Е. С. Иванов( Дети с временными задержками развития),1971,с. 63-66
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляе­мость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний.

К основным нарушениям психической деятельности ребенка при асте­нии должны быть отнесены повышенная утомляемость и истощаемость. При этом особенно страдает функция переключения внимания, отмечает­ся ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению.

При всей сложности этиологических факторов при астении у об­следованных детей можно выделить следующие группы астенических состояний:

1. Астенические состояния как следствие перенесенных заболеваний.

2. Астенические состояния как результат текущего заболевания.

3. Астенические состояния, обусловленные наследственно-консти­туциональными факторами.

В каждой из названных групп можно еще выделить:

а) астенические состояния как следствие органической дефектно­сти мозга;

б) астенические состояния как результат функционально-динами­ческих нарушений в центральной нервной системе.

В последнюю группу должны быть включены и астении, связан­ные с переутомлением ребенка, и все варианты астении, сопровожда­ющие детские невротические реакции. Выделение этих видов астении принципиально важно, так как возникновение, течение, сложное пе­реплетение астенических проявлений с психогенными невротически­ми симптомами болезни требуют специальных лечебно-коррекционных мероприятий.

У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляются не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. В ряде характеристик из школы наблюдатель­ные педагоги описывают поведение таких детей на уроке следующим об­ разом: «...не может высидеть полностью урока, уже через 10-15 минут не слушает, начинает вертеться, перекладывает тетради, задевает соседа по парте... на замечания почти не реагирует». Эти особенности астении у де­тей отличают ее от астении у взрослых (Сухарева Г. Е.) и дают основание для отнесения таких детей в категорию недисциплинированных. Повы­ шенная двигательная активность является, видимо, одной из фаз утомле­ния, так как вслед за двигательным беспокойством у ребенка на какое-то время наступает вялость, сонливость. В этом состоянии ребенок уже аб­солютно выключен из урока и на замечания педагога не может реагиро­ вать. У части детей фаза вялости, повышенной сонливости наступает, минуя фазу двигательной расторможенности.

Многим детям свойственны частые колебания настроения, легкая эмо­ циональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобраз­ но приподнятое настроение часто бывает при двигательной расторможен­ ности и сопровождается шаловливостью, проказливостью, свойственной детям более младшего возраста. Меры дисциплинарного нажима на та­ ких детей могут быть полезными лишь в единичных случаях, на очень короткое время, на начальных этапах и при условии редкого их примене­ ния. В общем-то эти меры, в том числе и меры общественного воздей­ ствия, применяемые в условиях, когда у ребенка имеются уже хроничес­ кие школьные неудачи и образовалась система психоконфликтных отношений, чаще усиливают упрямство и могут приводить к появлению примитивных реакций защиты и протеста в разной их форме.

Особое место среди детей, страдающих астеническими состояния­ми, занимают дети, которые, имея интеллект, примерно соответству­ющий возрасту, не справляются преимущественно с темпом прохож­дения программы массовой школы. Среди этих детей есть ученики и с так называемыми западаниями или неравномерностью школьных зна­ний, они не могут освоить счет, письмо и чтение. Эта группа детей вхо­дит в состав более обширной группы, объединяемой общим названи­ем: дети с временной задержкой психического развития.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.