Основные подходы к выполнению  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сасарина Е.Е., Суслова И.А.

Основные подходы к выполнению  

Домашних контрольных и курсовых работ

студентами заочного отделения

учебно-методическое пособие

 

Рыбинск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ЧАСТЬ I. Основные подходы к выполнению домашних контрольных работ…....3

ЧАСТЬ II. Основные подходы к выполнению курсовых работ..................................6

2.1. Подготовительный этап выполнения курсовой работы………………..................6

2.1.1. Выбор научного руководителя……………………….…………………….…6 2.1.2. Выбор темы курсовой работы……………………………...…………….........7

       2.1.3. Определение содержания, структуры и этапов выполнения курсовой

                  работы…………………………………….……................................................9

2.2. Основной этап выполнения курсовой работы………………………..………...…10

       2.2.1. Написание основных элементов курсовой работы…….…...........................10

2.2.2. Оформление курсовой работы…………………………………………….....17

2.3. Заключительный этап выполнения курсовой работы………………...............…22

       2.3.1. Подготовка к защите курсовой работы…………………....…………….......22

       2.3.2. Процедура защиты курсовой работы……………….………………….....…24

Библиографический список………………………………………………...…………….26

Приложение…………………………………………………………………………………28

 

ЧАСТЬ I.  ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Домашняя контрольная работа является одним из видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, которая включается в учебный план. Дисциплины, по которым необходимо выполнить домашние контрольные работы определяются учебным графиком на конкретный учебный год. Темы контрольных работ по учебным дисциплинам выдаются преподавателями в сессионный период. Работа сдается студентом в учебную часть за 2 недели до начала сессии, в соответствии с учебным графиком.

Задачи:

- систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Домашняя контрольная работа включает в себя: изучение теоретического материала по теме и выполнение практического задания.

Написание контрольной работы осуществляется поэтапно:

1 этап - изучение теоретического материала

1. Знакомство с предложенным преподавателем планом, подбор и изучение рекомендованной литературы, обращение к другим источникам, в которых освещается данная тема. Допускается самостоятельное внесение дополнений в предложенный план работы.

2. Анализ используемой литературы с целью определения круга ученых, занимающихся разработкой данного вопроса и их основных теоретических позиций по теме, определение авторских позиций по изучаемому вопросу, выделение сходства и различия подходов, обоснование, примеры, собственное суждение, представление мнений различных авторов по одному вопросу с их обязательной аргументацией; составление библиографического списка.

3. Написание текста домашней контрольной работы, в соответствии с предъявляемыми требованиями (Прил. 1).

2 этап - выполнение практического задания

Примером практических заданий может быть: составление конспекта, составление картотеки игр, упражнений, изготовление наглядного материала и т.д.

Структура домашней контрольной работы:

1. Введение

Коротко, но аргументировано обосновывается актуальность темы, указываются авторы, которые занимались данной темой, цель работы. Объем введения составляет не более одной страницы

2. Оглавление

Перечень вопросов рассмотрению которых, посвящена данная работа

3. Основная часть

Основная часть состоит из параграфов, которые нумеруются арабскими цифрами (1.2.), название параграфов должно соответствовать оглавлению.

В тексте работы необходимо указывать мнение авторов, оформляя ссылки на библиографический список. При написании текста важно соблюдать логику изложения материала и переход от одного параграфа к другому. Каждый параграф заканчивается выводом, соответствующим названию данного параграфа.

 

 

4. Заключение

Представляются выводы по каждому параграфу, рекомендуется отразить собственное мнение по теме

5. Библиографический список

Состоит из 4-6 библиографических описаний документальных и литературных источников

6. Приложение

В приложении могут быть представлены: конспекты или планы занятий картотеки игр и упражнений, кроссворды, буклеты, презентации, фотографии и т. д.

Критериями оценки домашних контрольных работ студентов являются:

-обоснованность темы;

-качество анализа литературы;

-наличие выводов;

-умение выразить собственное мнение;

-умение использовать теоретические знания при выполнении практической задачи;

-оформление  в соответствии с требованиями.

 

                                                                                          Приложение 1

 

Оформление домашней контрольной работы

№ п/п Объект унификации Параметры унификации
1 сброшюрованный вид работа сдается в пластиковом скоросшивателе
2 формат листа бумаги А 4
3 размер шрифта 14 пунктов
4 название шрифта Times New Roman
5 междустрочный интервал полуторный
6 абзац (каждый пункт плана) 1,25 см (красная строка)
7 поля (мм) слева – 3 см справа – 1см сверху – 2 см снизу – 2 см
8 выравнивание текста по ширине страницы
  общий объем без приложений 10-12 страниц печатного текста: - титульный лист - оглавление - введение (1 стр.) - основная часть (5-7 стр.) - заключение (1 стр.) - библиографический список
9 выделение в тексте работы слов или словосочетаний курсив или полужирный шрифт
10 переносы и сокращения слов не допускаются
11 нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа, арабскими цифрами, в нижней части листа, в центре, без точки; на титульном листе и оглавлении номер страницы не проставляется
12 ссылки на библиографический список ссылка на использованный источник делается с помощью квадратных скобок, где проставляется номер, под которым источник числится в библиографическом списке, например [1], [6] и т.д.
№ п/п Объект унификации Параметры унификации
13 оформление структурных частей работы каждая структурная часть начинается с новой страницы; наименование структурных частей работы выравниваются по левому краю страницы; точка в конце наименования не ставится
14 Библиографический список не менее 4-6 источников
15 наличие приложений обязательно

Приложение 2

 

Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

 

Контрольная работа

по_____________________________________________

(название учебной дисциплины)

специальность______________________________________ 

 

 

 

ТЕМА

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 

Выполнил(а) студент(ка)_______группы

            ____________________________________

                                                                         (Ф.И.О. полностью)

 

                                                                          Преподаватель        

                  ____________________________________

                                                                                            (Ф.И.О. полностью)

 

            

 

 

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности.

Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов [21].

Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования;

· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования;

· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;

· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.

Курсовая работа предполагает анализ литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме консультаций.     

    Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР).

    Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог. Стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной педагог, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими из-за индивидуальных личных качествах и предпочтений.         

    При осуществлении выбора руководителя каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование.  «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, С.775].

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена  Дзедзиц) [12, С.714].

    Следует помнить, что в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение  в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать. 

 

Выбор темы курсовой работы

    Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области [16].

    Тематика исследовательской работы определяется в соответствии с присваиваемой студенту квалификацией. Если студенту присваивается только основная квалификация, то тематика  курсовой работы определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. Если студенту присваивается кроме основной еще дополнительная квалификация, то тематика  работ  по специальностям определяется содержанием образования, обеспечивающим основную и дополнительную квалификацию [22].

    По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы [9]:

    1. Историко–педагогические и историко–психологические работы  направлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.

    2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.

    3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д.

    Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

    Предложенные преподавателями темы курсовых работ обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий и согласуются с кафедрами различных факультетов ЯГПУ, что обеспечивает преемственность и предоставляет возможность проводить исследование не только в колледже, но и в вузе, а возможно и написание диссертационного исследования. «Нельзя останавливаться на достигнутом – надо делать из него диссертацию» (Г.Костовецкий и  О.Попов) [12, С.210].

    От правильного выбора темы исследования зависит успех работы в целом. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:

1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.

2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования - педагогика, психология, частные методики.

3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с ВКР и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. ВКР может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) ВКР.

4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития.

5. При выборе темы следует учитывать возможности и интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что  в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.

Возможны различные варианты выбора темы работы. В первом случае студент выбирает тему работы из примерного перечня тем, которые представлены в информационно-методическом центре колледжа, во втором - научный руководитель советует студенту тему будущего исследования с учетом его пожеланий и интересов, в третьем - студент сам предлагает тему работы научному руководителю при условии обоснования целесообразности ее разработки. Следует заметить, что в отдельных случаях допускается выполнение  исследования по одной теме группой студентов.

Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).

2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.

3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане курсовой работы.

    Важно помнить, что на заключительном этапе выполнения курсовой работы, необходимо обязательно проверить соответствие темы ее содержанию и в случае несоответствия внести корректировки в название темы работы до ее защиты.

 

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы – один из важнейших этапов, поскольку придание соответствующей формы исследованию имеет принципиальное значение и должно соответствовать общепринятым требованиям.

1. Общие требования к оформлению.

· Курсовая работа предоставляется в печатном сброшюрованном виде. Текст работы размещается только с одной стороны листа.

· Объем работы: не менее 15 и не более 30 печатных листов, не включая приложение к работе.

· Шрифт: Times New Roman, обычный.

· Размер шрифта: 14.

· Интервал: полуторный.

· Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

· Абзацный отступ – 1,25 см.

· Выравнивание текста по ширине страницы.

· Для выделения в тексте работы слов или словосочетаний можно использовать курсив или полужирный шрифт.

· Введение, каждая глава, заключение, библиографический список, приложение  начинаются на отдельной странице.

2. Нумерация страниц. Нумерация страниц сквозная от титульного листа до последней страницы работы, включая приложение. Нумерация страниц титульного листа и оглавления подразумевается, но не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижнего поля соответствующей страницы цифрой без точки (3).

3. Оформление титульного листа. Текст титульного листа оформляют шрифтом Times New Roman, 14 размер, обычный, полуторный интервал. Тему работы оформляют шрифтом Times New Roman, 16 размер, полужирный, полуторный интервал. Возможно оформление словосочетания «курсовая работа» и названия темы работы шрифтом Times New Roman, 14 размер, полужирный, прописными буквами. Не допускаются переносы и сокращения слов. Образец оформления титульного листа представлен в прил. 1.

4. Оформление оглавления. Все заголовки выполняются с прописной буквы, точки в конце заголовков не ставятся. Названия структурных элементов работы (введения, глав, заключения, библиографического списка, приложения) можно выделить 14 шрифтом полужирным или прописными буквами. По каждой главе, параграфу, пункту указывается номер страницы, который выравнивается по правому краю в столбик. Заголовки глав располагаются друг под другом. Заголовки параграфов и пунктов смещаются вправо на 1,25 см. (5 знаков) и располагаются точно друг под другом. Образец оформления оглавления представлен в прил. 2.

5. Нумерация глав. Главы нумеруются римскими цифрами с точкой (Глава I.), параграфы и пункты – арабскими цифрами с точкой (первый параграф первой главы – 1.1.; первый пункт второго параграфа первой главы - 1.2.1.).

6. Оформление заголовков. Все названия глав, параграфов и пунктов в тексте курсовой работы должны соответствовать их названию в оглавлении. Для оформления заголовков можно использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полужирный. Следует учесть, что шрифт всех заголовков в курсовой работе должен быть единым. Точки в конце названий не ставятся. Расстояния между наименованиями параграфа, пункта, последующего текста располагается на  1 интервал ниже и выравнивается по левому краю работы.

7.  Правила сокращения слов. Правилам сокращения подлежат различные части речи.  Для сокращений используют следующие способы [11]:

· пишут первые буквы слов (пр. – прочие, др. - другие);

· оставляют одну, первую букву слова (г. – город, гг. – годы, с. – страница, и т.д. - и так далее, и т.п. – и тому подобное, т.к. – так как, т.о. – таким образом);

· оставляют часть слова (обл. - область, мин. – минута, гл. – глава, рис. – рисунок, табл. – таблица);

· пропускают часть букв в середине слова, заменяя их дефисом (изд-во - издательство).

Можно использовать буквенные аббревиатуры, которые составляются из начальных букв полных наименований (РФ, суз, МВД). Авторы могут сами вводить буквенные аббревиатуры, обозначающие специальные для изучаемой темы понятия (СОШ – средняя общеобразовательная школа, ДОУ – дошкольное образовательное учреждение, СДЮШ – спортивная детская юношеская школа, ЗПР - задержка психического развития). Первое упоминание аббревиатуры указывается в скобках после полного наименования, в дальнейшем уже можно использовать заданное сокращение. Например: «…детский церебральный паралич (ДЦП)».

8. Правила перечисления. Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах (на, из, от, то, что, как, и т.п.). В оформлении перечислений используют арабские цифры и латинские буквы. Аналогично формируются как буквенные, так и цифровые списки.

В нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах, состоящих из развернутых фраз со своими знаками препинания, перечисления пишутся с абзацными отступами, используются арабские цифры с точкой (1., 2.) после которых текст начинается с прописной буквы и завершается точкой. Например, Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов:

1. На первом этапе учитель информатики предлагает провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал.

2. На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

3. На третьем этапе учащиеся индивидуально выполняют задания за компьютером.

Мелкие фрагменты перечисления, состоящие из словосочетаний, нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (1), 2), 3) и т.д.), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой. Например,  В психолого-педагогической литературе выделяют следующие аспекты профессионального выгорания:

а) снижение самооценки;

б) одиночество;

в) эмоциональное истощение, соматизация.

Если перечисления состоят из отдельных слов, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых. Например, Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, выполняет следующие специфические функции: 1) абилитационно-реабилитационную,  2)корригирующую, 3) компенсирующую. По классификации Всемирной  туристской   организации    выделяют   следующие   формы   туризма:  а) лечебный,  б) рекреационный,  в) экскурсионный,  г) научный,  д) деловой, е) этнический.

9. Правила цитирования. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания [8]. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы. Например, Еще В.Г. Белинский писал: «Если вы цените ум человека, то сумейте оценить и массу мозга, в которой происходят все умственные отправления, умейте ценить и нервную систему, передающую нам ощущения». Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Например, «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным…» - такой принцип провозглашает Декларация прав ребенка.  

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Например, М.В.Киселева подчеркивает, что «работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка».

При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей автора своими словами) следует быть точным в изложении материала и корректным при оценке излагаемого, указывая ссылку на источник.

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

10. Оформление  таблиц. Таблицы могут быть представлены как в тесте курсовой работы, так и вынесены в приложение. Все таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера (Таблица 3), без знака № перед цифрой и точки в конце названия. Таблица снабжается тематическим заголовком, который отражает содержание таблицы и помещается посредине над ней.  Заголовок таблицы оформляется строчными буквами, кроме первой – заглавной. Номер шрифта и межстрочный интервал заголовка и теста таблицы могут быть меньше, чем в основном тексте курсовой работы.

Каждая колонка таблицы должна иметь заголовок и подзаголовок, в конце которых точки не ставятся. Заголовки в таблице пишутся с прописных букв, подзаголовки – со строчных. Промежуточные знаки препинания в тексте таблицы проставляются, в том числе, и точки между предложениями.

При оформлении таблицы следует помнить о научной этике, которая предусматривает упоминания и ссылки на испытуемых в закодированном виде, для сохранения анонимности респондентов. Если в таблицу заносятся сведения о детях, то прописывается имя ребенка полностью и ставится прописная буква фамилии, затем точка. Если цифровые и иные данные в ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк.

Если таблица занимает более одной страницы, то тематический заголовок таблицы указывается один раз, а на следующих страницах в правом верхнем углу над таблицей пишется «Продолжение табл. 2», на последней странице таблицы - «Окончание табл. 2». Часть таблицы, в которой прописано содержание колонок (заголовки и подзаголовки), повторяется на новой странице.

Если в тексте работы представлена только одна таблица, ее нумеровать не следует и слово «Таблица» над ней не пишут.

На все таблицы, приведенные в курсовой работе, обязательно должны быть сделаны ссылки с указанием номера таблицы. Если таблица расположена в тексте работы, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста приведены в табл. 3.». Если таблица вынесена в приложение, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы,  влияющие на здоровье детей школьного возраста представлены в Прил. 2.». Образцы оформления таблиц представлены в прил. 5.

11. Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотографии и т.п.) могут располагаться в самом тексте работы, на отдельных листах между страницами в тексте или могут быть вынесены в приложение. В случае если иллюстрации располагаются на отдельных страницах в тексте работы, то листы с иллюстрациями нумеруются в общем порядке, как и страницы с текстом.

Обязательна сквозная нумерация иллюстраций, представленных в работе. Каждая иллюстрация имеет свое название. Иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая делается внизу под изображением, выравнивается по центру и оформляется следующим образом: сокращенное слово «Рис.», порядковый номер (арабскими цифрами), тематический заголовок без точки в конце, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначаются цифрами, и соответствующие пояснения выносят в подпись. Перенос слов в наименовании иллюстрации не допускается. Название иллюстрации можно выделить курсивом. Например, «Рис. 2. Система закаливания младших дошкольников» или «Рис. 4. Схема выполнения артикуляционной гимнастики».    

Обязательным условием является ссылка на иллюстрацию, оформленная в тексте работы с указанием ее номера: «На рис. 1 изображены варианты заданий к методике «Узор» Л.И.Цеханской.», «..как это видно на рис. 3 (из рис. 3)...». Образцы оформления иллюстраций представлены в прил. 6.

12. Оформление ссылок. Ссылки в тексте на приложение, а также на главы и страницы пишутся сокращенно и без номерного знака (рис. 2, табл. 1, гл. I, С.10). 

13. Оформление библиографических ссылок. Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы другом издании. Ссылки уместно употреблять при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в работе данного автора.

Оформление ссылок на библиографические источники является одним из основных требований к курсовой работе. В этом проявляется культура отношения к авторской мысли и авторскому тексту. Ссылки оформляются на той же странице работы, к которой они относятся.

Затекстовые ссылки используются в тех случаях, когда автор сделал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нужны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Ссылка на использованный источник в тексте работы делается с помощью квадратных скобок. В них проставляется номер, под которым источник числится в библиографическом списке, например [12], [25] и т.д. В случаях, если используются цитаты или заимствованные из публикаций цифровые и другие данные, дополнительно указывается также страница источника. В этом случае ссылки будут иметь следующий вид: [12, С. 51], [25, С. 32-33]. Подобная запись означает ссылки на 51 страницу источника под номером 12 и на 32 и 33 страницы источника под номером 25 из библиографического списка.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Приведем несколько примеров. Ученые считают, что прилежные дети стремятся, во что бы то ни стало выполнить все задания, реагируют на информационные перегрузки повышением раздражительности, ухудшением сна, изменениями в поведении [2, 6, 13]. Большинство современных исследований [1, 5, 21,22] подтверждают, что...

Если необходимо сослаться на источник, ссылка на который уже была оформлена выше, то в этом случае ссылка заменяется словами  [Там же]. Если источник сохраняется, но меняется страница, то добавляется номер страницы: [Там же. С.24].

Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствований, например: «Цит. по:».

14. Оформление библиографического списка. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления.  

Нумерация источников сплошная. Сначала в алфавитном порядке размещают источники, опубликованные на русском языке, затем – на иностранном языке, последовательно продолжая нумерацию. Описание каждого источника начинается с абзацного отступа. Возможно выделение фамилии автора курсивом.

Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз. Работы одного автора и его работы с соавторами располагаются в списке в алфавите первых слов заглавий, при этом фамилии соавторов не учитываются.

Последовательность библиографического описания строго регламентирована нормативными документами и не может быть изменена:

· заголовок описания содержит имя индивидуального автора или наименование коллективного автора, или обозначение вида материала, или унифицированное заглавие;

· основное заглавие - заглавие документа, указанное на титульном листе первым;

· сведения об издании - сведения об отличиях данного документа от других изданий того же документа;

· место, год издания - содержат сведения где, в каком году издан документ. Название места издания приводят в именительном падеже. Города Москва и Санкт-Петербург сокращаются - М., СПб; названия остальных городов пишутся полностью. При отсутствии сведений о месте издания приводят слова "Б.м."

· объем издания - сведения о количестве страниц документа, указываются арабскими цифрами и строчной буксов «с» с точкой (21 с.).

Примеры выполнения библиографического описания приведены в прил. 7.

Итак, после того как курсовая работа будет написана и оформлена в соответствии с требованиями, студент сдает ее для написания отзыва научному руководителю. Научный руководитель пишет отзыв на курсовую работу, в котором отражает характер исследовательской деятельности студента, отмечает достоинства работы и выделяет замечания, рекомендации и пожелания для дальнейшего продолжения исследовательской деятельности студента.

Заметим, что еще в начале выполнения основного этапа учебно-исследовательской деятельности, целесообразно познакомиться с критериями оценки курсовых работ, которые представлены в прил. 8, что поможет студенту самостоятельно спрогнозировать предполагаемый результат и стремиться к достижению поставленной цели.

 

Подготовка к защите курсовой работы

Справедливо считается, что подготовка исследовательской работы – сложный творческий процесс, после которого наступает самый ответственный и психологически очень непростой этап – представление результатов своего исследования на публичное обсуждение, который называется - защита курсовой работы.

Значительная часть успеха в выполнении курсовой работы зависит от подготовки и проведения публичной защиты. Здесь играют роль содержание доклада, внешний вид студента, его ораторское мастерство, использование технических средств и иллюстративного материала, корректность ответов на вопросы и стиль поведения докладчика.

Подготовка к защите в первую очередь сводится к работе над текстом доклада – выступления по результатам исследования. Содержание доклада должно кратко, но обоснованно передавать основное содержание курсовой работы. От того, насколько убедительным, логичным, грамотным, рассчитанным по временным рамкам будет доклад, во многом зависит и результат защиты. Алгоритм составления доклада представлен в прил. 9.

Для доклада студенту выделяется не более 10 минут. В докладе необходимо раскрыть мотивы выбора темы, последовательность работы над ней, особо выделить методы исследования, теоретические выводы и практические рекомендации.

При подготовке доклада студенту рекомендуется внимательно познакомиться с отзывом научного руководителя, изучить его вопросы, замечания и пожелания, которые рекомендуем учесть в своем выступлении.

Доклад нужно подготовить так, чтобы свободно и непринужденно пользоваться текстом, легко ориентироваться в материале и без труда сопровождать его иллюстративным материалом (демонстрационным, раздаточным или презентацией).

Следует учесть два важных требования к представляемому материалу. Во-первых, иллюстративный материал должен отражать содержание работы и использоваться целесообразно. В ходе выступления студент должен обращать внимание членов комиссии к тому или иному материалу, который будет дополнять или иллюстрировать выраженные автором работы суждения. Во-вторых, иллюстративный материал должен быть грамотно оформлен: подписан, композиционно выстроен, понятен, аккуратен, заголовки и условные обозначения читаемы.

В последнее время студенты часто используют компьютерные презентации для сопровождения доклада, что имеет ряд преимуществ:

1. Слушатели имеют возможность воспринимать материал, как на слух, так и визуально, что помогает им лучше осмыслить и понять представленную в докладе информацию.

2. В презентацию можно включить фрагменты видеозаписей или фотоматериал о ходе проведения исследования, что позволяет наглядно продемонстрировать результаты практической деятельности студента.

    Несмотря на преимущества использования презентации для защиты курсовой работы, студенты сталкиваются с рядом трудностей в процессе подготовки и использования презентации. Выделим основные правила создания и использования  компьютерных презентаций в процессе защиты курсовой работы:

    1.Все слайды должны быть созданы в едином стиле: фон, цветовая гамма, шрифт, его размер. Следует не перегружать презентацию различными эффектами анимации, что облегчит восприятия информации.

    2.Содержание, представленное на слайдах презентации, должно соответствовать теме курсовой работы и не выходить за ее рамки.

    3.На слайдах размещают первостепенную, главную информацию, а не весь текст выступления докладчика.

    4.Каждый слайд должен иметь тематический заголовок. Все фотоматериалы, а также графики, схемы и таблицы должны иметь подписи.

    5.Предпочтительнее размещать на слайдах материал, представленный в виде таблиц, схем, графиков и т.п., что позволяет поместить большее количество информации и облегчает ее восприятие.

    6.В презентации необходимо представить следующую общую информацию о курсовой работе: название учебного заведения, название темы работы, Ф.И.О. студента, специальность, курс и группа, Ф.И.О. научного руководителя, компоненты понятийного аппарата, возможно – теоретическую основу исследования, оглавление работы и библиографический список, обязательно – выводы и рекомендации.

    7.Презентация создается для сопровождения доклада, поэтому она должна идти не отдельно, а комментировать и дополнять ту информацию, о которой идет речь в докладе автора работы в данный момент.

    8.Слайды должны идти параллельно выступлению, а докладчик может обратить на них внимание  тогда,  когда на них представлена наиболее важная  для восприятия информация.

    9.Остальная информация размещается по усмотрению автора работы. Она может использоваться с целью пояснения сущности какого-либо термина или понятия, обозначенного в докладе; для расширения представления о том, что лишь упоминается в выступлении; для акцентирования внимания слушателей на важной, по мнению автора работы, информации; для демонстрации фотоматериала, иллюстрирующего проведенное исследование.

    10.Стоит заранее обдумать, как вы будете включать презентацию: сами или Вам необходима помощь. В последнем случае, стоит заранее познакомить вашего помощника с презентацией и обсудить технологию вашей совместной работы.

 Наконец доклад написан, презентация или иллюстративный материал подготовлен, отсталость подумать о вопросах, которые обязательно будут задавать автору работы члены комиссии или другие лица, присутствующие на защите. Именно они, как правило, видят те недостатки в работе, которых автор не замечает.

    Поэтому стоит обратиться с просьбой к научному руководителю, чтобы обсудить возможные варианты вопросов и попытаться грамотно и точно ответить на них. В том числе следует проработать ответы и на такие непростые вопросы, как: «Что же нового (актуального) содержится в Вашей работе?», «Докажите, что …», «Чем вы обосновываете…», «Какой смысл вы вкладываете в этот термин?», «Какие задачи остались нерешенными?», «В чем заключаются рекомендации по проблеме исследования?», «С какими трудностями Вы столкнулись в ходе исследования?», «Какие перспективы в работе по данной проблеме Вы видите?» и др.                                                         

    В заключении отметим, что умение планировать работу и соблюдение намеченного плана, знание способов работы с собственным состоянием придадут уверенность в себе и помогут студентам снизить ситуации чрезмерного волнения при подготовке курсовой работы и в процессе ее защиты.

 

Библиографический список

1. Акимова, Е.Ю. Основы научной работы: как написать, оформить и защитить курсовую и дипломную работы [Текст]: метод. рек. / Е.Ю.Акимова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 30 с.

2. Алексеев М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М.В.Алексеев // Педагогические технологии. – 2006. -  №3. – С. 3-19.

3. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А.Ф.Ануфриев. - М.: Ось-89, 2002. – 112 с.

4. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л.В.Борикова, Н.А.Виноградова. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Академия, 2002. – 128 с.

5. Васенин, Е.И. Исследовательская работа как средство многоступенчатой подготовки специалистов [Текст] / Е.И.Васенин // Среднее профессиональное образование. – 2007. - №2. – С. 27-28.

6. Витченко, О.В. Научно-исследовательская деятельность как условие реализации творческого потенциала [Текст] / О.В.Витченко // Среднее профессиональное образование. – 2006. - №7. – С. 29-30.

7. Вишнякова, Т.П. Выполнение курсовой работы студентами Рыбинского педагогического колледжа (дневное отделение) [Текст]: метод. рек. / Т.П.Вишнякова. - Рыбинск: ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2003. – 11 с.

8. Волков, Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление [Текст]: прак. пособие / Ю.Г.Волков; под ред. Н.И.Загузова. – М.: Гардарики, 2002. – 160с.

9. Выполнение выпускной квалификационной работы студентами дошкольного отделения ЯГПУ имени К.Д.Ушинского [Текст]: метод. указания / сост. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина, В.Н. Белкина. – 2-е изд., дораб. и доп. – Ярославль: ЯГПУ, 2005. – 38 с.

10. ГОСТ 7.1-2003 // Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004.

11. ГОСТ 7.12-93 // Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1995.

12. Душенко, К.В. Большая книга афоризмов [Текст] / К.В.Душенко. – Изд. 8-е, исправленное. – М.: Эксмо, 2006. – 1056 с.

13. Жаворонкова, Н.Г. Основные правила подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником [Текст] / Н.Г.Жаворонкова // Документы в образовании. – 2004. - №7. - С. 38-79.

14. Захараш, Т.Б. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа [Текст] / Т.Б.Захараш. - Ростов н/Д.: Донской педагогический колледж, 2005. – 160 с.

15. Как подготовить и защитить методическую разработку [Текст]: метод. рек. / составители Н.Л.Серова, Н.П.Федина. - Ярославль: ГОУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования», 2004. – 15 с.

16. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г.М.Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

17. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее [Текст] / В.В.Краевский // Педагогика. – 2002. – №1. – С.3-10.

18. Литовченко, Е. Л. Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе поисково-исследовательской деятельности [Текст] / Е.Л.Литовченко // Методист. – 2006. – «9. – С. 61-63.

19. Муравьев, Е.М. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса [Текст]. В 3 ч. Ч. 3. / Е.М.Муравьев, А.Е. Богоявленская. М.: Педагогический поиск, 2002 – 160 с.

20. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 3-е изд. – М.: Эгвес, 1999. – 104 с.

21. Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования [Текст] // Приложение к письму Минобразования России от 05.04.99 № 16-52-55 ин/ 16-13. – 7 с.  

22. Рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по специальности среднего педагогического образования [Текст] // Приложение к письму Минобразования России от 06.05.2003 № 18-51-415 ин/ 18-28. – 6 с.  

23. Рожков, М.И. Теоретические основы педагогики [Текст] / М.И.Рожков. - Ярославль: ЯГПУ, 1994. – 153 с.

24. Петров, П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре [Текст] / П.К.Петров. - М.: Владос-Пресс, 2003. – 112 с.

25. Петунин, О.В. Учебная и внеучебная работа в классах естественнонаучного профиля [Текст] / О.В.Петунин // Педагогика. - 2004. - №8. С. 50-56.

26. Резник, С.Д. Как защитить свою диссертацию [Текст] / С.Д.Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 204 с.

27. Слепенкова, Е.А. Традиции организации педагогической научно-исследовательской деятельности студентов в профессиональной подготовке учителя отечественной школы [Текст] / Е.А.Слепенкова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - №3. – С. 54-55

28. Усачев, И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М.:

29. Филонов, Г.Н. О достоверности педагогических исследований [текст] / Г.Н.Филонов // Педагогика. – 2004. - №4. – С. 30-35.

30. Чуракова, Р.Г. О формировании способности использовать приобретенные знания и умения [Текст] / Р.Г.Чуракова, О.А. Захарова // Методист. – 2006. - №3. – С. 13-16.

31. Шадрина, Л.И. Учебно-исследовательская работа как способ формирования профессиональных качеств [Текст] / Л.И.Шадрина // Среднее профессиональное образование. – 2006. – №12. – С. 28-29.

32. Щербак, А.П. Разработка научного аппарата исследования: основные подходы и возможные ошибки [Текст] / А.П.Щербак. - Рыбинск: ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2006. – 39 с.

 

 

Приложение                                                                              

Приложение 1

Курсовая работа

по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя физической культуры

Введение

    Стратегия модернизации содержания российского образования предполагает выработку и реализацию нового гуманистического подхода к общему образованию на основе использования современных технологий обучения.

    За последние годы в преподавании иностранных языков, и в первую очередь английского языка, произошло значительное обновление методических подходов и средств обучения, которые позволяют учащемуся проявить свою индивидуальность и активность, способствуют его самовыражению. В рамках коммуникативного обучения английскому языку основное значение уделяется развитию у учащихся речемыслительной деятельности, способности рассуждения, высказывания своего отношения к какой-либо проблеме. Все большее распространение получают методические приемы и средства обучения, направленные на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе. Однако, одной из важнейших проблем остается поиск таких креативных инструментов развития иноязычной речи, которые могут служить опорой для собирания и упорядочивания мыслей и идей, развития ассоциативного мышления, то есть могут помочь учащимся в решении коммуникативных задач. Одним их таких инструментов визуализации идей и мыслей, порождающих иноязычную речь учащихся, является коллаж.

    Проблемой использования коллажа в обучении иноязычному говорению занимались такие отечественные и зарубежные педагоги как Б.Д.Мюллер, М.А.Нефедова, В.С.Красильников, Т.Н.Чайникова и др. Однако использование возможностей коллажа в обучении иностранному языку остается малоизученным.

    Актуальность данной темы исследования обусловлена отсутствием рациональных методических приемов применения коллажа для активизации речевой практики учащихся. Возникает противоречие между возможностями использования коллажа при обучении иностранному языку и отсутствием научно-методического обоснования результативности его применения. Встает проблема поиска методических приемов применения коллажа в обучении иноязычному говорению учащихся основной школы.

    Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования различных приемов применения коллажа  в обучении иноязычному говорению учащихся основной общей школы.

    Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия коллажа как средства стимулирования иноязычной речевой деятельности учащихся.

2. Определить методические приемы использования коллажа в обучении продуктивному иноязычному говорению учащихся общеобразовательной школы.

3. Разработать серию конспектов уроков английского языка для учащихся 6-9 классов с использованием коллажа.

    Объект исследования: процесс активизации иноязычного говорения учащихся основной общей школы. Предмет исследования: методические приемы использования коллажа в обучении иноязычному говорению учащихся основной общей школы.

    Методологической основой исследования являются концепции личностно-ориентированного обучения иностранному языку А.А.Леонтьева и Н.И.Жинкина. Теоретической основой исследования являются подходы к организации коммуникативного обучения иноязычной культуре учащихся средней школы Е.И.Пассова.

    Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за процессом обучения продуктивному говорению с использованием коллажа на уроках английского языка; опытное обучение иноязычному говорению учащихся основной общей школы с использованием коллажа.

 

Приложение 4

Образец написания заключения курсовой работы[4]

Заключение

       Изучение научно-методической литературы по проблеме использования приема коллажирования в обучении иноязычной речи учащихся основной школы позволило определить роль и возможности использования коллажа для стимулирования иноязычного говорения. М.А.Нефедова, И.А.Зимняя, Л.А.Кандыбович и М.И.Дьяченко придерживаются мнения о том, что коллаж является ярким средством мотивации к изучению английского языка, а коллажирование позволяет разнообразить формы обучения, развивает творческое мышление обучаемых, внимание, стимулирует речевое общение, создает эффект присутствия в ситуации межкультурного общения. Очевидно, что коллажирование требует достаточно много времени для поиска необходимой наглядности, но затраченное время окупается высокой заинтересованностью учащихся в обучении, возможностью формирования культурно-страноведческую компетенцию. Таким образом, сущность коллажа заключается в том, что он является средством стимулирования иноязычной речевой деятельности учащихся. Коллажирование способствует расширению объема усваиваемого на уроках материала, повышается качество обучения учащихся иностранному языку.

       Обобщив опыт отечественных и зарубежных педагогов в использовании коллажа на уроках иностранного языка, мы определили виды коллажа, их особенности и рассмотрели требования к их разработке. На наш взгляд более полной и обоснованной является классификация коллажей Б.Д.Мюллера. Следует отметить, что разные виды коллажа рекомендуется использовать на разных этапах обучения иноязычному говорению учащихся.

       В исследовании представлена технология использования коллажа для организации речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По мнению ведущих методистов и учителей-практиков существует шесть основных этапов разработки коллажа, которые заключаются в оформлении идей, подборе аутентичного материала, обсуждении данного материала, оформлении коллажа, его защите и оценке учителем и учащимся. Мы рассмотрели технологию коллажирования, разработанную Н.А.Суховой, выделив этапы оформления коллажа и основные методические приемы его использования. Этап аналитического изучения содержания блока коллажа является основополагающим разделом процесса коллажирования и способствует совершенствованию умений лигвострановедческого чтения.

       Проведение наблюдений за процессом обучения иностранному языку и результаты анкетирования учителей иностранного языка показали, что большинство педагогов владеют методикой использования коллажа для развития иноязычных речевых навыков и умений учащихся, но либо не используют ее, либо используют, но не так часто, так как отдают предпочтение сериям картинок, считая, что для разработки и использования коллажа на уроке необходимо большое количество времени.

       Изучение научно-методической литературе по проблеме исследования и знакомство с опытом работы учителей иностранного языка позволило нам разработать серию конспектов уроков английского языка для учащихся 6-9 классов с использование коллажа с целью активизации обучения иноязычному говорению учащихся. Перспективой исследования является апробирование серии конспектов и разработка рекомендаций по эффективному использованию коллажа на уроках иностранного языка.

 

Приложение 5

 

Примеры оформления таблиц

                                                                                                                               Таблица 1

 

Таблица 2

Примеры наглядного представления результатов исследования

     
 
Рис. 1. Столбиковая гистограмма

 

 


      

           

 
Рис. 2. Круговая диаграмма


    

 
Рис. 3. График


  

 
Рис. 4. Линейчатая диаграмма

 


Приложение 7

 

Примеры библиографического описания некоторых документов[5]

 

 

1. Книги

1.1. Однотомные издания

с одним автором

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 295 с.





С двумя и более авторами

Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002. – 124 с.

Учебное пособие

Ушаков Г.К. Детская психиатрия: учеб. пособие для вузов. – М.: Медицина, 1973. – 392 с.

Под редакцией

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин [и др.] / под общ. ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000. – 269 с.

Хрестоматия

Детская патопсихология: хрестоматия / составитель Н.Л.Белопольская. – 2-е изд., стереопит. – М.: Когито-Центр, 2004. – 351 с.

С переводом

Теккерей У. Виргинцы / пер. с англ. – М.: Правда, 1991. – 511 с.

законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.] – [2-е изд.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.

издание на иностранном языке

French W. The Personnel Management Process. – Boston: Little Brown, 1982.– 145 с.

1.2. Многотомные издания

Чехов А..П. Избранные сочинения: в 2 т. [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Г.Бердникова; Б-ка классики, Русская лит-ра]. – М.: Худож. лит.,1979.

отдельный том

Казьмин В. Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни. – М.: Астрель, 2002. – 503 с.

 

2. Неопубликованные документы

2.1. Диссертации

Белозеров И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дис. … канд. ист. наук – М., 2002. – 215 с.

2.2. Автореферат диссертации

Баранников А. В. Теория и практика самообразования учащихся: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2002. - 45 с.

 

3. Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы

3.1. Газета

Караваева А. Чтобы лучше видеть // Семь дней. – 2007. – 3 сент.

Горн Р. Скауты вышли из подполья // Учит. газ. – 1991. – №38. – С. 9.

3.2. Журнал

Методист: науч.-метод. журн. / учредитель Изд-ий дом «Методист» . – М., 2006, №3.

 

4. Нотные издания

Бойко, Р. Г. Петровские звоны: (Юность Петра): муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36; [крат. предисл. И. Мартынова и Е. Светланова]. – Партитура. – М.: Композитор, 2001. – 96 с.

Эшпай, А.Я. Квартет [Ноты]: для 2 скрипок, альта и виолончели. – Партитура и голоса. – М. Композитор, 2001. – 34 с.

 

5. Аудиоиздания

Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись]; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1мк.

Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись]; исп. Жанна Бичевская. – СПб.: Центр духов. просвещения, 2002. – 1 электрон. опт. диск.

6. Видеоиздания

Готовимся к школе [Видеозапись] / реж. Илья Кочоров; ведущие: И.Агапова, И.Тилькин, И.Харина; ООО КиноГрад. – СПб.: Мега Видео, 2005. – 1 вк.

Электронные ресурсы

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренесанса. – 2-е изд. – М.: Худож. Лит., 1990. – 543 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2008).

Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. – 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. - URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).

 

8. Составные части документов

8.1. Статья из книги или другого разового издания

Семенова А.А. Использование игры в решении эмоциональных проблем детей // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы междунар. науч. конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – С. 254-260.

Гиляровский В.А. Иллюзия и галлюцинация // Психопатология детского возраста: хрестоматия / под ред. А.Ю.Егорова. – СПб.:  Дидактика Плюс, 2002. – С. 18-31.

8.2. Статья из сериального издания

Лях В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А.Бернштейну //Физическая культура в школе. – 2006. - №7. – С. 15-60.

 

Приложение 8

Представление выступающего.

Ф.И. студента, специальность, сообщение направления исследования и темы работы, Ф.И.О. научного руководителя, ученая степень, звание, должность.

 

2. Представление Введения  выполненной работы (регламент п.1 и п.2 – 2 минуты).

• характеризуется актуальность выбранной темы;

• формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет исследования;

• дается описание теоретической (методологической) основы исследования;

• указываются методы, при помощи которых получен фактический материал работы;

• отмечается научная новизна исследования и ее практическая значимость;

• характеризуется вид и структура исследовательской работы.

 «Первая и вторая главы работы содержат теоретическое исследование проблемы. В первой главе раскрывается вопрос …. Вторая глава посвящена ….. Список литературы состоит … В приложение входят…»

 

3. Раскрытие теоретических положений, представленных в работе (регламент – 5 минут).

• дается описание теоретических основ разрабатываемой проблемы;

• указывается уровень разработанности проблемы в теории и практике;

• отражается собственная позиция автора по теме исследования.

 

4. Представление практической части исследовательской работы (регламент - 1 минута).

• характеризуется база, на которой проводилась исследовательская работа: образовательное учреждение (тип, вид, №),  возраст детей (группа, класс) и их характеристика; представляется практическая деятельность для подтверждения каких-либо положений по теме исследования и дается оценка ее результатов;

ИЛИ

• делаются выводы для последующей практической деятельности.

 

 

5. Заключение (регламент – 2 минуты).

• целесообразно перечислить общие выводы исследовательской работы;

• дать основные рекомендации по использованию полученных в ходе исследования результатов.

 

 

Ирина Анатольевна Суслова

Сасарина Е.Е., Суслова И.А.

Основные подходы к выполнению  

Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.