В клинических и психологических исследованиях, посвященных вопросам школьной неуспеваемости, ЗПР так называемой пограничной умственной отсталости, почти всегда обсуждается роль социального фактора в замедлении темпа психического развития ребенка.
Согласно некоторым зарубежным концепциям, трудности в обучении детей являются прежде всего результатом социальной депривации — неблагоприятных условий жизни и воспитания. Поэтому ЗПР ребенка связывается в первую очередь с недостатком общения и информации, приводящим к ограничению его сенсорного, интеллектуального и эмоционального опыта.
Известное положение Л. С. Выготского о сензитивных периодах развития психических функций позволяет предположить особое значение фактора стимуляции восприятия, памяти, речи, моторики и т. д. на определенных, наиболее значимых для каждой из данных функций возрастных этапах. Исходя из этого, обратная ситуация — длительный недостаток информации, явления социально-педагогической запущенности в преддошкольном и дошкольном возрасте — может снизить потенциальные возможности обучаемости. Факторы гипо- и гиперопеки, отрицательно влияющие на развитие, могут быть причиной и искусственной инфантилизации. Выше был описан тип ЗПР психогенного происхождения, при котором тяжелые условия воспитания формировали патологическое развитие личности ребенка.
Тем не менее повседневная клиническая и педагогическая практика показывает, что дети с явлениями социально-педагогической запущенности и даже патологического развития личности могут восполнить пробелы в своих знаниях в условиях массовой школы при наличии адекватного индивидуального подхода в обучении.
Гораздо пагубнее роль отрицательного средового фактора для детей с органической недостаточностью нервной системы или соматической неполноценностью. Эти дети нуждаются в более активной стимуляции познавательной деятельности, чем их здоровые сверстники. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, ЗПР конституционального, соматогенного и даже в ряде случаев церебрально-органического генеза может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. Этому способствует и типичное для неполноценных условий воспитания наслоение психических отклонений, обусловленных ситуационно (невротических образований, нарушений поведения). Более того, те же неблагоприятные семейные факторы, которые вызывают педагогическую запущенность, нередко способствуют и возникновению самой неполноценности мозга ребенка (вследствие влияния на плод алкоголизма матери, большей частоты соматических церебральных инфекций и травм, отсутствия свое временного обращения к врачу и регулярного лечения и т.д.). Поэтому относительно более высокий процент детей с ЗПР в неблагополучных семьях иногда приводит к ошибочному мнению о социальной причине их психической незрелости. Результаты же клинических и нейрофизиологических исследований детей со стойкой неуспеваемостью в большинстве случаев обнаруживают у них явления той или иной патологической «почвы» со стороны ЦНС или соматической сферы.
Помимо неблагоприятных условий воспитания заслуживает внимания и другой отрицательный средовой фактор, присоединяющийся позже. Речь идет о психотравмирующей для ребенка ситуации, связанной с его несостоятельностью в условиях массовой школы (Сухарева Г. Е., 1959; СогЬог Я., 1967; НагСосоШя Р., 1967; Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973; Власова Т. А., Лебединская К. С., 1975; Белопольская Н. Л., 1976, и др.). Большей частью это различные невротические расстройства, патологические реакции протеста, оппозиции, отказа (ЬаиГег М. Е., Оеппоп Е., 1960; ХУепдег Р. Н., 1971). В. В. Ковалев (1979) пишет о вторичных астенических явлениях в результате психического перенапряжения, Венгер — об ослаблении самоуважения. Н. Л. Белопольская (1976) в специальном экспериментально-психологическом исследовании показала, что это чувство собственной неполноценности и связано не только с объективными затруднениями, но и с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, создающейся в классе вокруг неуспевающих детей. Низкая оценка сверстниками интеллектуальных возможностей этих детей неправомерно распространяется и на их внешность, моральные качества. Длительная психотравмирующая ситуация, приводящая к невротическим образованиям, вызывает у детей с ЗПР различного генеза отрицательное отношение к школе, нередко толкает на ложные пути самоутверждения и способствует формированию ряда асоциальных форм поведения в подростковом возрасте (Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973; Лебединская К. С. и др., 1980).
Клинические критерии отбора в специальные школы для детей с задержкой психического развития . Вопросы терапии и профилактики
Суммируя все вышеприведенные данные, можно сделать вывод, что в проблеме ЗПР наибольшее значение для дефектологии имеет тот тип, который мы охарактеризовали как церебрально-органический. Его значение определяется большей стойкостью и выраженностью нару-
шений психического развития. Диагноз стойкой задержки психического развития церебрально-органического генеза: органического инфантилизма и ЗПР с преимущественной недостаточностью познавательной деятельности служит основным клиническим показанием для направления ребенка в специальную школу. Обучение таких детей в условиях созданного в данных школах усиленного врачебного (педиатрического и психоневрологического) контроля обеспечивает возможности поддерживающей терапии; общеукрепляющей и психофармакологической. Медикаментозное лечение, снимая либо уменьшая энцефалопатические расстройства, повышая общий корковый тонус, способствует высвобождению имеющихся интеллектуальных ресурсов и их максимальному использованию для педагогической коррекции.
ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного генеза, а также более легкие формы церебрального происхождения (например, вышеописанного невропатического) могут быть компенсированы в условиях массовой школы при наличии индивидуального педагогического подхода. Направление таких детей в специальные школы для детей с ЗПР показано лишь в виде исключения: при наличии крайне неблагоприятных семейных условий, препятствующих приобретению ребенком элементарных знаний, необходимых для овладения школьными предметами.
Учет изложенных выше клинико-онтогенетических закономерностей ЗПР имеет значение для решения и других, не менее важных практических вопросов: профилактики и коррекции данной аномалии развития.
Вопросы медицинской профилактики ЗПР в первую очередь связаны с проблемой ранней профилактики соматической и прежде всего органической церебральной недостаточности (Сухарева Г. Е., 1965; \Уеп4ег Р., 1971; Винокуров Л. Н., 1973; Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973 и др.). Эта комплексная проблема имеет четыре основных направления (Бадалян Л. О., 1974), решаемых в общегосударственном масштабе: охрана здоровья будущих матерей, контроль за течением беременности, служба родовспоможения, микропедиатрический и микроневрологический контроль.
Медикаментозная коррекция ЗПР церебрально-органического генеза в основном должна быть направлена на купирование энцефалопатических расстройств, усугубляющих недостаточность интеллектуальной деятельности, энурез, явлений резидуальной церебральной гипертензии.
В зависимости от преобладания тех пли иных энцефалопатических расстройств применяются транквилизаторы, снижающие невротические и неврозоподобные расстройства; нейролептические препараты,
направленные на снятие явлений психомоторной возбудимости, психопатоподобных, аффективных расстройств; различные комбинации пптисудорожных и дегидратационных средств. Большое значение имеет общеукрепляющая терапия, купирующая церебрастенические расстройства, уменьшающая общую соматическую ослабленность. Под прикрытием нейролептиков и транквилизаторов эффективны препараты, обладающие стимулирующим действием на кору головного мозга: глютаминовая кислота, аминалон, церебролизин, энцефобол, ли-поцеребрин, ноотропил (пирацетам). Комплексная и длительная терапия, снимая либо уменьшая энцефалопатические расстройства, повышая общий корковый тонус, способствует высвобождению имеющихся интеллектуальных ресурсов и их максимальному использованию для педагогической коррекции.
Проблему поддерживающей терапии наиболее просто осуществить в специальных школах-интернатах, где имеется постоянный психоневрологический контроль за общим состоянием и лечением детей.
Большое значение имеет социальный аспект профилактики ЗПР как в плане пропаганды среди населения важности обращения к врачу при малейших признаках отставания ребенка в соматическом и психическом развитии, тщательном выполнении всех рекомендаций по лечению соматических и церебральных заболеваний, так и в разработке системы социальных мероприятий, препятствующих возникновению задержки психического развития психогенного происхождения.
Таким образом, задержка психического развития представляет собой аномалию развития, обладающую значительным полиморфизмом клинико-онтогенетической структуры, степени тяжести и прогноза. Знание этого клинического полиморфизма должно служить целям дифференциации не только медикаментозной терапии, но и психолого-педагогической коррекции. Для дефектологии наибольшее значение имеет ЗПР церебрально-органического генеза, при которой нарушения темпа психического созревания, как эмоционального, так и интеллектуального, наиболее стойки и усугублены рядом энцефалопатических расстройств, еще более снижающих возможности познавательной деятельности таких детей.
С точки зрения психолого-педагогической эти дети обладают значительной общностью структуры психического дефекта, проявляющейся 1 именно в феномене задержки развития знаний, навыков, эмоциональной Сферы, активности. На ликвидацию этой общей недостаточности и направлена вся современная система психолого-педагогической коррекции. Но эта общность, как нам хотелось показать, является конечным результатом различных клинических проявлений дефицитарности нервно-психической сферы ребенка. Поэтому наряду с общими методами коррекции ЗПР целесообразна и индивидуализация, обусловленная вышеописанными особенностями клинической структуры различных вариантов ЗПР церебрально-органического генеза. И здесь клинический полиморфизм должен явиться фактором поиска дифференцированных форм психолого-педагогической коррекции. Подход к обучению и воспитанию ребенка с ЗПР церебрально-органического генеза, очевидно, должен все же быть различным в зависимости от того, идет ли речь об органическом инфантилизме или о нарушении интеллектуальной работоспособности вследствие выраженной астении, психической инертности, недостаточности отдельных корковых либо подкорковых функций. Естественно, также дифференцирован должен быть и лечебный подход, направленный прежде всего на ликвидацию энцефалопатических расстройств. От адекватности этой лечебно-педагогической дифференциации в большей мере зависит прогноз обучения и последующей социальной адаптации ребенка.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 288.