ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовительный этап выполнения курсовой работы

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности.

Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов [21].

Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования;

· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования;

· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;

· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.

Курсовая работа предполагает анализ литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме консультаций.     

    Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР).

    Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог. Стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной педагог, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими из-за индивидуальных личных качествах и предпочтений.         

    При осуществлении выбора руководителя каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование.  «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, С.775].

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена  Дзедзиц) [12, С.714].

    Следует помнить, что в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение  в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать. 

 

Выбор темы курсовой работы

    Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области [16].

    Тематика исследовательской работы определяется в соответствии с присваиваемой студенту квалификацией. Если студенту присваивается только основная квалификация, то тематика  курсовой работы определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. Если студенту присваивается кроме основной еще дополнительная квалификация, то тематика  работ  по специальностям определяется содержанием образования, обеспечивающим основную и дополнительную квалификацию [22].

    По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы [9]:

    1. Историко–педагогические и историко–психологические работы  направлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.

    2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.

    3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д.

    Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

    Предложенные преподавателями темы курсовых работ обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий и согласуются с кафедрами различных факультетов ЯГПУ, что обеспечивает преемственность и предоставляет возможность проводить исследование не только в колледже, но и в вузе, а возможно и написание диссертационного исследования. «Нельзя останавливаться на достигнутом – надо делать из него диссертацию» (Г.Костовецкий и  О.Попов) [12, С.210].

    От правильного выбора темы исследования зависит успех работы в целом. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:

1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.

2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования - педагогика, психология, частные методики.

3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с ВКР и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. ВКР может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) ВКР.

4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития.

5. При выборе темы следует учитывать возможности и интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что  в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.

Возможны различные варианты выбора темы работы. В первом случае студент выбирает тему работы из примерного перечня тем, которые представлены в информационно-методическом центре колледжа, во втором - научный руководитель советует студенту тему будущего исследования с учетом его пожеланий и интересов, в третьем - студент сам предлагает тему работы научному руководителю при условии обоснования целесообразности ее разработки. Следует заметить, что в отдельных случаях допускается выполнение  исследования по одной теме группой студентов.

Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).

2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.

3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане курсовой работы.

    Важно помнить, что на заключительном этапе выполнения курсовой работы, необходимо обязательно проверить соответствие темы ее содержанию и в случае несоответствия внести корректировки в название темы работы до ее защиты.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 205.