру финансовых отношений или систему финансов.
Финансовая система – отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие финансовые институты и учреждения на основе законодательно установленных нормативов.
2. Важнейшим звеном системы финансов являются государственные финансы. Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в данной стране.
Государственные финансы выполняют четыре функции:
1. Экономическая – финансирования государственной деятельности государства в экономике (управления, программирования и др.).
2. Социальная – поддержка малоимущих слоев населения, финансирование пособий по безработице, инвалидам и больным.
3. Оборонная – финансирование армии, милиции.
4. Экологическая – субсидии экономическим субъектам для разработки и внедрение в производство новых технологий, снижающих вредное воздействие на природу.
Центральным звеном общегосударственных финансов выступает государственный бюджет (главный централизованный фонд государства).
Государственный бюджет – смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения за определенный период (финансовый год), утвержденный в законодательном порядке.
Согласно Конституции РФ Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст.114 а). Принятый Госдумой федеральный бюджет подлежит утверждению Советом Федерации (ст. 106 а). Завершается принятие федерального бюджета подписанием его Президентом РФ и обнародованием (ст. 107 д). После этого федеральный бюджет становится законом.
Бюджетное законодательство различает бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ, начиная с 1994 г. госбюджет носит название федерального.
Бюджет государства – это консолидированный бюджет России.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 6 Бюджетного Кодекса).
Поэтому Бюджет государства – это федеральный бюджет + бюджет 88 субъектов Федерации. Консолидированный бюджет превышает федеральный в 2 раза.
Бюджет выполняет следующие три функции:
1. Образование основного централизованного фонда денежных средств (эту функцию выполняют бюджетные доходы: налоги, неналоговые доходы, займы).
2. Расходование бюджетного фонда (конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам).
3. Контрольная (создает условия для контроля за поступлениями доходов и целевым использованием бюджетных средств).
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней.
Структура бюджетной системы РФ состоит из бюджетов 3-х уровней:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Начиная с 2001 г. государственные внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования) консолидируются не только в бюджетную систему, но и в федеральный бюджет. Только пенсионный фонд функционирует автономно.
3. Под структурой доходов и расходов бюджета понимают процентное отношение той или иной статьи бюджета к общему объему доходов и расходов бюджета.
Доходы государства – та часть национального дохода или ЧНП, которая сосредоточена в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений (доходов от государственных предприятий, процентов по выданным кредитам, рентных платежей, займов, лотерей и т.д.).
Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.
Налог – обязательный платеж, сбор, взимаемый государством или местными органами власти с граждан (физических лиц) или фирм (юридических лиц) на основе специального законодательства.
Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти.
В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика. К ним относятся налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль корпораций, земельный налог и др.
Косвенные налоги – это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на «плечи» потребителя. К ним относятся:
1) налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведенных внутри страны (например, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов);
2) таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.
3) налог на добавленную стоимость. Налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием. Налог на добавленную стоимость НДС вводится на большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке.
Основное достоинство НДС – широкая налоговая база поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.
Основной недостаток НДС – обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.
4. В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов:
1) Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.
2) Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.
3) Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций является прогрессивными.
В большинстве развитых стран взимается прогрессивный подоходный налог.
Если налоговая система носит прогрессивный характер, т.е. размер налоговой ставки изменяется с учетом роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики.
5. Реформа налоговой системы в России еще не завершена. В ходе ее главный упор делается на косвенные налоги. Регулирование единой ставки подоходного налога должно способствовать легализации доходов и лучшей их собираемости, что, в конечном счете, позволит сбалансировать бюджет. Связь между налоговыми ставками и объемами налоговых поступлений показывает кривая А. Лаффера (рис. 26).
Рис. 26. Кривая Лаффера
6. Государственные расходы – расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.
Существенное отличие государственных расходов от частных состоит в том, что правительственные решения в конечном счете носят политический характер.
Количество товаров и услуг в экономике в целом ограниченно. Поэтому правительство вынуждено соизмерять возможности и желания, всякий раз, спрашивая себя: сколько можно выделить Министерству культуры, сколько – на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения, хватит ли средств на поддержку местных органов власти?
В настоящее время государственные расходы в развитых странах составляют более 30% ВНП.
Основные статьи федеральных расходов – это:
· национальная оборона, или поддержание боеготовности страны и внутренняя безопасность;
· социальные выплаты (защита доходов) или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т.д.;
· экономическая помощь регионам (республикам) и местным органам власти или так называемая политика фискального федерализма;
· выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб и др.
Как же правительство может осуществлять расходы? С помощью собственных доходов.
Разница между государственными расходами и доходами покрывается за счет государственных займов.
Государственные займы – разновидность кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком или кредитором.
7. Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.
Бюджетный профицит (излишек) – превышение доходов над расходами.
Бюджетный дефицит (недостаток) – превышение расходов над доходами.
В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит. Государственный бюджет РФ в последние пять лет сводится с профицитом. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за 1 баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть.
Государственный долг – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг. Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.
Государственный внутренний долг – задолженность федерального правительства гражданам и организациям своей страны. Государственный внешний долг – задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран.
Количественно государственный долг – сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической позиции долг является тяжелым бременем для каждой страны. Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:
· увеличивают неравенство в доходах;
· требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;
· вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;
· увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.
К основным методам борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом относятся:
· принятие ежегодно сбалансированного государственного бюджета;
· увеличение доходной части бюджета за счет установления новых федеральных налогов или введение более высоких ставок действующих налогов;
· использование методов разумной приватизации экономики посредством продажи государственных активов;
· выход правительства на мировой рынок капиталов с целью получения дополнительных средств;
· сокращения военных расходов.
Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Речь идет о регулировании экономики и помощью доходов и расходов. Такое направление использования финансовых средств называют фискальной политикой.
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством манипулирования расходной частью бюджета и налогообложения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.