КУРС ЛЕКЦИЙ «ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
В составе модуля 1123966 «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления»
Образовательная программа:
«Технологии государственного администрирования»
(направление 38.04.04)
Уровень образования: магистратура
Форма обучения: заочная
Екатеринбург, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 «Понятие и содержание коррупции, коррупционных преступлений и правонарушений» | ||
1.1. | Понятие «коррупция» | 4 |
1.2. | Разные проявления коррупции | 5 |
1.3. | Признаки коррупционного преступления | 8 |
Раздел 2 «Национальные меры в борьбе против коррупции | ||
2.1. | Национальные меры по профилактике коррупции | 10 |
Раздел 3. Основные направления антикоррупционной политики и государственная стратегия противодействия коррупции | ||
3.1. | Нормативное противодействие коррупции | 12 |
3.2. | Обязанности гражданских служащих по противодействию коррупции | 14 |
3.3. | Административное противодействие коррупции | 15 |
3.4. | Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, в государственных корпорациях | 18 |
3.5 | Запреты для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации | 24 |
3.6. | Технологии противодействия коррупции в органах власти: ротация гражданских служащих | 34 |
Список использованной литературы по 1-2 разделам | 39 | |
Раздел 4. Антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов | ||
4.1. | Кадровая технология: мониторинг соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению | 43 |
4.2. | Служебное поведение государственных гражданских служащих как объект мониторинга | 49 |
4.3 | Компетенции, задачи и функции Департамента кадровой политики Губернатора Свердловской области, реализуемые при осуществлении мониторинга соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области ограничений, запретов, требований к служебному поведению | 58 |
4.4. | Существующие проблемы по соблюдению государственными гражданскими служащими Свердловской области ограничений, запретов, требований к служебному поведению и рекомендации по совершенствованию мониторинга | 65 |
Список использованной литературы в разделе 4 | 73 |
РАЗДЕЛ 1 «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРУПЦИИ, КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
Понятие «коррупция»
На гражданской службе Российской Федерации действуют федеральные законы, в основе которых международные законы и нормы регулирования поведения, принятые международным сообществом. Одним из важных документов является Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) (Страсбург, 27 января 1999 года). Она ратифицирована Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" (вступила в силу для России 1 февраля 2007г.)[1].
Важным аспектом данной Конвенции является регламентация наказания и выдачи преступников. Лица, совершившие коррупционные преступления, уже не смогут использовать территорию европейских стран, подписавших указанную Конвенцию, для того, чтобы избежать уголовного преследования. Устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как:
1) подкуп государственных должностных лиц;
2) подкуп в частном секторе;
3) злоупотребление влиянием в социальной справедливости;
4) затрудняет развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики. Отмечены вредные финансовые последствия коррупции для частных лиц, компаний и государств, а также международных институтов. Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией, в частности в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Совершение таких деяний может быть от имени или в интересах юридического лица[2].
Разные проявления коррупции
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» действия, классифицирующиеся как коррупционные, отражены в виде уголовной ответственности за получение и дачу взятки, злоупотребление служебным положением, участие государственных и муниципальных служащих в незаконной предпринимательской деятельности и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Взяточничество есть прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение этим лицом какого-либо неправомерного преимущества для себя или для любого иного лица, принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. Кроме того, под взяточничеством понимают преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества публичному должностному лицу, с тем, чтобы это публичное должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Помимо взяточничества коррупция выражается в злоупотреблении влиянием в корыстных целях, то есть преднамеренном обещании, предоставлении или предложении любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо лицом за вознаграждение.
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано определение коррупционно опасного поведения. Это ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений и запретов, и порождающее их поведение (действия или бездействие) муниципального служащего признаются коррупционно опасными.
Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.
Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности возникновения конфликта интересов.
Также в Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено определение «коррупционное правонарушение».
Коррупционное правонарушение – это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое соответствующими нормативными правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Их условно можно подразделить на следующие виды.
Дисциплинарные коррупционные проступки, то есть проступки, обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.
Административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями, правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
Коррупционные преступления – общественно-опасные деяния содержащие признаки коррупции, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Критериями или отличительными признаками, отражающими коррупционную направленность преступления, как указано в п. «а» ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", являются:
- незаконное использование должностным лицом предоставленных ему по службе полномочий (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, – своих полномочий);
- использование должностного положения, злоупотребление полномочиями вопреки законным интересам общества и государства в целях получения имущественной выгоды или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, т.е. с корыстной целью;
- незаконное предоставление выгоды имущественного характера должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, другими физическими лицами.
Указанные деяния относятся к коррупционным и в тех случаях, когда физическое лицо их совершает от имени или в интересах юридического лица (п. «б» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО 1-2 РАЗДЕЛАМ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 года № 230-ФЗ // принят Государственной Думой 24.11.2006 г.) (действующая редакция от 03.08.201; с изменениями от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года (с изм., внесенными Федеральными законами от 31.07.1998 № 147-ФЗ (ред. 09.07.2002), Определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 257-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года (в ред. От 17.07.2009 № 167-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П, определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 213-О).
5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года. Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года (в ред. Федеральных законов от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ).
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 16.10.2012 № 173-ФЗ, с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П, от 07.07.2011 № 15-П) // Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года. Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года.
8. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 99-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013) // Принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года. Одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года.
9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ // Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года. С изменениями и дополнениями от 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая 2013 г.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву: Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 170-ФЗ.
11. О государственной тайне: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 1 декабря 2007 г.)
12. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ
12. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 142-ФЗ
13. Указ Президента РФ от 07.09.2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»
14. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы».
15. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 126 «О комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров».
16. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №. 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
17. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // электронный доступ http://fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/132/10297.shtml. Дата обращения: 13.12.2013 г.
18. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 25 января, 28 февраля, 22 апреля 2013 г.).
19. Приказ Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2009 г. N 984н года "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения"
21. Разъяснения Минтруда России от 17 июля 2013 года по применению Федерального закона от 3 декабря 2012г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // Электронный доступ: Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. Дата обращения (18 августа 2013 г.).
22. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол №21).
23. Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области: Областной Закон от 15.07.2005 года № 84-ОЗ (ред. от 15.07.2013) // принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 05.07.2005 г.
24. О противодействии коррупции в Свердловской области: Областной Закон от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ (с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 21 марта 2012 года № 20-ОЗ (Областная газета, № 117-118, 23.03.2012).
25. Указ Губернатора Свердловской области «О резерве управленческих кадров Свердловской области» от 5 октября 2010 года № 941-УГ
26. Указ Губернатора от 10.03.2011 года № 166-УГ «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области»
27. Постановление Правительства Cвердловской области 21 октября 2013 года № 1276 -ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления в Свердловской области и противодействие коррупции в Свердловской области до 2020 года»
Таблица 1 – Понятие «мониторинг» и его элементы
№ | Автор | Определение | Элементы мониторинга |
1 | Кибанов А.Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь | Мониторинг – система сбора данных о сложных явлениях, процессах, описываемых с помощью определенных ключевых показателей, позволяющих диагностировать состояние объекта исследования, оперативно отслеживать тенденции и динамику происходящих в нем изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения | Система сбора данных о явлениях, процессах |
2 | Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов | Мониторинг – систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие (или несоответствие) результатов этого процесса первоначальным предложениям | Систематическое наблюдение за процессом с целью фиксации отклонения от норм |
3 | Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка | Мониторинг (от лат. monitoring) – система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо объекта | Наблюдение, оценка, прогноз изменений состояния объекта |
4 | Кушлин В.П. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика | Мониторинг (от лат. monitor – предостерегающий – это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла | Технология наблюдения и анализа изменений объекта управления |
5 | Лапуста М.Г. Современный финансово- кредитный словарь | Мониторинг – это наблюдение, оценка, анализ и прогнозирование состояния отдельных процессов, а также природной и общественной среды | Наблюдение, оценка, анализ и прогнозирование состояния процессов |
6 | Толковый словарь русского языка | Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям | Наблюдение за процессом с целью выявления соответствия результату |
7 | Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь | Мониторинг – это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза | Специально организованное систематическое наблюдение с целью оценки, контроля и прогноза |
Мониторинг является достаточно сложным и неоднозначным явлением, поэтому целесообразно рассматривать его с позиции системного подхода. Системный подход предполагает рассмотрение мониторинга как единой системы, целостного комплекса взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью. Качество проведения мониторинга обеспечивается соблюдением научно обоснованных требований и принципов, к числу которых следует отнести следующие.
Таблица 2 – Основные принципы и требования мониторинга
№ | Наименование принципа / требования | Характеристика принципа / требования |
1 | Целенаправленность | Мониторинг должен быть сосредоточен на решении определённых управленческих задачах |
2 | Достоверность мониторинга | Использование предоставленных полных и достоверных данных, а также системы мониторинговых показателей, квалифицировавших исследуемый объект |
3 | Оперативность | Срочный сбор и обработка данных, направленный на принятие экстренных решений в краткие сроки |
4 | Систематичность | Проведение мониторинга в установленные промежутки времени, отведенные на сбор информации |
5 | Комплексность | Одновременное наблюдение за изменением системы показателей, отражающих разносторонность развития наблюдаемого объекта |
6 | Валидность | Исследование какой-либо нормы изучаемого явления с дальнейшей выработкой обоснованного вывода соответствия / несоответствия этой нормы |
7 | Профессионализм | Мониторинг должны осуществлять специалисты, обладающие профессиональными знаниями, навыками и компетенциями в этой сфере |
8 | Плановость | Мониторинговая деятельность должна подлежать исполнению в соответствии с программой, которая учитывает в себе этапы и сроки проведения мониторинга |
Соблюдение в ходе мониторинга данных принципов и требований способствует наиболее полному и всестороннему исследованию, в результате которого представление и знание об объекте является тождественным и истинным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗДЕЛЕ 4
Нормативные правовые акты
Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 17.05.2017).
О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 3.11.2010 № 971-УГ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sudrf.kodeks.ru/document/895272590
Об утверждении Положений об отдельных структурных подразделениях Администрации Губернатора Свердловской области: Распоряжение Губернатора Свердловской области от 16.06.2014 N 127-РГ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=135933#0 (дата обращения 17.05.2017)
КУРС ЛЕКЦИЙ «ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Дата: 2019-02-19, просмотров: 350.