Судовые планы действий экипажей в аварийных и нештатных ситуациях.
Содержание:
1. Международные требования на основе Конвенции СОЛАС-74.
2. Судовой план действий в аварийных ситуациях.
1.Международные требования на основе Конвенции СОЛАС-74.
Компания должна иметь систему обеспечения действий экипажей в аварийных ситуациях:
• планы оборудования судна специальными средствами;
• планы теоретической и тренажерной подготовки капитанов, судовых офицеров и членов судовых команд;
• судовые расписания по тревогам;
• процедуру судовых сообщений об аварийных ситуациях и случаях и процедуру их обработки в Компании;
• порядок действий должностных лиц и подразделений Компании при получении аварийных сообщений, особенно в ночное время.
Ответственным за готовность судов и экипажей к действиям в аварийных ситуациях является назначенное лицо компании.
Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным ситуациям указывается в:
• Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне (EmergencyProceduresManual);
• расписании по тревогам;
• судовой аварийной папке;
• судовом плане оперативных чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря (ShipboardOilPollutionEmergencyPlan SOPEP);
• аварийных контрольных листах рекомендуемых действий (EmergencyCheckLists).
Чрезвычайные ситуации, которые должны быть указаны в планах:
• Действия при столкновении;
• Действия при посадке на мель;
• Действия при повреждении корпуса;
• Действия при пожаре;
• Действия по сигналу «Человек за бортом»;
• Действия при оставлении судна;
• Действия при получении штормового предупреждения;
• Действия при затоплении;
• Действия при болезни/травме;
• Выход из строя рулевого устройства;
• Выход из строя гирокомпаса;
• Выход из строя ДАУ;
• Выход из строя электроэнергетической установки;
• Действия при угрозе нападения пиратов;
• Действия при работе с вертолетом;
• Выход из строя двигателя;
• Действия при угрозе нападения террористов;
• Действия при переполнении тан ков во время грузовых и бункеровочных операций;
• Действия при предполагаемой утечке через корпус.
Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях:
• судно на ходу;
• ошвартовано к причалу;
• стоит на якоре;
• ведение грузовых операций.
ГОСТ Р 56023-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренний водный транспорт
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОВ
Настоящий стандарт разработан во исполнение положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта, введенной в действие с 1 января 2013 г. и предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, разработать и применять систему управления безопасностью судов (СУБ).
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составлению, построению и содержанию системы управления безопасностью судов (СУБ), а также общие требования к внедрению и применению СУБ.
Применение настоящего стандарта осуществляется на стадиях разработки, внедрения и применения судовладельцами СУБ.
Цели настоящего стандарта и разрабатываемой в соответствии с ним СУБ состоят в обеспечении безопасности на внутренних водных путях, предотвращении несчастных случаев или гибели людей, в избежании причинения ущерба окружающей среде и имуществу.
СУБ должна являться неотъемлемой частью системы управления производственной (перевозочной) деятельностью судовладельца. СУБ создается на базе существующей системы управления безопасностью с приведением ее в полное соответствие с международными и национальными стандартами (правилами и нормами) по безопасности судоходства.
Общие (генеральные) цели судовладельца (компании) включают в себя:
- обеспечение безопасной эксплуатации судов и безопасных для человека условий труда;
- установление защиты от всех выявленных рисков;
- постоянное улучшение навыков берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и предотвращению загрязнения.
Для своевременной подготовленности судового персонала к действиям в идентифицированных (выявленных) и непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях следует создать судовые планы действий в аварийных ситуациях (судовые аварийные планы).Они создаются на каждом судне. Назначение и задачи плана состоят в обеспечении постоянной готовности экипажа судна к следующему:
- выполнение действий в идентифицированных (выявленных) и непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях;
- осуществление быстрых, активных и энергичных действий по ликвидации и сведению к минимуму последствий аварий, выявлению первопричин и разработке мер по их предупреждению и предотвращению;
- организация, если необходимо, поиска и спасания терпящих бедствие людей и оказание неотложной медицинской помощи членам экипажа.
2. Судовой план действий в аварийных ситуациях.
Судовой план действий в аварийных ситуациях должен включать в себя:
- состав оперативного штаба компании и судового комитета безопасности;
- служебные (должностные) обязанности членов экипажа в аварийных ситуациях и расписания по судовым тревогам;
- внутрисудовую связь;
- связь судов (аварийных) с компанией и партнерами, сопричастными к перевозкам (классификационными обществами, фрахтователями, страховыми компаниями и т.д.);
- связь судов (аварийных) со службами безопасности при:
а) поиске и спасании терпящих бедствие людей,
б) оказании неотложной медицинской помощи судовому персоналу,
в) разливе нефти и вредных веществ,
г) актах незаконного вмешательства (терроризме и пиратстве),
д) идентифицированные (выявленные) потенциально возможные аварийные ситуации на судах, опросные листы (чек-листы) и перечни процедур, определяющие действия экипажа судна в этих ситуациях.
11.16 Приложением судового плана действий в аварийных ситуациях должна быть судовая аварийная папка (буклет), содержащая эксплуатационные (транспортно-технологические), навигационные (относящиеся к судовождению), конструктивно-технические и кадровые документы (материалы), необходимые для определения состояния судна и принятия обоснованных решений по установлению первопричин аварии, потенциально возможных последствий, путей, методов и средств ее устранения или локализации, предупреждения и предотвращения.
11.17 Компания должна составить программы обучения и тренировок судового экипажа судна по отработке действий в аварийных ситуациях. Составление программ следует осуществлять на основе идентификации (выявления) потенциально возможных аварийных ситуаций, берегового и судовых планов действий в этих ситуациях.
В них должны отражаться (но этим не ограничиваются):
- индивидуальные инструкции и обучение членов экипажа по использованию судовых спасательных и противопожарных средств и их снабжению;
- занятия и тренировки экипажа судна по борьбе за живучесть судна, проводимые судовым командным составом и командирами аварийных партий под руководством старшего помощника и старшего механика;
- учебные сборы и учения, проводимые на судах для проверки готовности экипажа судна к действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях.
Контрольные вопросы:
1. Изложить содержание требований на основе Конвенции СОЛАС-74 к судовым планам действий в чрезвычайных ситуациях
2. Охзарактеризовать содержание судового плана действий в чрезвычайных ситуациях
3. Пояснить программу обучения и тренировок судового экипажа судна по отработке действий в аварийных ситуациях.
Цели МКУБ и его требования.
Содержание:
1.Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предупреждением загрязнения окружающей среды
2. Функциональные требования МКУБ.
1.Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращение загрязнения (
Непосредственной причиной разработки МКУБ послужила авария с паромом «Геральд оф фри Энтерпрайз» 6 марта 1987 г., когда судно с 463 пассажирами на борту вышло из порта с открытой носовой дверью. Уже в этом году Ассамблея ИМО приняла резолюцию, в которой обратилась к Комитету по безопасности на море с просьбой срочно разработать руководство, касающееся методов управления на борту судна и судном с берега для обеспечения лучшей безопасности эксплуатации пассажирских паромов. В ноябре 1991 г. резолюцией ИМО А.680(17) было принято «Руководство ИМО по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения». Через два года в ноябре 1993 г. Резолюцией ИМО А.741(18) это Руководство было заменено Международным кодексом управления безопасностью (МКУБ), который был введен в действие в виде новой Главы IX Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и стал обязательным для исполнения.
Хотя МКУБ в России введен в действие еще в 1994 г. (приказ Минтранса РФ «О мерах по повышению безопасности мореплавания» от 26.07.94 г. №63), иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие Систем управления безопасностью (СУБ) судоходных компаний требованиям МКУБ, требовалось не позднее 1 июля 1998 г. для судоходных компаний, имеющих в своем составе следующие суда:
• пассажирские, в том числе высокоскоростные;
• наливные танкеры, танкеры-химовозы, газовозы, навалочные и грузовые высокоскоростные суда валовой вместимостью 500 и более.
Наличие соответствующих документов для других грузовых судов и морских передвижных установок валовой вместимостью 500 и более требовалось не позднее 1 июля 2002 г.
Система управления безопасностью (СУБ) Компании является неотъемлемой частью системы управления ее основной производственной деятельности. Она создается на базе существующей СУБ, с приведением ее в полное соответствие с международными и национальными стандартами (правилами и нормами) по безопасности судоходства, установленными полномочными на то организациями и изданными в форме общепринятых нормативно-правовых документов (конвенций, резолюций, кодексов, межправительственных соглашений, законодательных актов и т.п.). Функционируя в составе системы управления основной производственной деятельности Компании, СУБ активно воздействует на нее и соподчиняет ее деятельность (если требуется, то принудительно) стандартам (правилам и нормам) безопасности.
2.Функциональные требования МКУБ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКУБ
Часть А. Внедрение
1. Общие положения:
2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды. Компания должна предоставить задокументированную политику в части безопасности и защиты окружающей среды и быть уверена в выполнении ее как береговым так и судовым персоналом на всех уровнях.
3. Ответственность и полномочия Компании. Компания должна иметь достаточное и подготовленное количество персонала (в офисе и на судне) с четким распределением обязанностей и ответственности. Ответственность, полномочия и взаимоотношения должны быть оформлены документально.
4. Назначенное лицо. Компания должна назначить ответственное лицо на берегу, которое осуществляет постоянный контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения.
5. Ответственность и полномочия капитана. Капитан несет полную ответственность за работу системы управления безопасностью на судне.
6. Ресурсы и персонал. Компания должна нанимать квалифицированный персонал на суда и в офис и делать все необходимое, чтобы:
• знал свои обязанности;
• проходил обучение и тренировки;
• получал необходимые инструкции.
7. Разработка планов проведения операций на судах:.
• планируй что сделать;
• выполняй, что запланировано;
• планирование и выполнение должно быть задокументировано.
8. Готовность к аварийным ситуациям. Компания должна установить процедуры по выявлению, описанию и действиям в потенциально аварийных ситуациях на судне. Компания должна разработать программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийных ситуаций.
9. Доклады и анализы о несоответствиях, авариях и опасных случаях. Ни один человек или система совершенна. Если замечена аварийная или опасная ситуация – немедленно сообщить капитану/Компанию. Система должна работать на Вашу безопасность. Это главная задача системы.
10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования. Судно и его оборудование должно поддерживаться в хорошем состоянии. Всегда должно содержать в надлежащем состоянии и часто проверяться то оборудование, которое имеет важное значение для безопасности. Обязательное документирование выполненной работы.
11. Документация. СУБ должна быть выражена в письменном виде. Полнота документации должна постоянно контролироваться. Такие документы должны быть как в офисе так и на судне.
12. Осуществляемые Компанией проверки, пересмотр и оценка СУБ. Компания должна иметь свой внутренний порядок проверок, позволяющий установить работоспособность системы и ее совершенствование.
Часть В. Освидетельствование и проверка
13. Освидетельствование и периодическая проверка. Администрация флага или Признанная ею организация должна будет направлять внешнего Аудитора для проверки работоспособности Системы как в Компании так и на ее судах. После того как Аудитор убедиться в том, что Система работает, Администрация выдает Документ о соответствии для Компании (ДСК) и Свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для каждого судна.
14. Освидетельствование для выдачи временного документа. Временный ДСК может выдаваться Компании для облегчения первоначального внедрения данного Кодекса. Временное СвУБ может выдаваться:
• новым судам, вступающим в Компанию;
• когда Компания принимает ответственность за эксплуатацию судна, которое для нее является новым;
• когда судно меняет флаг.
15. Проверка. Все проверки, требуемые положениями данного Кодекса, выполняются в соответствии с процедурами, приемлемыми для Администрации.
16. Формы документов по МКУБ. Все выдаваемые документы должны быть оформлены согласно форм, приведенных в Дополнении к данному Кодексу.
Международный кодекс по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения (МКУБ)
Основные задачи Кодекса:
обеспечение безопасной практики эксплуатации судов и безопасных рабочих условий;
разработка мероприятий по предотвращению возможного риска;
непрерывное совершенствование деятельности персонала, участвующего в эксплуатации флота, в отношении обеспечения безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям. Более конкретно цели Компании по управлению безопасностью заключаются в следующем:
=обеспечивать безопасную практику при эксплуатации судов и безопасную для человека окружающую среду;
=устанавливать защиту от всех потенциально возможных рисков;
=постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая подготовку к действиям в аварийных ситуациях, относящихся к безопасности и защите окружающей среды.
Контрольные вопросы:
1.Какова роль ИМО в обеспечении безопасности судовождения.
2.Основные разделы содержания МКУБ.
3. Основные функциональные требованияМКУБ.
4.Охарактеризоватьт систему управления безопасностью (СУБ) Компании.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 532.