Содержание:
1.Содержание Международного кодекса проведения расследований аварий и инцидентов на море.
2. Проведение расследований аварий.
1.Содержание Международного кодекса проведения расследований аварий и инцидентов на море.
27 ноября 1997 г. на 20-й Ассамблее ИМО была принята Резолюция А.849 (20), в приложении к которой изложен Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море. Эта резолюция предлагает всем государствам флага судна проводить в соответствии с Кодексом расследование всех катастроф и серьезных аварий на море и своевременно представлять ИМО соответствующие выводы. Одновременно Ассамблея отменила Резолюции A. 173(ES.IV), А 440(XI) и А.637(16).
Кодекс состоит из 15 разделов:
Раздел 1. Введение. Обращается внимание на то, что по положениям статьи 94 Конвенции ООН по морскому праву государство флага судна должно возбудить дело об определенных авариях или инцидентах, произошедших с судоходством в открытом море. Отмечается также, что по положениям статьи 2 этой же Конвенции ООН государство имеет право расследовать аварии в пределах своих территориальных вод. Формулируется цель Кодекса — способствовать единообразному подходу к расследованию аварий и инцидентов на море, а также способствовать сотрудничеству государств в определении приводящих к авариям на море сопутствующих факторов.
Раздел 2. Цель. Утверждается, что в качестве основной цели любого расследования аварии является предотвращение таких аварий в будущем. Расследования должны выявлять обстоятельства аварии, устанавливать причины и способствующие ей факторы, но не определять гражданскую ответственность или степень вины.
Раздел 3. Применение. Рекомендуется применять данный Кодекс при расследовании всех катастроф и серьезных аварий, когда одно или несколько государств имеют существенный интерес в аварии на море, в которую вовлечено судно, находящееся под их юрисдикцией.
Раздел 4. Определения. Дается следующая классификация аварийных случаев.
Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:
• гибель или серьезное ранение человека, причиненные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;
• потеря человека с судна, причиненная эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;
• гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;
• повреждение судна;
• посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или участие в столкновении;
• повреждение, причиненное эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;
ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов, в свою очередь причиненных эксплуатацией судна или судов.
Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение моря.
Серьезная авария есть авария, не квалифицируемая как очень серьезная и которая повлекла:
• пожар, взрыв, посадку на мель, навал, штормовое повреждение, ледовое повреждение, трещину в корпусе или предполагаемый дефект корпуса и т.п.;
• конструкционное повреждение, в результате которого судно стало немореходным, такое как подводная пробоина, поломка главных двигателей, значительное повреждение жилых помещений и т. п.;
• загрязнение моря (независимо от количества сброса);
• поломку, потребовавшую буксировки или помощи берега.
Инцидент на море есть случай или событие, вызванные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.
2. Проведение расследований аварий.
Раздел 5. Проведение расследований аварий. Рекомендуется принимать во внимание, что инспекторы по расследованию аварий должны иметь беспрепятственный доступ к соответствующей информации по безопасности, включая записи приборов регистрации данных о рейсе и акты освидетельствований, находящиеся на хранении у государства, владельцев судна и у классификационных обществ. Доступ к информации не должен ограничиваться по причине проведения параллельных расследований.
Признавая, что любое судно, вовлеченное в аварию, может продолжать свою работу и что оно не должно задерживаться более чем это абсолютно необходимо, производящее расследование государство должно начинать расследование как можно скорее, не задерживая судно без причины.
Раздел 6. Ответственность за расследования аварий и инцидентов. Государствам флага судна настоятельно рекомендуется предпринимать расследования всех аварий их судов. Все случаи серьезных и очень серьезных аварий должны быть расследованы.
Раздел 7. Ответственность головного расследующего государства. Головное расследующее государство несет ответственность за следующее:
— выработка общей стратегии расследования аварии совместно с существенно заинтересованными государствами;
— предоставление инспектора по расследованию и координацию расследования;
— установление параметров расследования, основанных на законодательстве расследующего государства, и обеспечение того, что расследование соблюдает это законодательство;
— сохранение показаний и другого доказательства, собранных расследованием;
— подготовку доклада о расследовании и получение отзывов существенно заинтересованных государств;
— координация, при необходимости, с другими организациями, проводящими свои расследования;
— обеспечение поддержки от необходимых вспомогательных служб;
— связь с агентствами, организациями и отдельными лицами, не являющимися членами бригады расследования.
Раздел 8. Консультации. Несмотря на обязанность капитана или владельца судна информировать власти государства флага судна о любой произошедшей с судном аварии, государство, в чьих водах произошла авария или инцидент, должно с минимальной задержкой информировать государство флага об обстоятельствах и мерах, предпринятых прибрежным государством.
Раздел 9. Сотрудничество. Если два или более государств договорились о сотрудничестве и процедурах расследования аварии, государство, координирующее расследование, должно пригласить представителей существенно заинтересованных государств принять участие в расследовании. При этом разрешить их представителям опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства, делать представления в отношении доказательств, получать выписки, постановления и окончательный доклад о расследовании.
Раздел 10. Обнародование докладов. Государство, проводящее расследование аварии или инцидента, когда бы они ни случились, не должно раскрывать для целей иных, чем расследование аварии, обстоятельства дела, ущемляющие права человека.
Раздел 11. Кадровые и материальные ресурсы. Правительствам следует предпринять все необходимые шаги по обеспечению эффективными средствами, подходящим образом квалифицированным персоналом и материальными ресурсами проведение расследований аварий.
Раздел 12. Издание докладов об авариях и представление их в
ИМО. Головное расследующее государство должно направить копию проекта окончательного доклада всем существенно заинтересованным государствам.
Раздел 13. Повторные расследования. Если представлено новое доказательство, которое может существенно изменить установление обстоятельств, при которых произошла авария, то государства должны пересмотреть свои выводы.
Раздел 14. Содержание докладов. Для облегчения обмена информацией о расследовании аварий каждый доклад должен отвечать типовому формату, приведенном в Кодексе.
Раздел 15. Связь между администрациями. Для облегчения внедрения данного Кодекса, государства должны сообщить ИМО контактные адреса ответственных властей их правительств для связи в отношении сотрудничества при расследовании аварий.
В дополнении к Международному кодексу проведения расследований аварий и инцидентов на море содержится Руководство инспекторам по применению Кодекса.
Тема 5.22 Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами(ПРАС 90)
В России разработано и действует Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (далее — Положение), утвержденное приказом Минтранса РФ №75 от 14.05.2009 г.
Этим же Приказом признан не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. № 118 «Об утверждении Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами» (ПРАС-90).
Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с судами, аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна.
В Положении указывается, что целью проведения расследования аварийных случаев с судами является установление причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности плавания.
Положение применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с морскими судами, плавающими:
— под Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или иными плавучим объектами (только на период их перегона) (далее — суда);
— под флагами иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только на период их перегона) (далее — иностранные суда) в предусмотренных Положением случаях.
Аварийные случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна, смерть человека либо серьезный ущерб окружающей среде.
Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:
• смерть человека или причинение ему тяжких телесных повреждений;
• исчезновение человека с судна;
• гибель судна, предполагаемую гибель судна или оставление судна, повреждение судна;
• посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;
• повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;
• серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.
Аварийные случаи с судами на море расследуются как инциденты на море в случае, если имело место событие или ряд событий, иных, чем авария на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли бы угрожать безопасности судна, находящихся на нем людей или любого иного лица либо окружающей среде.
Расследование аварийных случаев с судами на море (очень серьезных аварий, аварий и инцидентов) не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.
Расследование аварийных случаев с судами осуществляют:
• капитан морского порта — расследование аварий на море;
• капитан судна — расследование инцидентов на море.
До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна обязан незамедлительно сообщить о происшедшем аварийном случае с судном:
• судовладельцу;
• капитану морского порта (места) регистрации судна;
• капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
• Государственному морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ «Госморспасслужба России» или соответствующему морскому спасательно-координационному центру (МСКЦ), морскому спасательному подцентру (МСПЦ) на бассейне при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
• Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
• Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
• Администрации Северного морского пути при аварийном случае, происшедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.
Если аварийный случай с судном произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о происшедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, в Федеральное агентство по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.
При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:
• судовладельцу;
• капитану морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого находится СНО;
• Федеральному агентству морского и речного транспорта;
• Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
• Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
• Администрации Северного морского пути при аварийном случае, происшедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.
В сообщении об аварийном случае с судном, подписанном капитаном, указывается:
• * название и номер ИМО судна;
• * фамилия, имя, отчество капитана судна;
• * судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес, телефон, факс;
• * порт (место) регистрации судна;
• * год постройки судна;
• * дата и время аварийного случая с судном;
• * место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
• * географические координаты аварийного случая с судном;
• * географические координаты места нахождения судна;
• * краткое описание аварийного случая с судном;
• * дата составления сообщения.
Порядок расследования аварийных случаев с судном заключается в следующем.
• Составляется и утверждается капитаном акт об аварийном случае с судном, в котором указываются: фамилии и должности лиц, составивших акт; вид, место и дата аварийного случая; подробное описание повреждений судна. Акт об аварийном случае с судном подписывают лица, составившие акт. К акту прилагаются списки пострадавших людей, перечень утраченного или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения, копии радиограмм и т.д.
• Собираются объяснения очевидцев и причастных лиц, составляются протоколы опросов, причем опрос проводится отдельно с каждым из очевидцев и причастных лиц.
В протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:
• * время, число, месяц и год опроса;
• * фамилия, имя и отчество опрашиваемого;
• * число, месяц и год рождения опрашиваемого;
• * стаж работы, в том числе: по специальности, в последней должности на данном судне;
• * специальное образование (какое учебное заведение и когда закончил);
• * квалификация по диплому (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
• * домашний адрес опрашиваемого;
• * заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;
• * фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего опрос.
Протокол опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.
• Подается заявление об аварийном случае на имя капитана морского порта, подписывается капитаном судна и содержит просьбу расследовать аварийный случай с судном. В заявлении содержится краткое описание аварийного случая.
• Вместе с заявлением капитаном судна подается подробное сообщение об аварийном случае, к которому прилагаются выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опроса, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схема заводки буксирных тросов, фотографии и другие документы, подтверждающие события аварийного случая на море.
Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта, назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, перечисленные выше документы.
Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение трех суток с момента получения документов от капитана судна.
После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан морского порта с учетом причинного фактора решает, относится данный аварийный случай к аварии на море или к инциденту на море. В первом случае он составляет план проведения расследования, а во втором — возвращает представленные капитаном судна документы по данному инциденту на море для самостоятельного проведения расследования капитаном судна.
Контрольные вопросы:
1.Пояснить назначение Международного кодекса проведения расследований аварий и инцидентов на море.
2.Охарактеризовать содержание Международного кодекса проведения расследований аварий и инцидентов на море.
3.Пояснить порядок расследования аварий на море.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 454.