Образовательная программа:
«Технологии государственного администрирования»
(направление 38.04.04)
Уровень образования: магистратура
Форма обучения: заочная
Екатеринбург, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 «Понятие и содержание коррупции, коррупционных преступлений и правонарушений» | ||
1.1. | Понятие «коррупция» | 4 |
1.2. | Разные проявления коррупции | 5 |
1.3. | Признаки коррупционного преступления | 8 |
Раздел 2 «Национальные меры в борьбе против коррупции | ||
2.1. | Национальные меры по профилактике коррупции | 10 |
Раздел 3. Основные направления антикоррупционной политики и государственная стратегия противодействия коррупции | ||
3.1. | Нормативное противодействие коррупции | 12 |
3.2. | Обязанности гражданских служащих по противодействию коррупции | 14 |
3.3. | Административное противодействие коррупции | 15 |
3.4. | Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, в государственных корпорациях | 18 |
3.5 | Запреты для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | 24 |
3.6. | Технологии противодействия коррупции в органах власти: ротация гражданских служащих | 34 |
Список использованной литературы по 1-2 разделам | 39 | |
Раздел 4. Антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов | ||
4.1. | Кадровая технология: мониторинг соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению | 43 |
4.2. | Служебное поведение государственных гражданских служащих как объект мониторинга | 49 |
4.3 | Компетенции, задачи и функции Департамента кадровой политики Губернатора Свердловской области, реализуемые при осуществлении мониторинга соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области ограничений, запретов, требований к служебному поведению | 58 |
4.4. | Существующие проблемы по соблюдению государственными гражданскими служащими Свердловской области ограничений, запретов, требований к служебному поведению и рекомендации по совершенствованию мониторинга | 65 |
Список использованной литературы в разделе 4 | 73 |
РАЗДЕЛ 1 «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРУПЦИИ, КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
Понятие «коррупция»
На гражданской службе Российской Федерации действуют федеральные законы, в основе которых международные законы и нормы регулирования поведения, принятые международным сообществом. Одним из важных документов является Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) (Страсбург, 27 января 1999 года). Она ратифицирована Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" (вступила в силу для России 1 февраля 2007г.)[1].
Важным аспектом данной Конвенции является регламентация наказания и выдачи преступников. Лица, совершившие коррупционные преступления, уже не смогут использовать территорию европейских стран, подписавших указанную Конвенцию, для того, чтобы избежать уголовного преследования. Устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как:
1) подкуп государственных должностных лиц;
2) подкуп в частном секторе;
3) злоупотребление влиянием в социальной справедливости;
4) затрудняет развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики. Отмечены вредные финансовые последствия коррупции для частных лиц, компаний и государств, а также международных институтов. Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией, в частности в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Совершение таких деяний может быть от имени или в интересах юридического лица[2].
Разные проявления коррупции
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» действия, классифицирующиеся как коррупционные, отражены в виде уголовной ответственности за получение и дачу взятки, злоупотребление служебным положением, участие государственных и муниципальных служащих в незаконной предпринимательской деятельности и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Взяточничество есть прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение этим лицом какого-либо неправомерного преимущества для себя или для любого иного лица, принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. Кроме того, под взяточничеством понимают преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества публичному должностному лицу, с тем, чтобы это публичное должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Помимо взяточничества коррупция выражается в злоупотреблении влиянием в корыстных целях, то есть преднамеренном обещании, предоставлении или предложении любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо лицом за вознаграждение.
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано определение коррупционно опасного поведения. Это ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений и запретов, и порождающее их поведение (действия или бездействие) муниципального служащего признаются коррупционно опасными.
Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.
Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности возникновения конфликта интересов.
Также в Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено определение «коррупционное правонарушение».
Коррупционное правонарушение – это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое соответствующими нормативными правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Их условно можно подразделить на следующие виды.
Дисциплинарные коррупционные проступки, то есть проступки, обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.
Административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями, правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
Коррупционные преступления – общественно-опасные деяния содержащие признаки коррупции, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Критериями или отличительными признаками, отражающими коррупционную направленность преступления, как указано в п. «а» ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", являются:
- незаконное использование должностным лицом предоставленных ему по службе полномочий (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, – своих полномочий);
- использование должностного положения, злоупотребление полномочиями вопреки законным интересам общества и государства в целях получения имущественной выгоды или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, т.е. с корыстной целью;
- незаконное предоставление выгоды имущественного характера должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, другими физическими лицами.
Указанные деяния относятся к коррупционным и в тех случаях, когда физическое лицо их совершает от имени или в интересах юридического лица (п. «б» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 265.