С диспетчерским управлением мы сталкиваемся сегодня на всех видах транспорта и во многих отраслях промышленного производства. Суть его заключается в том, что оперативное управление ходом производственного процесса, основанного на взаимоувязанной деятельности отдельных объектов, поручается одному работнику - диспетчеру, который имеет оперативную связь с этими объектами и незамедлительно получает информацию об изменении их состояния.
Диспетчерское управление зародилось на железнодорожном транспорте как средство оперативного руководства движением поездов во второй половине XIX века в США. Слово «диспетчер» происходит от англ. dispatch, что означает «отправлять», «быстро выполнять». Диспетчерская система управления движением поездов оказалась очень эффективной, и американцы стали применять ее на всех дорогах. В 1925 г. в США работали 5400 диспетчеров, которые обслуживали около 340 тыс. км железнодорожных линий.
В Европе диспетчерская система появилась сначала в Англии в 1909 г., затем во Франции в 1919 г. и постепенно распространилась и в других странах, кроме Германии. В ГДР и ФРГ она была введена лишь после второй мировой войны.
В России передовые инженеры в самом начале XX века ставили вопрос о необходимости перехода на диспетчерское управление движением поездов по примеру американских железных дорог, однако эта задача в дореволюционный период так и не была решена.
Задержку с внедрением диспетчерской системы на русских железных дорогах можно объяснить двумя причинами: отсутствием необходимой телефонной и телеграфной связи и прогерманской ориентацией царского правительства и примером германских железных дорог, где такая система не применялась.
Тем не менее в 1915 г. железнодорожникам России было дано указание представить предложения и обоснования по разработке особой телеграфной связи для оперативных целей. Первый опыт внедрения диспетчерского управления движением поездов на русских железных дорогах относится к 1918-1919 гг., когда американцы для Колчака оборудовали ряд линий железных дорог Сибири телефонами с избирательным вызовом. Опыт не удался, и дело заглохло. После Гражданской войны оборудование было демонтировано и установлено на линии Москва - Александров Северной железной дороги специально для введения на этом участке диспетчерской связи.
В полном объеме диспетчерское руководство движением поездов на этом участке началось с марта 1924 г. Сразу же выявились преимущества диспетчерской системы: средняя техническая скорость возросла на 11%, средняя коммерческая - на 22 %; в пассажирском движении соответственно на 10 и 8%. Начиная с 1925 г. диспетчерское руководство вводится сначала на Октябрьской и Московско-Казанской дорогах, а к 1934 г. действует уже на всей сети железных дорог СССР (за исключением малодеятельных линий).
В дальнейшем диспетчерская система распространилась на все уровни управления движением поездов и маневровой работой: станционный, отделенческий, дорожный и сетевой. Произошло также и расширение системы по горизонтали - появились локомотивные диспетчеры, диспетчеры-вагонораспределители, узловые диспетчеры. Диспетчерское управление работой станции осуществляется, как уже было сказано, маневровым (станционным) диспетчером (ДСЦ).
Вопросы для самоподготовки
1. Как развивалось диспетчерское руководство на железных дорогах?
2. Диспетчерское руководство эксплуатационной работой.
Лекция № 7: «ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
План лекции
1. Создание первого в России Устава железных дорог;
2.Уставы железных дорог СССР;
3.Уставы железнодорожного транспорта Российской Федерации
4. История создания ПТЭ
5. История создания ИСИ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 337.