Успех железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог. В Великобритании в 1830 г. была сооружена дорога Ливерпуль – Манчестер. Ее строительством руководил Дж. Стефенсон. Он ввел рельсовую колею шириной 1435 мм, которая получила название «стефенсоновской». Для улучшения профиля трассы линии длиной 50 км были построены 63 моста и путепровода (конструкции Дж. Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через болото. Для этой линии Стефенсон построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета», развивший скорость 56 км/ч, одержал победу. Линия Ливерпуль–Манчестер явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Дж. Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.
В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон – Огеста, длинной 64 км. В 1831 г. в Филадельфии начал работать 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.
В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах: 1833 г.– Франция (линия Сен-Этьен –Лион, 58 км); 1835 г.– Бельгия (Брюссель–Мехельн, 21 км), а также Германия (Фюрт– Нюренберг, 7 км.
Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общественного пользования. В 1837 году была открыта железнодорожная линия Санкт-Петербург – Царское Село протяженностью 26,7 км. Хотя первая в России железная дорога по своему протяжению и сравнительно невысокому экономическому значению являлась пригородной дорогой, это была первая в мире дорога, построенная в столь северных широтах. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в суровых климатических условиях России. В 1851 г. завершилось сооружение 2-х путной магистрали Петербург – Москва, которая явилась важной вехой в развитии железнодорожного транспорта и выработке государственного регулирования строительства и эксплуатации железных дорог в стране.
Всего в 1850 г. общая длина рельсовых путей превысила 38 тыс. км. Железные дороги как вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е гг. первые ж.-д. линии были построены в странах Азии (Индия, 1853 г.), Африки (Египет, 1854 г.), Южной Америки (Чили, 1852 г.), в Австралии (1854 г.). В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в том числе в США – 49 тыс. км, Великобритании – 16,8 тыс., Германии – 11,6 тыс., Франции – 9,5 тыс., Австро-Венгрии – 4,5 тыс., в России – 1589 км.
Этап начального развития железных дорог – это период создания ряда важных технических средств, положивших начало железнодорожной техники, организации перевозочного процесса, решения вопросов управления железнодорожным транспортом.
Много новых технических решений было реализовано в паровозах. Паровоз стал надежной конструкцией и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы. Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых вагонов (2-х и 4-осных); пассажирских вагонов («английского» и «американского» типов).
Разработаны тормозные устройства, в том числе механические системы тормозов, паровой тормоз Дж. Стефенсона (1833 г.). Создана винтовая сцепка (США).
Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути в виде рельсо-шпальной решетки – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы. Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей. Решались проблемы сортировочных станций: в 1846 г. в Германии была построена станция, расположенная на уклоне.
Создавались средства управления движением поездов: изобретение семафора (1841 г., Грегори), системы блокировки, использование телеграфа (1838 г., С. Морзе).
Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а их строительство стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.
Вопросы для самоподготовки
1. Каковы исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта?
2. Назовите основные составные элементы железнодорожного транспорта, какова их краткая история.
3. В чем заключается основной принцип железнодорожного хода?
4. С пуском какой первой железнодорожной линии с паровой тягой начинается история мирового железнодорожного транспорта?
5. Опишите вклад Дж. Стефенсона в создание железнодорожного транспорта.
6. Охарактеризуйте основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта, тенденции развития железнодорожной сети мира.
7. В каких странах Европы и на других континентах были построены первые железные дороги?
8. Назовите основные технические средства железнодорожного транспорта, созданные в начальный период развития железных дорог.
Лекция № 2: «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ, СССР И ЗА РУБЕЖОМ»
План лекции
1. Бурное развитие железнодорожного транспорта во 2-й половине XIX – начале XX вв.
2. Железные дороги мира в 1920-е – 30-е гг.
3. Особенности работы мирового железнодорожного транспорта в 1950-е – 70-е гг.
4. Мировой железнодорожный транспорт на современном этапе.
5. Начало строительства и эксплуатации железных дорог в России. Магистраль С.-Петербург – Москва.
6. Российский железнодорожный транспорт во 2-й пол. XIX в.
7. Железные дороги на рубеже XIX – XX в.
8. Отечественный железнодорожный транспорт в восстановительный период и годы индустриализации.
9. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны.
10. Послевоенная реконструкция и развитие железнодорожного транспорта в СССР (1950-е – 80-е гг.).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.