Перечень как средство юридической техники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечень представляет собой государственно-властное нормативное закрепление юридически значимого перечисления

Правовой перечень основан на приеме перечисления, который может использоваться законодателем при конструировании любого из элементов правовой нормы: могут быть перечислены субъекты, которые наделяются определенным правом или полномочием, условия, при которых применяется правовая норма, возможные последствия и т. п.

Однако в некоторых специальных исследованиях подчеркивается самостоятельность данного средства юридической техники в системе иных средств и необходимость самостоятельного закрепления перечня в нормативных правовых актах подзаконного характера[112].

Перечисление как прием познавательной деятельности предполагает установление связей объектов, тождественности, соподчиненности. Соответственно, перечень как результат применения такого приема выступает способом систематизации правовых явлений, средством детализации родовых понятий, которые содержатся в гипотезах или диспозициях правовых норм, выделяя множество однородных объектов, в отдельные правоположения. Тем самым обеспечивается экономия средств правового регулирования при формулировании нормы права, создаются условия для эффективного их применения.

Формирование перечня должно быть основано на некоторых требованиях:

- точность обозначения группы перечисляемых объектов и выбор в качестве критерия составления перечня признаки, юридически значимые для конкретных правоотношений;

- однозначность понимания каждого из названных объектов;

- краткость перечня,

 - простота использования субъектом юридической деятельности.

Способ оформления перечня в структуре нормативного правового акта выбирается субъектом правотворчества. Во-первых, перечень может быть конструктивно включен в норму права (как, например, система наказаний в ст. 44 УК). Во-вторых, это может быть утверждение в самостоятельном нормативном правовом акте. Третьим вариантом оформления может быть утверждение перечня в виде приложения (таблица, список и т. п.) к нормативному правовому акту.

Особенностью перечня, утверждаемого самостоятельным нормативным правовым актом, является его подвижность. Дополнение и изменение перечня происходит более оперативно в сравнении с нормами законов, поскольку утверждение перечня осуществляется подзаконным нормативным правовым актом, имеющим более гибкие процедуры изменения. 

Перечень используется также для определения специального режима юридической деятельности в отношении объектов, указанных в перечне. Перечень подлежит утверждению со стороны компетентного органа или должностного лица. Соответственно, перечни как способ конкретизации норм более общего характера и более высокой юридической силы оформляются подзаконными правовыми актами различного уровня, после чего приобретают юридическое значение, которое определяется юридической силой нормативного акта, утверждающего перечень.

 Следование перечню вызывает определенные юридические последствия (возникновение, изменение, прекращение правоотношений), нарушение перечня влечет за собой определенные негативные последствия (применение санкций, если перечни конкретизируют диспозицию нормы, либо правоотношение не возникает, несмотря на действия субъекта, если перечень раскрывает гипотезу).

Виды перечней.

А) по способу разделения объектов:

- простые перечни (содержат обособленную группу объектов);

- сложные перечни (относит объект в определенную группу из числа неоднородных объектов);

Б) по связи объектов:

- иерархические перечни (уровень и значение объекта в соответствующей системе зависит от его местоположения в перечне — к примеру, перечень должностей);

- горизонтальные (объекты перечисляются как равнозначные);

В) по объему:

- закрытые (исчерпывающее перечисление объектов);

- открытые (возможность обнаружения объекта, не поименованного в перечне, но обладающего соответствующими признаками).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.