Правила изложения практического материала курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выполняя курсовую работу практического или опытно-экспериментального характера, студент для подтверждения выделенных теоретических положений проводит исследование, апробируя какой-либо метод на практике. Наиболее востребованными являются методы наблюдения, анкетирования, беседы, моделирования, анализ продуктов детской деятельности.

При описании практической части исследования следует указать следующие основные моменты:

· выделить цель, с которой был использован тот или иной метод исследования;

· дать краткую характеристику испытуемых – указать их количество (не менее 5 чел.), пол, возраст, а также характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования;

· указать автора методик и литературный источник, из которого он взят; если разработчиком являлся автор курсовой работы, это отмечается в работе;

· описать процедуру проведения, ее последовательность, предлагаемые инструкции; целесообразно приводить убедительные примеры и давать оценки;

· проанализировать собранный материал и подвергнуть его количественной и качественной обработке - качественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений; количественный анализ предполагает подсчет показателей по выделенным критериям (количество верных и ошибочных ответов, количество выделенных признаков и т.д.), выделение процентного соотношения тех или иных факторов, признаков и т.п., что выражается в графиках, таблицах, диаграммах;

· выделить результаты исследования, отмечая его положительные стороны, негативные явления, возникшие трудности.

Стиль изложения материала – стиль научного языка, который не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Его отличает точность применяемой терминологии, рассуждения и доказательства, соблюдение последовательности и логичности, ясность и краткость изложения материала, что достигается с помощью использования вводных слов и оборотов, отражающих:

· последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак;

· противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее, с другой стороны, впрочем, напротив;

· причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;

· переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев…, перейдем к …, необходимо остановиться на…;

· выводы и итоги работы – итак, таким образом, значит, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать и др.

В работе не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Точку зрения автора отражает местоимение «мы». Например, «нами установлено», «мы приходим к выводу». Конструкции с местоимение «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями. Например, «К проблеме социальной реабилитации детей дошкольного возраста подходят с различных точек зрения». Используют изложение мнения автора от третьего лица («автор считает, что…») и страдательный залог («разработана модель…»).

5. Заключение – небольшая по объему часть работы (не более 2 страниц), где логично и аргументировано представляются главные выводы, обосновываются предложения, характеризующие в сжатом виде итоги исследовательской деятельности студента.

В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Однако это не констатация выполнения поставленных задач, а  краткий, доказательный, обоснованный и содержательный вывод, к которому пришел автор, решая ту или иную задачу.

Целесообразно выделить практическую значимость работы и отметить перспективу дальнейшего исследования по данной теме.

Образец написания заключения представлен в прил. 4.

    6. Библиографический список составляется автором работы в процессе поиска и изучения различных источников. Библиографический список, как перечень изученных автором источников, всегда просматривается тем, кто знакомится с работой, и дает адекватную информацию об уровне осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, о широте научного кругозора автора, а также позволяет судить о научной культуре студента и его этичной позиции по отношению к авторам используемых источников.

Для написания курсовой работы рекомендуется познакомиться и проанализировать около 20 источников. Большинство включенных в библиографический список источников необходимо отразить в тексте работы с помощью ссылок.

    При  подготовке  курсовой работы используются различные источники:

1. Научная литература: монография, диссертация, автореферат диссертации, статья из научного журнала, сборник научных статей, материалы конференций, тезисы доклада, рецензия, аннотация, брошюра.

2. Справочно-информационная литература: энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь.

3. Учебная литература: учебник, курс лекций и учебно-методическое пособие.                  

4. Материалы информационной сети Интернет широко используются  в настоящее время и позволяют с минимальными затратами труда и в кратчайшие сроки получить информацию по интересующей теме.

    Необходимо отметить, что в ходе библиографического поиска автору работы следует отдавать предпочтение работе с научной литературой, в которой широко представлены различные аспекты современных проблем воспитания, развития и обучения; и как можно меньше работать с учебной литературой, в которой раскрывается содержание того или иного учебного курса.

    7. Приложение – заключительная часть курсовой работы, которая наглядно представляет результаты исследования и имеет прямую связь с текстом работы.

    Приложение помогает облегчить восприятие содержания курсовой работы, и может включать в себя иллюстрации (рисунки, схемы, графики, фотографии, диаграммы и т.п.); методические материалы, дополняющие текст (описание методик, инструкции, анкеты, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы), продукты самостоятельной деятельности детей и т.д. Данные материалы могут быть, как разработаны автором, так и заимствованы.

    Приложение помещается в конце работы, при этом каждое должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Приложение нумеруется арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых представлены приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. В тексте работы обязательно должны быть сделаны ссылки на приложение с указанием его номера.

 

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы – один из важнейших этапов, поскольку придание соответствующей формы исследованию имеет принципиальное значение и должно соответствовать общепринятым требованиям.

1. Общие требования к оформлению.

· Курсовая работа предоставляется в печатном сброшюрованном виде. Текст работы размещается только с одной стороны листа.

· Объем работы: не менее 15 и не более 30 печатных листов, не включая приложение к работе.

· Шрифт: Times New Roman, обычный.

· Размер шрифта: 14.

· Интервал: полуторный.

· Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

· Абзацный отступ – 1,25 см.

· Выравнивание текста по ширине страницы.

· Для выделения в тексте работы слов или словосочетаний можно использовать курсив или полужирный шрифт.

· Введение, каждая глава, заключение, библиографический список, приложение  начинаются на отдельной странице.

2. Нумерация страниц. Нумерация страниц сквозная от титульного листа до последней страницы работы, включая приложение. Нумерация страниц титульного листа и оглавления подразумевается, но не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижнего поля соответствующей страницы цифрой без точки (3).

3. Оформление титульного листа. Текст титульного листа оформляют шрифтом Times New Roman, 14 размер, обычный, полуторный интервал. Тему работы оформляют шрифтом Times New Roman, 16 размер, полужирный, полуторный интервал. Возможно оформление словосочетания «курсовая работа» и названия темы работы шрифтом Times New Roman, 14 размер, полужирный, прописными буквами. Не допускаются переносы и сокращения слов. Образец оформления титульного листа представлен в прил. 1.

4. Оформление оглавления. Все заголовки выполняются с прописной буквы, точки в конце заголовков не ставятся. Названия структурных элементов работы (введения, глав, заключения, библиографического списка, приложения) можно выделить 14 шрифтом полужирным или прописными буквами. По каждой главе, параграфу, пункту указывается номер страницы, который выравнивается по правому краю в столбик. Заголовки глав располагаются друг под другом. Заголовки параграфов и пунктов смещаются вправо на 1,25 см. (5 знаков) и располагаются точно друг под другом. Образец оформления оглавления представлен в прил. 2.

5. Нумерация глав. Главы нумеруются римскими цифрами с точкой (Глава I.), параграфы и пункты – арабскими цифрами с точкой (первый параграф первой главы – 1.1.; первый пункт второго параграфа первой главы - 1.2.1.).

6. Оформление заголовков. Все названия глав, параграфов и пунктов в тексте курсовой работы должны соответствовать их названию в оглавлении. Для оформления заголовков можно использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полужирный. Следует учесть, что шрифт всех заголовков в курсовой работе должен быть единым. Точки в конце названий не ставятся. Расстояния между наименованиями параграфа, пункта, последующего текста располагается на  1 интервал ниже и выравнивается по левому краю работы.

7.  Правила сокращения слов. Правилам сокращения подлежат различные части речи.  Для сокращений используют следующие способы [11]:

· пишут первые буквы слов (пр. – прочие, др. - другие);

· оставляют одну, первую букву слова (г. – город, гг. – годы, с. – страница, и т.д. - и так далее, и т.п. – и тому подобное, т.к. – так как, т.о. – таким образом);

· оставляют часть слова (обл. - область, мин. – минута, гл. – глава, рис. – рисунок, табл. – таблица);

· пропускают часть букв в середине слова, заменяя их дефисом (изд-во - издательство).

Можно использовать буквенные аббревиатуры, которые составляются из начальных букв полных наименований (РФ, суз, МВД). Авторы могут сами вводить буквенные аббревиатуры, обозначающие специальные для изучаемой темы понятия (СОШ – средняя общеобразовательная школа, ДОУ – дошкольное образовательное учреждение, СДЮШ – спортивная детская юношеская школа, ЗПР - задержка психического развития). Первое упоминание аббревиатуры указывается в скобках после полного наименования, в дальнейшем уже можно использовать заданное сокращение. Например: «…детский церебральный паралич (ДЦП)».

8. Правила перечисления. Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах (на, из, от, то, что, как, и т.п.). В оформлении перечислений используют арабские цифры и латинские буквы. Аналогично формируются как буквенные, так и цифровые списки.

В нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах, состоящих из развернутых фраз со своими знаками препинания, перечисления пишутся с абзацными отступами, используются арабские цифры с точкой (1., 2.) после которых текст начинается с прописной буквы и завершается точкой. Например, Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов:

1. На первом этапе учитель информатики предлагает провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал.

2. На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

3. На третьем этапе учащиеся индивидуально выполняют задания за компьютером.

Мелкие фрагменты перечисления, состоящие из словосочетаний, нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (1), 2), 3) и т.д.), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой. Например,  В психолого-педагогической литературе выделяют следующие аспекты профессионального выгорания:

а) снижение самооценки;

б) одиночество;

в) эмоциональное истощение, соматизация.

Если перечисления состоят из отдельных слов, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых. Например, Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, выполняет следующие специфические функции: 1) абилитационно-реабилитационную,  2)корригирующую, 3) компенсирующую. По классификации Всемирной  туристской   организации    выделяют   следующие   формы   туризма:  а) лечебный,  б) рекреационный,  в) экскурсионный,  г) научный,  д) деловой, е) этнический.

9. Правила цитирования. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания [8]. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы. Например, Еще В.Г. Белинский писал: «Если вы цените ум человека, то сумейте оценить и массу мозга, в которой происходят все умственные отправления, умейте ценить и нервную систему, передающую нам ощущения». Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Например, «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным…» - такой принцип провозглашает Декларация прав ребенка.  

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Например, М.В.Киселева подчеркивает, что «работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка».

При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей автора своими словами) следует быть точным в изложении материала и корректным при оценке излагаемого, указывая ссылку на источник.

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

10. Оформление  таблиц. Таблицы могут быть представлены как в тесте курсовой работы, так и вынесены в приложение. Все таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера (Таблица 3), без знака № перед цифрой и точки в конце названия. Таблица снабжается тематическим заголовком, который отражает содержание таблицы и помещается посредине над ней.  Заголовок таблицы оформляется строчными буквами, кроме первой – заглавной. Номер шрифта и межстрочный интервал заголовка и теста таблицы могут быть меньше, чем в основном тексте курсовой работы.

Каждая колонка таблицы должна иметь заголовок и подзаголовок, в конце которых точки не ставятся. Заголовки в таблице пишутся с прописных букв, подзаголовки – со строчных. Промежуточные знаки препинания в тексте таблицы проставляются, в том числе, и точки между предложениями.

При оформлении таблицы следует помнить о научной этике, которая предусматривает упоминания и ссылки на испытуемых в закодированном виде, для сохранения анонимности респондентов. Если в таблицу заносятся сведения о детях, то прописывается имя ребенка полностью и ставится прописная буква фамилии, затем точка. Если цифровые и иные данные в ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк.

Если таблица занимает более одной страницы, то тематический заголовок таблицы указывается один раз, а на следующих страницах в правом верхнем углу над таблицей пишется «Продолжение табл. 2», на последней странице таблицы - «Окончание табл. 2». Часть таблицы, в которой прописано содержание колонок (заголовки и подзаголовки), повторяется на новой странице.

Если в тексте работы представлена только одна таблица, ее нумеровать не следует и слово «Таблица» над ней не пишут.

На все таблицы, приведенные в курсовой работе, обязательно должны быть сделаны ссылки с указанием номера таблицы. Если таблица расположена в тексте работы, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста приведены в табл. 3.». Если таблица вынесена в приложение, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы,  влияющие на здоровье детей школьного возраста представлены в Прил. 2.». Образцы оформления таблиц представлены в прил. 5.

11. Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотографии и т.п.) могут располагаться в самом тексте работы, на отдельных листах между страницами в тексте или могут быть вынесены в приложение. В случае если иллюстрации располагаются на отдельных страницах в тексте работы, то листы с иллюстрациями нумеруются в общем порядке, как и страницы с текстом.

Обязательна сквозная нумерация иллюстраций, представленных в работе. Каждая иллюстрация имеет свое название. Иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая делается внизу под изображением, выравнивается по центру и оформляется следующим образом: сокращенное слово «Рис.», порядковый номер (арабскими цифрами), тематический заголовок без точки в конце, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначаются цифрами, и соответствующие пояснения выносят в подпись. Перенос слов в наименовании иллюстрации не допускается. Название иллюстрации можно выделить курсивом. Например, «Рис. 2. Система закаливания младших дошкольников» или «Рис. 4. Схема выполнения артикуляционной гимнастики».    

Обязательным условием является ссылка на иллюстрацию, оформленная в тексте работы с указанием ее номера: «На рис. 1 изображены варианты заданий к методике «Узор» Л.И.Цеханской.», «..как это видно на рис. 3 (из рис. 3)...». Образцы оформления иллюстраций представлены в прил. 6.

12. Оформление ссылок. Ссылки в тексте на приложение, а также на главы и страницы пишутся сокращенно и без номерного знака (рис. 2, табл. 1, гл. I, С.10). 

13. Оформление библиографических ссылок. Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы другом издании. Ссылки уместно употреблять при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в работе данного автора.

Оформление ссылок на библиографические источники является одним из основных требований к курсовой работе. В этом проявляется культура отношения к авторской мысли и авторскому тексту. Ссылки оформляются на той же странице работы, к которой они относятся.

Затекстовые ссылки используются в тех случаях, когда автор сделал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нужны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Ссылка на использованный источник в тексте работы делается с помощью квадратных скобок. В них проставляется номер, под которым источник числится в библиографическом списке, например [12], [25] и т.д. В случаях, если используются цитаты или заимствованные из публикаций цифровые и другие данные, дополнительно указывается также страница источника. В этом случае ссылки будут иметь следующий вид: [12, С. 51], [25, С. 32-33]. Подобная запись означает ссылки на 51 страницу источника под номером 12 и на 32 и 33 страницы источника под номером 25 из библиографического списка.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Приведем несколько примеров. Ученые считают, что прилежные дети стремятся, во что бы то ни стало выполнить все задания, реагируют на информационные перегрузки повышением раздражительности, ухудшением сна, изменениями в поведении [2, 6, 13]. Большинство современных исследований [1, 5, 21,22] подтверждают, что...

Если необходимо сослаться на источник, ссылка на который уже была оформлена выше, то в этом случае ссылка заменяется словами  [Там же]. Если источник сохраняется, но меняется страница, то добавляется номер страницы: [Там же. С.24].

Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствований, например: «Цит. по:».

14. Оформление библиографического списка. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления.  

Нумерация источников сплошная. Сначала в алфавитном порядке размещают источники, опубликованные на русском языке, затем – на иностранном языке, последовательно продолжая нумерацию. Описание каждого источника начинается с абзацного отступа. Возможно выделение фамилии автора курсивом.

Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз. Работы одного автора и его работы с соавторами располагаются в списке в алфавите первых слов заглавий, при этом фамилии соавторов не учитываются.

Последовательность библиографического описания строго регламентирована нормативными документами и не может быть изменена:

· заголовок описания содержит имя индивидуального автора или наименование коллективного автора, или обозначение вида материала, или унифицированное заглавие;

· основное заглавие - заглавие документа, указанное на титульном листе первым;

· сведения об издании - сведения об отличиях данного документа от других изданий того же документа;

· место, год издания - содержат сведения где, в каком году издан документ. Название места издания приводят в именительном падеже. Города Москва и Санкт-Петербург сокращаются - М., СПб; названия остальных городов пишутся полностью. При отсутствии сведений о месте издания приводят слова "Б.м."

· объем издания - сведения о количестве страниц документа, указываются арабскими цифрами и строчной буксов «с» с точкой (21 с.).

Примеры выполнения библиографического описания приведены в прил. 7.

Итак, после того как курсовая работа будет написана и оформлена в соответствии с требованиями, студент сдает ее для написания отзыва научному руководителю. Научный руководитель пишет отзыв на курсовую работу, в котором отражает характер исследовательской деятельности студента, отмечает достоинства работы и выделяет замечания, рекомендации и пожелания для дальнейшего продолжения исследовательской деятельности студента.

Заметим, что еще в начале выполнения основного этапа учебно-исследовательской деятельности, целесообразно познакомиться с критериями оценки курсовых работ, которые представлены в прил. 8, что поможет студенту самостоятельно спрогнозировать предполагаемый результат и стремиться к достижению поставленной цели.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 203.